В. Несис
В. Несис

В минувший четверг на расширенном заседании правительства губернатор Хабаровского края Вячеслав Шпорт наградил генерального директора компании «Полиметалл» Виталия Несиса почетным знаком «За заслуги» им. Н.Н.Муравьева-Амурского. После торжественной церемонии г-н Несис пообщался с журналистами и рассказал о перспективных проектах компании «Полиметалл», которые будут претворяться в жизнь на Дальнем Востоке.

 

Кредит доверия

 

- Виталий Натанович, вы впервые получили награду от региональных властей?

 

- Впервые. Я считаю, что эта награда не столько мне, сколько всему коллективу предприятия «Полиметалл» в Хабаровском крае.

 

Четыре года назад мы определили, что этот регион должен стать ключевым для наших инвестиций. Так оно и происходит. Я бываю в Хабаровском крае чаще, чем в любом другом регионе, где работает наша компания. Вижу, как динамично развивается производство. И это несмотря на то, что по производственным показателям Хабаровский край пока не занимает первого места в системе «Полиметалла». Поэтому столь высокая награда накладывает на нас дополнительные обязательства. Это не только честь и признание прошлых заслуг - это кредит доверия государства и власти для будущего нашего развития.

 

- Вы столько внимания уделяете региону, потому что он самый проблемный?

 

- Нет. У нас подход к выбору инвестирования регионов достаточно прагматичный. Мы инвестируем не там, где сложно и тяжело, а там, где интересно и легко работается. С точки зрения экономической привлекательности Хабаровский край по двум параметрам: геологическая перспективность, то есть потенциальная сырьевая база, и конструктивная позиция региональных и муниципальных властей при реализации инвестиционных проектов - занимает первое место в России. В сочетании экономического и политического параметров это дает краю лидирующие позиции инвестиционной привлекательности. Я в этом убежден.

 

- Есть ли у нас шанс стать первыми?

 

- В этом году будет сделан важнейший шаг к лидерству - запуск горно-обогатительного комбината (ГОКа) на Албазинском месторождении и гидрометаллургического комбината (АГМК) в Амурске. В перспективе комбинат будет перерабатывать концентраты не только Албазино, но и месторождения Майского на Чукотке (расположено в 187 км от Певека).

 

После полной реализации достаточно сложного, комплексного инвестиционного проекта «Албазино-Амурск» по переработке золотосодержащего концентрата со всего Дальнего Востока край и выйдет на лидирующие позиции по золоту. Однако на этом мы останавливаться не намерены. К 2013 г. просматриваются новые проекты, основанные на результатах геологоразведки. Мы намерены строить вторую очередь ГОКа на Албазино, а также развивать деятельность в районе группы месторождений Авлаякан и Киранкан на стыке Аяно-Майского и Тугуро-Чумиканского районов.

 

Самое привлекательное

 

- Недавно вы назвали приоритетный проект компании «Албазино-Амурск» одновременно и самым рискованным. Между тем, запасов для АГМК на Албазино хватит на 25 лет работы. Какой там может быть риск?

 

- По части производства на Албазино - риск минимальный. Основной риск связан с Амурском, где мы запускаем технологию автоклавного выщелачивания. Для России подобное решение является пионерным. При этом стандартную технологию, используемую в других странах, мы существенно доработали.

 

К 1 сентября мы планируем начать пуско-наладочные работы на АГМК, а на 1 марта наметили запустить Албазинский ГОК в районе Полины Осипенко. Предполагаем, что период выхода на проектную мощность АГМК будет сложным: как я уже сказал, существует объективный риск того, что он может продлиться чуть дольше, чем мы планируем. Что касается Албазино, то все идет по графику.

 

- Может ли измениться инвестиционный проект, если обвалится курс продажи золота?

 

- Вероятность резкого обвала в цене золота близка к нулю. С другой стороны, решение инвестировать проект «Албазино-Амурск» принималось исходя из проектной цены на золото в 750 долларов за унцию - это на 40% меньше, чем текущая цена. И на тот момент разведанных запасов на Албазино было меньше. И все равно проект был инвестиционно привлекательным. Сейчас, даже если предположить уменьшение цены на золото, с учетом роста ресурсной базы проект останется перспективным. Албазино, на мой взгляд, самое привлекательное золоторудное месторождение в России из тех активов, что сейчас готовятся к освоению.

 

- Каков прогноз по содержанию золота в концентрате на месторождениях «Полиметалла»?

 

- В Албазинском концентрате порядка 40 г золота на тонну. По Хакандже, если сравнивать с минувшим годом, прогнозируется снижение содержаний до 5 г золота и 160 г серебра. В прошлом году содержание было на уровне 6,5 г золота и 180 г серебра на тонну.

 

- Уже известны транспортные расходы по вывозу концентрата из Албазино и Майского?

