Тема повышения тарифов на тепло и горячую воду нашла всё-таки отклик не только среди населения, но и среди тех, от кого непосредственно это повышение зависело.
В пятницу меня пригласили на разговор в комитет тарифов и цен правительства области. Разговор со мной вели два заместителя председателя названного комитета Галина Феликсовна Шлыкова и Нина Александровна Уткина.
Галина Феликсовна:
- Хочу сказать, что ваши публикации и без того больной организм нашего общества взбудоражили. Нам поступает масса звонков. Люди возмущаются. Мы пригласили вас, потому что хотим конструктивного диалога.
Тарифы на жилищно-коммунальные услуги принимаются приблизительно один раз в год, если нет изменений в законодательстве.
Я возразила: - Нет, не приблизительно. Насколько мне известно, согласно нашему российскому законодательству, тарифы принимаются один раз в год. Так?
Галина Феликсовна: - Да. Принимаются на один год с календарной разбивкой.
Снова возражаю: - В законе ничего не сказано о календарной разбивке.
Галина Феликсовна: - Сказано…
Я попыталась спорить, но мои собеседницы спор не поддержали и тут же обозначили другой вопрос.
Нина Александровна: - Подождите! Мы говорим о том, что устанавливаем тарифы в рамках предельных индексов, установленных Федеральной службой по тарифам.
Галина Феликсовна: - Вы пишете в своей статье, что областное правительство откровенно проигнорировало приказ № 231, в котором сказано про предельные индексы.
Уточняю: - Речь о другом. В этом приказе сказано, что повышение тарифов планируется с первого июля. Правильно? (Мои собеседницы соглашаются). Тогда почему оно произошло с первого января?
Галина Феликсовна: - Мы сейчас ответим на этот вопрос. Но мы хотели бы начать с того, что если вы посмотрите, то этот приказ касается поставляемой услуги потребителям теплоснабжающими организациями - и дальше идёт слово «в среднем» - по субъектам Российской Федерации. На территории нашей области сегодня не одна теплоснабжающая организация, их пятьдесят. И вот это выражение «в среднем» говорит о среднем в ЕАО.
Чувствуя, что меня уводят в какие-то непонятные мне дебри, я пытаюсь конкретизировать: - В районах области никакого повышения тарифов с первого января не было. Мы говорим о городе Биробиджане.
Галина Феликсовна: - Вот мы и пытаемся объяснить, о чём этот приказ. Он сегодня не говорит про население, в нём нет слов «прочие потребители», он говорит «в среднем по субъекту». Таким образом, государственная политика в области теплоснабжения проводится Федеральной службой по тарифам через ограничения роста тарифов на тепловую энергию в среднем по субъекту Федерации. У каждого субъекта свой рост. В ЕАО он составляет 15 % с первого июля. Ещё раз обращаю внимание: для теплоснабжающих организаций! Не для населения. Нет тут слова «население»! И это принципиально.
Спрашиваю: - А где же слово «население»?
Нина Александровна: - К населению мы перейдём.
Галина Феликсовна: - Вот для сравнения, в приказах о тарифах на электрическую энергию чётко написано: «для населения», а потом уже в целом по субъекту. То есть, когда хотят выделить население, его выделяют. В данном случае законодательство не выделяет население. На сегодняшний день у нас предельный индекс в среднем по ЕАО не повышен, а с первого июля повышен на 10 %.
Слушаю и ничего не понимаю. Представители комитета по тарифам и ценам достаточно напористо пытаются внушить мне, что никакого повышения тарифов первого января не произошло. А как же тогда квитанции, которые мы получили?
Галина Феликсовна: - Мы про квитанции сейчас вообще не говорим. Мы сейчас говорим о том, что приказ №231 не относится к населению. Он относится к совокупному размеру тарифа на тепловую энергию по Еврейской автономной области. Это «средняя температура по больнице».
- Минуточку! Я не понимаю, что значит для ЕАО? ЕАО - это что-то аморфное? Это просто название? В ЕАО что, люди не живут?
Галина Феликсовна: - Там не люди, там есть сорок девять энергоснабжающих организаций.
- Тогда для кого эти предельные пятнадцать процентов повышения? Для населения или для организаций? Уточните.
