У главы Якутии насыщенный график. И очень интересный круг общения. В конце прошлой недели президент Егор Борисов встречался в прямом эфире с журналистами республиканских СМИ, в начале этой - с членами Общественной палаты, в конце ее же - с аппаратом УФСБ по Якутии. И всем объяснил «правду жизни».
«Якутск вечерний», №3, 01.02.13 |
(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-127969-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-127969-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script")[0]; s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");
|
Журналистам президент рассказал о незаменимости и важности бюрократии: «Не надо считать бюрократа врагом… вся наша жизнь состоит из бюрократических документов». Общественникам - о том, какой инертный и выжидательный народ ему на попечение достался: «Пока все будут ждать, что президент всё сделает, толку не будет». Чекистам - о том, что кругом враги и надо бдить и пресекать, потому что «некоторые зарубежные компании пытаются под разными предлогами развить в Якутии бурную деятельность весьма сомнительного толка».
За публичными выступлениями президента вообще было интересно наблюдать, поскольку в них прорезалась заметная эволюция Борисова-президента. И пришлась она аккурат на середину президентского срока. Сегодня президенту плохо удается скрывать раздражение народом, о благе которого он заботится-заботится, но который не проявляет встречной инициативы либо вовсе отзывается критикой: ничего не меняется, ничего не делается, одни слова…
Если в 2011 г. президент покрикивал на чиновников за то, что они не слушают народ, который мудр, то в 2013 г. президент уже выговаривает населению, которое не проявляет «творческой инициативы». И даже предупреждает: «Так толка не будет».
Царь всё ещё добрый… но как-то подустал от народишка-то.
Егор БОРИСОВ:
- Решение задач республики будет более эффективным, если будет поддержка общественности, если будет активной позиция самого общества, будет движение вперед. Встречаясь с населением, я почувствовал, что на местах отсутствует встречное движение. Творческого подхода я не наблюдаю. Нет активности, люди предпочитают занимать выжидательную позицию. А без инициативы на местах в тех или иных формах мы не сможем добиться реализации поставленных задач.
По сути, президент жалуется, что ему не на кого опереться.
Правительство в качестве опоры он не воспринимает - это команда исполнителей. Причем исполнителей не самых обязательных, благо есть примеры того, как благие помыслу президента остаются на бумаге. Причем когда Борисову говорят, что нет механизмов для их воплощения (которые как раз должны создавать члены правительства и администрации), он начинает злиться:
- Это самое страшное. Когда активные люди сидят в стороне и говорят: мы подождем, когда указ заработает… подождем, пока механизмы появятся. Надо не ждать, пока механизмы появятся, а идти и что-то предпринимать, действовать… иначе у нас ничего не будет…
***
ВСПОМНИЛА БАБУШКА, КАК ДЕДУШКОЙ БЫЛА
Забавно, что перемены прослеживаются даже в мелочах. Взять историю с несознательными торговцами алкоголем, нарушающую президентский указ. Простая и незатейливая, она так нравится президенту, что он рассказывал её уже неоднократно - журналистам, общественникам, населению. Но по мере того, как эволюционирует президент, меняются канва и жанр истории.
В августе 2012 г. (встреча Борисова с активистами трезвеннических движений) это была история о том, как хороший президентский указ, направленный на борьбу с пьянством, губит нежелание граждан примкнуть к президенту в единой борьбе за трезвое будущее нации:
- В Горном улусе ко мне подошла бабушка и сказала: «Господин президент, почему вы не контролируете продажу винно-водочной продукции в ночное время? Вот, у меня сосед продает...» Назовите фамилию соседа, чтобы милиция приняла соответствующие меры. «Это задачи президента. Что я буду рассказывать?!»
В январе 2013 г. (встреча Борисова с Общественной палатой) эта история превратилась в рассказ о хамоватом мужике, который просто ничего не хочет делать и ждёт, что всеё сделает за него президент.