 

- Совокупные затраты, в зависимости от цен на дизтопливо, при перевозке концентрата из Албазино в Амурск составят от 80-85 долларов за тонну концентрата. По времени транспортировка будет занимать около трех суток. Что касается месторождения Майского на Чукотке, то конкретную стоимость затрат можно будет назвать только во втором квартале нынешнего года. Думаю, они составят около 200 долларов за тонну концентрата. По срокам доставки с Майского до Амурске - это 20-25 дней.

 

- Будет ли компания продолжать заниматься в Хабаровском крае геологоразведочными проектами для пополнения ресурсной базы, или вам хватит разведанных месторождений надолго?

 

- Того, что разведано в советское время, явно не хватит, эти месторождения истощаются. К примеру, запасы золота на месторождении Хаканджа в Охотском районе подходят к концу. На имеющихся ресурсах работать там осталось 5-6 лет. Поэтому инвестиции в геологоразведку - это даже не выбор, это неизбежная необходимость. Для нас важно как минимум обладать десятилетним горизонтом планирования работы на всех действующих предприятиях.

 

Помимо Охотского района, где у нас основным активом является Светлое (в 220 км от порта Охотск), а также рудопроявление Озерное, мы продолжаем вести разведку на Албазино и его флангах, разведали группу месторождений Авлаякан и Киранкан на стыке Тугуро-Чумиканского и Аяно-Майского районов, ведем геологоразведочные работы на Агние-Афанасиевском месторождении в Ульчском районе и присматриваемся в консультативной роли к месторождению Кутын.

 

В бюджете 2011 г. на геологоразведку в Хабаровском крае приходится около 60% инвестиций «Полиметалла». Это порядка 22-23 млн долларов. И в наших планах - увеличение инвестиций в разведку. Задача - не покупать, а самостоятельно разведывать месторождения.

 

Ставка на молодых

 

- При реализации таких масштабных проектов наверняка столкнулись с кадровой проблемой.

 

- Нехватка квалифицированных кадров - главная проблема, обеспечение стабильности коллектива - главная задача для руководства компании. Мы работаем на всех направлениях: приглашение студентов на практику, поиск и привлечение молодых специалистов.

 

Текучесть кадров у нас составляет от 15 до 20%. Много это или мало? Соответствующие показатели наших конкурентов в два раза больше. Мы держим достойную планку при оплате труда, предоставляем возможности профессионального роста, обучения, освоения смежных специальностей.

 

Еще один важный показатель - средний возраст коллектива. Он у нас меньше, чем у конкурентов, особенно среди инженеров. Мы делаем ставку на молодых специалистов, которые пусть пока и не очень опытные, но перспективные. У нас много руководителей достаточно высокого уровня, которым по 30 лет. Понятно, что мы тратим дополнительные инвестиции на кадры, зато гарантированно получаем энергичных, современных специалистов.

 

- Вы сами окончили Йельский университет в США, который считается одним из самых престижных не только в Америке, но и в мире. Что дало вам заграничное образование, и какое образование необходимо получать сегодня молодежи, когда речь идет о горных специалистах?

 

- Я учился в Санкт-Петербургском университете экономики и финансов, после второго курса перевелся на третий курс в Йельский университет. Считаю, что высшее инженерное образование, если есть способности и возможности, лучше получать за границей. Почему наши вузы проигрывают? Потому что не успевают за временем, прогрессом. Если говорить о геологии, то в некоторых вузах только начали изучать компьютерные программы по трехмерному моделированию месторождений. Если в вузе скреперную лебедку считают передовым оборудованием – лучше выбрать вуз, где считают иначе.

 

- С какими крупными федеральными проектами сопряжена деятельность «Полиметалла» на Дальнем Востоке? К примеру, развитие «двухпутного БАМа», портовых зон… Вы зависите от таких проектов?

 

- Стратегическая позиция компании - быть независимой при реализации крупных инвестиционных проектов. Я считаю, что основной проблемой северных территорий является вовсе не отсутствие дорог, а отсутствие электрических сетей. Инвестиции, прежде всего, должны идти в энергетику, дороги вторичны. Может, это и непатриотично, но стоит посмотреть, как развивают инфраструктуру Канада и США на Аляске. Энергетика там - первооснова. Кроме того, морские перевозки намного дешевле сухопутных.

 

Так что наличие автодорог или железной дороги особого влияния на инвестиционную привлекательность проектов не оказывают. А вот если бы в районе Полины Осипенко была ЛЭП, это был бы совсем другой проект для нас - не на 1,5 млн тонн переработки руды, а на все 5 млн тонн.

 

Обидно читать в прессе, что мы должны развивать инновационные наукоемкие отрасли экономики, а добывать сырья надо меньше. Но ведь добыча газа и нефти, золота, других металлов - это исключительно высокотехнологичные и наукоемкие отрасли. Не так все просто - пришел, раскопал и забрал. Любой проект - это компьютерные технологии, передовые строительные решения, использование новейшего оборудования. Надо разумно и эффективно развивать отрасль, вкладывать средства в разведку и охрану окружающей среды.

 

Подготовил Константин Пронякин,

«Хабаровский Экспресс», 2-9 февраля 2011, № 5 (909)

http://www.habex.ru/paper/223/3823/

.