Убийство доцента КнАГТУ Николая Мытника стало шоком не только для его близких, но и всколыхнуло ученое сообщество от Комсомольска до Москвы. Обвинительное заключение, как информировал редакцию руководитель следственного отдела при прокуратуре Комсомольского района Игорь Ильиных, будет передано в суд не раньше августа после проведения всех экспертиз. Уже определен мотив преступления, а признавшийся убийца - за решеткой. Однако семья, коллектив вуза и корабелы России, плодотворно работавшие с талантливым ученым, встревожены тем, что в ожидании вердикта от Фемиды могут скрыться другие, далеко не безвинные фигуранты, а «теневая» версия кровавой расправы просто выпадет из материалов уголовного дела.
ПОСЛЕДНЯЯ РЫБАЛКА
Н. А. Мытник |
(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-127969-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-127969-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script")[0]; s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");
|
...Выходной день Мытник решил посвятить своему хобби. Ясным утром он вывел с лодочной станции личный катер и в компании двух пожилых, но еще крепких и бывалых товарищей переправился на противоположную сторону реки. Счастливым рыбакам, успешно настроившим снасти, недолго пришлось наслаждаться покоем. Следом, в полдень к скалам подрулила моторка. Быстро высадив двоих пассажиров и выгрузив надувную лодку, владелец завел мотор и удалился. Синие от наколок тела объявившихся соседей поначалу не смутили Мытника и его друзей. Конфликты между местными любителями спортивной рыбалки – большая редкость, уловистых мест на бескрайних плесах хватает всем. Тем более, что прибывшие, как принято, сразу же начали заводить в воду свои крючки на верхогляда.
- Однако дело у этих ребят не заладилось, - вспоминает главный свидетель преступления Георгий Федорович Дуров, 83-летний отчим Николая Мытника. - Резиновая часть их оснастки на глубине порвалась. Раздосадованные ребята попросили у нас запасную резину, но ее, увы, в наличие не оказалось. Опечалившись безвыходной ситуацией, парни решили передохнуть, расположившись на валунах у прибоя. Что пили-курили, или кололись – сказать трудно. На берегах Амура сегодня залежи водочных бутылок, шприцов и окурков «Беломора». Но явно взбодрившись после трапезы, хлопотные соседи стали настойчиво убеждать Николая перевезти их на катере обратно в город. Коля вежливо объяснил, что горючего у него в обрез, для таких дальних рейсов бензина не предусмотрено.
С того момента манера общения характерно татуированных граждан на воровском сленге становилась все навязчивей. Дед Георгий с тревогой приметил на поясе одного из них нож, у другого в руках - топорик. На какое-то время внимание «лихих братьев» привлек бродячий пес, спрятавшийся при их появлении в прибрежных зарослях. Не исключено, что поначалу именно животное предназначалось в жертву охотничьему инстинкту оголодавших «туристов». Но Дуров проявил выдержку даже после того, как подозрительный тип залез в карман его куртки, брошенной на камнях. Уже тогда становилось понятно – этим «товарищам под кайфом» потребовался ключ от замка зажигания, с целью угнать катер. Но бдительный Мытник хорошо припрятал связку. Рыбалка с оглядкой продолжалась.
- Я оглянулся на Николая в тот момент, когда он опускался на гальку у воды, по его телу текли темные струи крови, - констатирует сегодня старик Дуров. – Одновременно стал падать в речной прибой и убийца. Смертельно раненный Мытник, пытаясь защититься, как потом установят эксперты, успел ударить подонка камнем в лоб. Коля ведь никак не выглядел на свои 54 года, был невысоким, но очень крепким поджарым мужиком. Когда я бросился к нему, убийца выронил в воду нож и стал подплывать к лодке, на которой его уже ждал подельник. «Не бросай меня»! - орал убийца, а я только ревел от гнева и бессилия. В области сердца моего близкого человека зияли две смертельных раны. Пульс не прощупывался. Если бы тогда догнал этого выродка, то, признаюсь, нашел бы силы прибить его на месте. Но преступники стали быстро отплывать от берега, а Николай умер на моих глазах.
КОЛЫБЕЛЬНАЯ ДЛЯ ПОДЕЛЬНИКА
Двое 80-летних рыбаков сумели перенести остывающее тело на борт моторки. Но ключ от катера так и не нашли. Вокруг ни души. По сотовой связи милицейскому дежурному объяснить ситуацию не удалось. Пытаясь выгрести против течения к ближайшему детскому лагерю «Корабел», деды выбились из сил. На их призывы о помощи откликнулся экипаж шедшего мимо катера. Неизвестные земляки не стали вникать в криминальную проблему и до конца содействовать попавшим в беду пожилым людям. Помогли лишь завести мотор и тут же умчались. Буквально в ста метрах от берега Комсомольска в баке кончился бензин, но старики все же сумели на пределе сил преодолеть веслами бурное течение и уже в сумерках, спустя несколько часов с момента убийства, причалили к прибрежной промзоне.