Галина Феликсовна: - 15% максимального роста тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями. То есть, для организаций в среднем по ЕАО. У нас их сорок девять. У каждого из них может быть размер тарифов, отличный от среднего. У кого-то он выше, у кого-то ниже. В связи с чем мы и говорим, что ссылка ваша на приказ № 231 некорректна, но он у нас на территории области выдерживается…
Слушаю, слушаю, а перед глазами - квитанции за январь, в которых тарифы повышены на 17,1%. Все эти разговоры о среднем мне - обычному потребителю тепла и горячей воды - не интересны. И я понимаю, что и нашим читателям тоже. Всех нас интересует только один вопрос: почему тарифы повышены с первого января?
Уточняю ещё раз: - На каком основании вы принимаете решение о повышении тарифов дважды в этом году - 1 января и 1 июля, если можно повышать только один раз в году?
Галина Феликсовна: - Кто вам это сказал?
Отвечаю: - Так сказано в приказе Федеральной службы тарифов. Ни в одном субъекте ДФО с первого января тарифы не повышали. Почему вы это сделали?
Галина Феликсовна: - То есть, вы хотите сказать, что мы неправильно считаем? Тогда вы должны доказать нам, что мы нарушили, вы должны показать, когда, в каком месте мы неправильно посчитали…
Вот так: я про Фому, а мне про Ерёму. Я про дату повышения тарифов, а мне про их размеры. Снова настойчиво спрашиваю: - Ответьте на простой вопрос: почему вопреки приказу Федеральной службы по тарифам повышение произошло первого января, а не первого июля.
Галина Феликсовна: - Так вот же в приказе написано, что может быть установлен тариф, но он должен быть не выше 100% (то есть прошлогоднего). Но не по каждой теплоснабжающей организации, а в среднем по ЕАО. Мы же о среднем…
Перебиваю. Просто потому что лопается терпение. Перебиваю резко и снова прошу конкретного ответа на конкретный вопрос:
- Не надо мне рассказывать про какое-то «среднее»! Я задала вопрос. В упомянутом приказе, если мне память не изменяет, сказано, что повышать тарифы РЕКОМЕНДОВАНО 1 июля. Там же есть уточнение, которое гласит, что при повышении тарифов надо учитывать СОЦАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ в регионе. Скажите, на ваш взгляд, социально-экономическое положение в ЕАО настолько хорошее, что вы решили повысить тарифы с 1 января? Оно лучше, чем в Хабаровском и Приморском краях, в Амурской области? Объясните.
Галина Феликсовна: - Повторяю, слово «в среднем» - это Федеральная норма…
Снова перебиваю: - Я не про среднее спрашиваю.
Нина Александровна: - Давайте тогда начнём с оплаты граждан.
- Нет! Ещё раз прошу вас: давайте начнём с моих вопросов и ваших конкретных ответов. Повторяю вопрос: в приказе сказано, что можно повысить с первого января?
Галина Феликсовна: - В приказе говорится, что нельзя повышать с первого января в среднем по субъекту. Но при этом Федеральная служба даёт информационное письмо, в котором говорится, что у каждой отдельно взятой организации из сорока девяти тариф может быть как выше, так и ниже, но в среднем он не должен превышать тариф предыдущего года.
Ещё раз пробую уточнить: - Кто имеет право повысить тарифы с первого января?
Нина Александровна: - Конкретно про организации там не написано. Этот приказ не устанавливает размер платы по каждой ресурсоснабжающей организации. Он устанавливает среднее.
Продолжаю: - Тогда почему ОАО «ДГК» первого января повысило тарифы, причём с вашего согласия?
Галина Феликсовна: - Расходы биробиджанской ТЭЦ по выработке и реализации тепловой энергии увеличились на 8% от прошлого года.
До 2013 года население платило меньше за счёт того, что прочие бюджетные организации за них доплачивали. На протяжении последних лет тарифы для населения были ниже, чем у организаций и предприятий. Например, фабрика «Виктория». Руководитель фабрики Елена Самойленко «забрасывала» нас письмами, требуя ответа: почему она должна платить за население?
В этом году мы уравняли тарифы для населения и для организаций. Именно за счёт этого повысились тарифы для населения. Это решение принято правительством ЕАО. Но мы должны сказать, что губернатор озабочен . Он заинтересован в том, чтобы люди этого повышения не увидели.
- Вот как! Почему же тогда мы это видим?
Нина Александровна: - Сейчас объясним. Закон, который был принят правительством области, говорит, что повышение будет не больше двенадцати процентов по отношению к декабрю 2011 года. И этот закон работает сегодня. И в квитанциях плата не должна быть больше, чем в декабре 2011 года. И вы не можете сказать, что мы нарушили этот приказ…
- Опять двадцать пять! Как не могу, когда в квитанциях, которые принесли в редакцию читатели, и в моей тоже мы отчётливо видим это повышение? Почему кроме оплаты тепла в своих квартирах население должно платить за общедомовые нужды? Почему ОДН не появились в квитанциях жителей других регионов Дальнего Востока? В ЕАО социально-экономическое положение лучше, чем в остальных регионах?
