«Здесь начинается Россия» - такое название носит знаменитый памятник неподалеку от аэропорта в Елизово на Камчатке, установленный в 2011 году, через три года после издания хабаровской книги. |
|
Вот его комментарий:
- На мой взгляд, это лучшее за все времена книжное издание, посвященное юбилею края. И насколько я знаю, в краевом правительстве уже ни раз предлагали его переиздать, но дело в том, что автором вступительного слова был прежний губернатор края Виктор Иванович Ишаев, а по правилам книгоиздания нарушать целостность ранее изданной книги, подменяя одно вступительное слово другим, запрещено.
Лично я корректно отношусь к Ишаеву, поскольку считаю, что при всех озвученных в прессе «грехах» он все-таки сильная личность, руководил краем в трудные девяностые и начале двухтысячных. Ну, и губернаторскую премию в области литературы и искусства за 2004 год я тоже получил за подписью Ишаева, а вот после него, хотя и издал десяток художественных и публицистических книг и получил награды в других регионах, в Хабаровске почему-то так и не удосужился наград.
И дело не только в наградах, хотя как профессионал, и довольно известный, имею на них право, просто считаю, что какие-то «подковерные игры» и личная неприязнь ко мне некоторых чиновников сыграли свою роль.
Поэтому буду откровенен в суждениях, хотя кому-то это покажется резким.
Так вот, скажу прямо, нынешнее отношение к писательскому сообществу в Хабаровске ниже всякой критики и наш край действительно превратился в «черную дыру» на литературной карте России, хотя некоторые наши авторы издаются и даже отмечаются в других регионах и даже на международном уровне. И надо бы поговорить об этом подробнее. Но пока об упомянутом выше альбоме.
Его заявленное название - «Здесь начинается Россия» - и мне, и некоторым другим участникам проекта показалось не совсем точным, поскольку у Чукотки, Камчатки и Сахалинской области прав «быть еще восточнее» больше, чем у Хабаровского или Приморского краев. Но поскольку «наверху» решили, что название будет именно таким, на том и порешили.
Исполнителем книжного задания стал наш Гродековский музей, где я в ту пору работал редактором отдела научных изданий, и был причастен к этому проекту изначально, порой вдаваясь в такие не афишируемые подробности, которые не для всех. Но за давностью лет, считаю, это можно озвучить, ибо на пользу новых книжных проектов, которые наверняка будут осуществляться к очередным краевым юбилеям. И над подготовкой и сбором фактуры книги поработали многие мои коллеги по музею, к которым я отношусь с уважением, поскольку по части иллюстративного материала была проделана огромная работа.
Но речь идет о литературном тексте и, так сказать, доводке книги до ума.
Тут мы остались вдвоем - главный редактор издания, кандидат исторических наук Владимир Чагин из Красноярска и автор этого комментария.
И вот так, вдвоем, в течение двух месяцев работая на износ, сумели скомпоновать уже собранный музейщиками материал, перебрать множество вариантов и соединить все литературным текстом, который по объему, замечу, сам по себе тянул на книгу средней величины, хотя на страницах и казался небольшими фрагментами и сюжетными «мостиками», но это могут оценить только профессионалы.
Были и помощники в лице курьеров, компьютерщиков и представителей книжного издательства из Красноярска, выполнявшего этот заказ. Их незаметный труд, кстати, похвалил только я, когда пришел черед презентации и раздачи наград. И это праздничное мероприятие мне хорошо запомнилось, как образчик истинного отношения к авторам книг, увы, наблюдаемое довольно часто.
Помню, выступили, как и положено в таких случаях, министр культуры, директор музея, другие важные лица, и когда где-то на десятом выступающем поток «причастных» иссяк и ведущий спросил, ну и кому бы еще выступить, кого забыли, профессор Дубинина Нина Ивановна сказала: «А вообще-то у книги есть и автор».
«Как автор?!» - изумились многие.
«Да, автор литературного текста, это Владимир Васильевич, что так скромно сидит в углу, взгляните на выходные данные книги».
Помню изумление, раздражение и даже ненависть, пронесшиеся в виде флюидов. Конечно, виду не показал, выступил вкратце, поблагодарил и «скромных мышек» проекта, о которых даже не вспомнили.
И говорю об этом не ради запоздалых обид, а как представитель пишущей братии, о которую частенько пытались «вытирать ноги».
Да, у публицистов и писателей собственная гордость, потому и держусь независимо, и когда пару лет назад доводилось общаться с одним из заместителей председателя краевого правительства, сказал ему прямо: «Аркадий Николаевич, та рукопись очередной книги, что мне дали на рецензию, никуда не годится, и мне проще начать текст с нуля, чем исправлять чьи-то огрехи, и я не буду участвовать в этом проекте».
Да, меня несколько раз привлекали в последний момент, когда проект той или иной книги «буксовал» и нужен был крепкий профессионал, чтобы как можно быстрее оформить рукопись. Всякое было. А сейчас я просто «в одиночном плавании», пишу лишь свои книги. Но опыт таких, как я, считаю, весьма пригодится хабаровскому книгоизданию.
В нашем городе, к счастью, еще есть опытные редакторы, хоть и в пожилом возрасте, но умные и толковые, которые лишь вздохнут, читая этот комментарий. Поэтому если кому-то из моих бывших коллег это мнение покажется излишне самоуверенным и даже чересчур резким, не обижусь, ибо нужно быть честнее и уважать свою профессию.
А.П.