- Встречался с населением, мужик встаёт и говорит: президент, угомони соседа, он водкой торгует. Я говорю: хоть скажи фамилию. Не говорит…
***
Увы, без механизмов благие помыслы не работают. Проверено.
Эти механизмы общество могло бы создавать и предлагать самостоятельно, используя гражданские инициативы, или через лидеров общественного мнения. Ведь смогло же бизнес-сообщество собраться и разработать нужный ему закон о «предпринимательском» омбудсмене, что побудило и чиновников перестать тянуть резину и взяться за ту же работу.
Беда в том, что институтов таких у нас почти нет, да и лидеров общественного мнения, сумевших наладить работу с органами власти, немного. С целью сформировать когорту таких лидеров волевым порядком в 2011 г. была создана Общественная палата Якутии, куда полуназначили, полуизбрали людей - заслуженных, уважаемых, авторитетных в своих отраслях.
И что получилось?
Встречаясь с ними 29 января, президент излагал свои «претензии к народу», ожидая услышать либо разуверения (и примеры), либо предложения Общественной палаты по поводу того, что можно сделать, чтобы разбудить «инициативу снизу». Не дождался.
Когда он попросил членов ОП высказаться по поводу того, как они видят своё участие в этой самой «побудке», вышел и вовсе конфуз, иначе не назовешь.
Председатель палаты тут же чуть не на трех пальцах объяснил, почему ОП не работает так, как от неё ждут.
Василий ИВАНОВ:
- Есть три вопроса, которые сдерживают нашу работу. Первый вопрос - вопрос финансирования. При создании палаты была заложена сумма в 3,2 млн рублей, но она оказалась недостаточной. Мы заявили на 2013 г. сумму в 6,3 млн рублей, но этот объем в бюджете республики не предусмотрен. Остались те же 3,2 млн рублей..
В зале многие откровенно заухмылялись.
Это же прекрасно, когда человек, работающий на общественных началах, начинает объяснять, что для работы ему нужны деньги.
Дальше - больше. Василий Иванов попросил еще штаты («сегодня объем такой, что не можем справиться»). А еще - назначить новых членов ОП взамен выбывших: состав палаты покинула Татьяна Тарасова, которая теперь состоит на госслужбе как советник президента и Светлана Николаева, которая скончалась в прошлом году. Причем таких, каких нужно.
- Просим заполнить две вакансии. Они обе из списка президента (15 членов палаты назначает Егор Борисов, еще 15 избирают первые 15 назначенных. - В.О.), ваше решение нужно. Желательно нам, прежде всего, юриста, потому что поступает много просьб личного характера, - заказывал Василий Иванов, как на бирже труда. - А еще экономиста, потому что всё больше вопросов связаны с экономической стороной.
На этом месте сложилось окончательное ощущение, что глава Общественной палаты слабо представляет себе принцип ее функционирования. Потому что юристы и экономисты нужны, например, в аппаратах уполномоченных по правам человека и ребенка, куда, собственно, и должны направлять людей с личными вопросами. Задача Общественной палаты гораздо шире и тоньше.
Это инструмент, который должен воспринимать сигналы снизу и переводить их в формат диалога - с обществом или общества с властью.
Вот скандал с историком Казаряном, вылившийся из научного спора в вопрос межнациональных отношений в республике, - это тема Общественной палаты. Выработка тезисов новой молодежной политики (скоро министерство по делам молодежи и спорта будет расформировано и перекроено) - тема Общественной палаты. Сбор идей и наработок для формирования единого детского движения (тезис послания президента) - тема Общественной палаты.
А участие в решении коммунальных проблем отдельно взятого пенсионера, столкнувшегося с бездействием муниципальных органов власти, - это уже работа уполномоченного по делам человека или инспектора Государственной жилищной инспекции.
Разные вещи. Разные задачи. Разные цели.