Галина Феликсовна: - ОДН - это не наша компетенция, а управления ЖКХ. Мы занимаемся только тарифами. Но и тут правительство ничего не нарушило. Сначала это была обязанность регионов вводить ОДН, потом законодатель предусмотрел право регионов вводить или не вводить. У правительства ЕАО было это право. Так рекомендовало Правительство РФ.
- Это понятно, но не понятно другое: почему своё право правительство ЕАО не соотносит с интересами населения? И ещё не понятно, почему слово «рекомендует» наше правительство реализует только в пользу ресурсоснабжающих организаций, а не населения?
Нина Александровна: - Ну, разве мы вас не убедили, что среднее по субъекту, это не есть среднее по квартирам?
- Нет. Я этого не понимаю. Смотрю в свою квитанцию, вижу повышенные тарифы и не понимаю.
Галина Феликсовна: - Давайте разберёмся с тарифами. Вот тариф 2012 года для населения - 1562 руб. за Гкал. По вашему мнению, он не должен быть повышен 1 января 2013 года. Посмотрите, вот тариф этого года - один и тот же, копейка в копейку.
- Как? В квитанциях за январь 2013 года стоит тариф 1847, 84.
Галина Феликсовна: - У нас перекрёстное субсидирование закончилось, и сегодня тарифы у организаций сравнялись с тарифами для населения. В результате для организаций тарифы с 1 января снизились на 30% по отношению к прошлому году, а у населения повысились на 17,1%, при этом в среднем тариф получился такой же, как и в прошлом году. И эта средняя цифра даёт нам законное право говорить, что повышение тарифов в области не произошло. Тариф у вас остался тот же!
- Да что ж это такое? - не выдерживаю я. - Почему тот же, если в квитанции чёрным по белому написано: 1847, 84? На 285 рублей больше!
Галина Феликсовна: - Просто здесь ещё НДС. Отнимите НДС - и получится такой же тариф, как в прошлом году.
- Зачем отнимать? Я не понимаю, почему я должна отнимать НДС, если платить обязана всю сумму вместе с ним! В тарифе прошлого года тоже был заложен НДС. Сам тариф - 1337, 14 плюс НДС 18%. И в сумме получалось 1562 рубля. Выходит, что на прошлогодний тариф, включающий в себя НДС, накрутили ещё один НДС. И получился рост на 17,1%. Что происходит? Ваша заинтересованность и заинтересованность правительства области должна базироваться на интересах населения, на интересах каждого жителя области и города.
Нина Александровна: - Правильно! Поэтому закон никто не отменял. Двенадцать процентов повышения по сравнению с тарифами 2011 года, и всё.
- Ничего подобного. Вы только что сами признали - 17,1 %! А в июле будет ещё одно повышение, и в целом оно составит 27% в год.
Нина Александровна: - Просто расходы бюджета на дотации населению увеличатся.
- В прокуратуре мне сказали, что повышение тарифов должно полностью компенсироваться дотациями из бюджета области.
Галина Феликсовна: - Вот пусть прокуратура покажет, где это написано. Где закон, по которому мы должны полностью компенсировать повышение тарифов населению? Раньше был такой Федеральный закон, но в 2012 году его отменили. Поэтому, если бы правительство области сегодня не стало платить населению компенсации, то оно ничего бы не нарушило. А что касается конкретно платежа за январь, то у вас, например, он меньше, чем платёж за декабрь прошлого года.
Поясняю: в декабрьской квитанции у меня стоит сумма 1690 рублей, а в январской - 1904 рубля.
Галина Феликсовна: - Но это же вместе с горячей водой!
- Так и в декабрьской квитанции тоже проставлена сумма вместе с горячей водой!
Галина Феликсовна: - Да поймите, нельзя, сравнивая квитанции, считать простым счётом…
- А каким ещё счётом надо считать? Ведь, получив квитанции, мы открываем кошелёк и совершенно простым, я бы даже сказала, примитивным счётом считаем деньги, которые должны заплатить. Таким же счётом считаем оставшееся в кошельке, затем простым делением высчитываем, сколько мы можем позволить себе тратить каждый день до следующей зарплаты или пенсии. Посчитаем и прослезимся, потому что продукты в магазинах не дешевеют оттого, что их производители теперь платят за тепло и воду меньше, а, наоборот, дорожают, увеличивая чью-то прибыль.