Труп, доставленный тем же катером в темноте на центральный городской пляж, кроме многочисленных родственников, коллег и друзей Мытника, уже ожидала группа УВД, следователь и эксперт-криминалист. Никого из близких к телу этим вечером не допустили, но муниципальную службу, доставляющую трупы в морги, им пришлось вызывать более двух часов – диспетчер каждый раз словно впервые принимала вызов. Между тем, все регламентные действия были проведены правоохранительными органами при свете фар и яркой луне без проволочек, а на следующее утро оперативно-следственная группа отправилась к месту преступления вместе с 83-летним свидетелем Дуровым.
- Наш сотрудник Самарченко при участии опытных сотрудников буквально просеял всю гальку на том участке берега, но вместе с экспертом Геннадием Пивоваровым они обнаружили неопровержимые улики, - сообщает руководитель следственного отдела Игорь Ильиных. – Орудие убийства, брошенное в воду, видимо, унесло бурным течением в глубину. В нашем арсенале пока нет эхолокаторов, но и подключать водолазов к поискам относительно легкого ножа не было смысла. Амурские водовороты уносят безвозвратно и более тяжелые вещи. На месте конфликта был оставлен топорик и следы, позволившие восстановить полную картину происшествия. В тот же день личность убийцы идентифицировали. Главный подозреваемый был задержан по горячим следам и уже к вечеру, после процедуры опознания, ему было предъявлено обвинение по части 1 статьи 105 УК РФ – умышленное причинение смерти другому человеку.
Личность Вадима Дудкина, отбывшего четвертую часть своей 38-летней автобиографии в исправительных колониях, хорошо известна правоохранительным органам. Предыдущая ходка – за преступление «против личности и здоровья граждан». В эти дни он проходит очередную психолого-психиатрическую экспертизу в спецстационаре Хабаровска. Если врачи не выявят в его сознании аномалий, ему светит провести в зоне еще до 15 лет. Впрочем, известный рецидивист, прервавший двумя прицельными ударами ножа жизнь уважаемого ученого, во время допросов настаивает: «защищался от агрессивного рыбака». Но незначительная рана на лице Дудкина от камня, брошенного Мытником в предсмертный миг, вряд ли смягчит наказание. Настораживает другое. Второго участника расправы, которого в текущей криминальной хронике города местные репортеры ошибочно назвали родным братом убийцы, следователи сразу же квалифицировали как свидетеля, не усмотрев его прямой причастности к тяжкому преступлению.
- В итоге пособник кровавой расправы, также имеющий судимость, спокойно гуляет на свободе, - пишут в редакцию вдова Галина Мытник и дочь Татьяна. - В ходе последних новостей о расследовании нам стало известно, что следствие допускает версию защиты самого рецидивиста от Николая Александровича. Соответствующие комментарии сотрудника СО краевым телеканалам глубоко унижают мнение всего коллектива госуниверситета. Как известно, Мытник в своей жизни и мухи не обидел, а его необычная доброжелательность и преподавательская вежливость служили примером многим. Следователь Самарченко, пояснил нам, что второй член преступной группы просто испугался, и поэтому не стал останавливать Дудкина. Но ведь подельник, брат он или не брат, к тому моменту уже приготовил резиновую лодку и без всякого страха увозил убийцу, помогая ему скрыться с места расправы, где оставался смертельно раненый человек. Мы вместе с коллегами нашего покойного мужа и отца просто вынуждены огласить через прессу этот вопиющий факт, и надеемся, что широкий резонанс в кругах технической интеллигенции скорректирует ход чересчур быстрого разбирательства, материалы которого в связи с отпуском Самарченко переданы на днях другому следователю.
«ТЕНЕВОЕ» РЕЗЮМЕ
Как стало известно, некоторые коллеги Николая Александровича собираются настаивать на отработке еще одной – «заказной» версии убийства. И, судя по всему, не без оснований. Коллектив вуза и бывшие научные партнеры Мытника из Москвы, Санкт-Петербурга и Владивостока напоминают: часть заказов ученый не успел выполнить из-за того, что какая-то нечисть решила – ему не стоит больше жить. Действительно, настораживают многие теневые моменты инцидента.
Во-первых, по очень странному стечению обстоятельств криминальные рыбаки прибыли почти следом именно в ту же отдаленную от города точку, где рыбачил Мытник. Во-вторых, рано утром, перед выездом на Амур, он побывал на кафедре, где сообщил всем о намерении отдохнуть на своем любимом месте, хорошо известном многим его товарищам по хобби. В-третьих, Николаю Александровичу очевидно целенаправленно нанесли два смертельных ранения буквально в преддверии защиты докторской диссертации по очень специфической для непосвященных теме: «Методология многофакторного сопоставления сложных технических объектов и исследование морских транспортных систем...». В-четвертых, доцент КнАГТУ в последнее время выполнял немало дорогостоящих специфических заказов в области судостроения. Многие его услуги оценивались весьма дорого, но, возможно, так и не были оплачены.
Нельзя не прислушаться и к мнению независимых юристов, напоминающих о новой тенденции в криминальной статистике России: более 30 % заказных убийств выполняются руками уголовных «шестерок», готовых за скромный гонорар выполнить любую черную работу.
Юрий Ковалев
(фото Н. А. Мытника - из семейного архива)
«Приамурские ведомости», № 97, 07.07.10.