При помощи рупора не пишут жалобы и не заколачивают гвозди. Им усиливают голос, чтобы привлечь внимание. Чтобы убедиться в этом, достаточно просто прочесть закон об ОП Якутии:
***
«Общественная палата призвана обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан, общественных объединений, органов государственной власти Республики Саха (Якутия) и органов местного самоуправления для решения наиболее важных вопросов экономического и социального развития, защиты прав и свобод граждан, демократических принципов развития гражданского общества в республике».
***
Зачем палате общественник-юрист, когда президент прямым распоряжением обязал все министерства и ведомства сотрудничать с ОП, приходить по их приглашению на заседания, готовить ответы по запросам? К их распоряжению ресурсы целого правительства из двух десятков министерств и шести госкомитетов!
«Воспользовались ли правом приглашать любого министра на встречу?» - спрашивал президент.
Ни разу.
О сути палаты присутствующим попытался напомнить член палаты Леонид Левин (его назначили взамен ушедшего в Ил Тумэн Владимира Членова), который в своём выступлении говорил, что надо заниматься проблемами не людей, а граждан. Потому что для людей существует весь государственный и муниципальный аппарат, а гражданские институты у нас давно и благополучно выполоты. Меж тем именно они должны играть роль лифтов, которые соединяют волеизъявления сверху с инициативами снизу.
Леонид ЛЕВИН:
- У нас у всех, на кого ни посмотри, благие помыслы - все думаем исключительно о людях. Но положение и задачи ОП особые. Мы должны заниматься институтами гражданского общества - их организацией и становлением… В советское время нас долго приучали к тому, что у людей не должно быть личных интересов - только общественные. Затем всё рухнуло вместе с государством, и сейчас картина прямо обратная - только личные интересы и превалируют. Между двумя крайностями мы утратили чувство гражданственности. Нам сегодня этому надо [заново] учить.
Вернуться, однако, к теме не удалось.
Потому что далее члены Общественной палаты принялись, пользуясь случаем, высказывать президенту каждый своё наболевшее: телеведущий Андрей И жаловался на министров, которые не хотят помогать «развитию позитивного имиджа республики»; ветеран Будимир Слепцов - на чиновников, которые на отчётах перед населением «бессовестно» ставят себе пятерки, требуя исключительно «одобрямс»; Алексей Загоренко - на других членов палаты, которые не работают, «прячась за спинами коллег».
Выражение лица Борисова, который этому внимал, в какой-то момент стало просто унылым. Не выдержав, он перебил очередного выступающего и напомнил, что собрались послушать, как работать палате в этом году, а не как отчитываться правительству или как поднимать село. «Почитайте еще раз закон об Общественной палате!» - прямым текстом потребовал от своих чузенов (от англ. choosen one - избранный) президент. - Там написано, чем вы должны заниматься».
Егор БОРИСОВ:
- Общественная палата - это не просто площадка для обсуждения какой-то проблемы. Это площадка для обсуждения проблемы, в решение которой можно было бы втянуть людей. Услышать их варианты решения. По сути сегодняшнего обсуждения я вижу, что сегодня нет восприятия самой этой задачи…
Де-факто президент признал то, о чем мы писали в прошлом выпуске «ЯВ» в материале, посвященном гражданским инициативам и реакции на них власти. Полноценной Общественной палаты у Якутии не получилось. Вместо неё собрался клуб хороших, уважаемых людей, специалистов в своей области, которые, увы, толком не понимают своего назначения.
Завершая встречу, президент заявил, что всё еще надеется, что палата «должна стать одним из самых важных инструментов взаимодействия гражданского общества с органами власти». Ну что тут скажешь… оптимистично.
Но если понимания не сложилось спустя год с лишним «активной» (по собственному признанию) деятельности, как-то слабо верится. Хотя, возможно, у кого-то из нас завышенные ожидания.
Виталий Обедин,
«Якутск вечерний», №3, 01.02.13
P.S.
Деньги и штаты ОП были обещаны. Кандидатуры «юриста» и «экономиста» уже проходят кастинг.
.