Оттого, что носки акционерного общества «Виктория», которым руководит, кстати, депутат Законодательного Собрания ЕАО госпожа Самойленко, будут конкурентоспобными, населению области и города легче жить не станет. И радости оттого, что оно - население - теперь платит за тепло наравне с предпринимателями, испытывать не будет. Все затраты на производство продукции производитель учитывает в цене этой продукции. А цена, как я уже сказала, движется только в одну сторону - сторону увеличения. Но вернёмся к тарифам на тепло и горячую воду.
Цитирую слова председателя комитета по тарифам и ценам правительства ЕАО Татьяны Назаренко:
- В июле повышение тарифов составит в сумме уже 27%. Но граждане этого не почувствуют. Это повышение ляжет на бюджет области. Сейчас в бюджете на компенсации заложено пока двести миллионов рублей. Граждане будут платить столько же, сколько платят сегодня, если Законодательное Собрание ЕАО не внесёт изменение в закон об оплате части расходов граждан.
Обратите внимание: «если Законодательное Собрание ЕАО не внесёт изменение в закон…». То есть, если в июле окажется, что в бюджете денег не хватает, то депутаты могут внести изменение в закон. И тогда уже бремя оплаты - не части, а всей - ляжет на наши плечи.
Наш разговор длился больше двух часов. Меня убеждали в том, что никакого повышения на самом деле не было. Объясняли, что наша биробиджанская ТЭЦ в отличие от таких же предприятий других дальневосточных регионов сама не вырабатывает электрическую энергию, хотя строилась как комбинированное предприятие.
Галина Феликсовна: - В Хабаровске и в Приморье цены на тепло ниже, потому что там ТЭЦ комбинированные. Вот такой у нас уникальный регион. Единственное, что может нас спасти, это развитие промышленности. Тогда объёмы потребления энергии будут большими. Когда объёмы растут - себестоимость падает. А у нас в области скоро останется вообще одно население. Правда, есть надежда на ГОК…
Подводя итог разговора, я ещё раз уточнила: может ли население рассчитывать на то, что суммы в квитанциях каждый месяц теперь будут одинаковыми?
Галина Феликсовна: - В январе тариф повысился на 12%. И дальше сумма в квитанциях должна быть каждый месяц одинаковая. Изменится она в июле или нет - зависит от того, будут деньги в бюджете на компенсации или нет.
Нина Александровна: - 12% - это максимум. Закон говорит, что с 1 июля тарифы можно повысить только на двенадцать процентов…
Вот, наконец, я и услышала, что закон всё-таки говорит о повышении тарифов с первого июля, а не с первого января. И ещё я услышала, что если посчитать размер повышения тарифов не простым, а каким-то другим счётом, то получится не 17, 1%, как есть на самом деле, а всего 12%, опять-таки, в среднем! Пусть вам станет от этого легче!
В общем так, уважаемые биробиджанцы! Платите столько, сколько указано в квитанциях. Платите и не задавайте лишних вопросов. А уже потом пересчитайте простым счётом то, что останется в ваших кошельках, и не в среднем, а фактически. Так, на всякий случай, чтобы знать, сколько вы теперь можете тратить на продукты каждый (или далеко не каждый) день до следующей зарплаты или пенсии и можете ли вообще…
Елена Голубь,
«Газета на Дом», №5, 06.02.13
P.S.
В своей публикации «Имеем право знать» я поинтересовалась, включены ли в тариф на тепло и горячую воду, который оплачивает население, льготы, предоставляемые работникам «ДГК», а их примерно двести человек. Они платят только 50% за тепло и горячую воду. Кто оплачивает за них остальные 50% - мы или «ДГК»?
В прошлую среду я прочла в одной из местных газет интервью руководителя Биробиджанского отделения Теплосбыта Натальи Филипповой, которая заявила, что в наши тарифы эти льготы не включены, что их оплачивает своим работникам ОАО «ДГК» исключительно из своей прибыли.
Только вот не сказала Наталья Филиппова, что тарифы для населения формируются с учётом той самой прибыли. Не только льготы для сотрудников, но и вся прибыль включена в наши тарифы. Поэтому я права, когда говорю, что эти льготы оплачиваем мы - население. Что же касается сауны, функционирующей в «Биробиджанских тепловых сетях», то, по словам представителей комитета по тарифам и ценам правительства ЕАО, у них по документам сауна нигде не проходит. Они о ней ничего не знают. Значит, и говорить о ней смысла нет. Так что, граждане, как говорится, не парьтесь зря.
.