Коррупцию в Японии мы уже победили. (см. «Новую газету» №3 от 17.01 и №8 от 26.01.2011). После нашей публикации о взятках, которые японские компании платили российским пограничникам, у этих фирм отозвали лицензии, дело передали в прокуратуру.

 

Теперь пора приняться за Корею.

 

В распоряжении «Новой» оказалось несколько фотографий браконьерских судов, которые регулярно заходят в корейский порт (город Донхе) и выгружают там нелегальный улов.

 

Суда ходят по нашей исключительной экономической зоне как у себя дома — под «удобными флагами» Королевства Камбоджа и Панамы, с российскими экипажами на борту и вылавливают синего краба, краба-стригуна опилио и камчатского краба.

 

О масштабах браконьерства можно судить по документам, с которыми удалось ознакомиться корреспонденту «Новой».

 

21.12.2010 в корейский порт зашло судно под названием FORESTER, на борту 40 тонн краба-стригуна опилио.

 

23.12.2010 зашло судно GELIOS с 32 тоннами краба-стригуна и камчатского краба на борту.

 

24.12.2010 показалось судно CINTAMANI и выгрузило 30 тонн краба-стригуна.

 

26.12.2010 в порту появилось судно LIBRA2 с 30 тоннами краба-стригуна.

 

28.12.2010 суда SAGA, BALIANT и ORLAN выгрузили в общей сложности 108 тонн краба-стригуна, синего и камчатского краба.

 

30.12.2010 были замечены суда PRAIDE и FOG, которые привезли 60 тонн краба-стригуна и камчатского.

 

Известно, что в январе FORESTER, GELIOS и ORLAN уже выгрузили в Корее 70 тонн нелегально добытого краба.

 

Мало задержать судно, надо еще уличить его в браконьерстве. Например, судно BALIANT 17 января этого года задержали приморские пограничники, но к тому моменту трюмы судна были пусты. За два часа погони экипаж успел выкинуть «награбленное» за борт.

 

А теперь посчитаем. 40 тонн краба стоит около 1 миллиона долларов, следовательно, по 25 тысяч долларов за тонну. Итого: только перечисленные выше суда увезли из российской экономической зоны 370 тонн краба на 9 миллионов 250 тысяч долларов.

 

Ольга Осипова,

«Новая газета», № 9, 27.01.11

http://www.novayagazeta.ru/data/2011/009/13.html

---------

 

«Это стыдно, но в России иначе нельзя»


Коррупционный скандал в Японии: более 260 промысловых судов подлежат проверке, рыбаки утверждают, что на счета в третьих странах российским чиновникам переведены сотни тысяч долларов

 

Паникой сейчас охвачены рыбацкие порты на севере Японии, которую в этом году замело редкими по силе снегопадами. К непогоде, правда, всеобщее смятение отношения не имеет: просто накануне долгожданного выхода на лов в российскую зону промысловые фирмы получили пугающее уведомление от властей — вы должны дать ответы на вопросы по поводу взяток, которые, возможно, давали или собираетесь давать должностным лицам сопредельной страны. За то, чтобы нелегально выловить намного больше рыбы, чем вам положено по лицензии. События приняли обвальный характер вскоре после публикации «Суши бы делать из этих людей» (см. «Новую газету» № 3 от 17.01.2011).

 

Управление рыболовства Японии уже сообщило, что так называемой добровольной проверке подлежат свыше 260 судов, которые имеют разрешения на промысел минтая, сайры и лососевых в эксклюзивной экономической зоне России, выданные центральными властями в Токио или администрацией самого северного острова страны Хоккайдо. Эти лицензии основаны на двусторонних соглашениях между двумя странами об условиях лова, которые были заключены еще четверть века назад. Однако сами размеры промысла согласовываются ежегодно и постепенно сокращаются — рыбные ресурсы Дальнего Востока, увы, скудеют, в том числе и из-за хищнической добычи.

 

Сейчас японцы могут выловить в российской экономической зоне лишь четверть того, что они получали двадцать лет назад. Хуже всего для них ситуация с минтаем — квота соседей на его промысел составляет лишь одну двенадцатую от объемов начала 90-х годов. За право ловить японцы платят деньги — в 2011 году, например, они выложат наличными более 2,5 млн долларов. Плюс примерно 4 млн долларов внесут натурой — различным снаряжением для морского промысла.

 

— Поймите, нам не выжить на квотах, которые определяют чиновники двух стран, — рассказывает на условиях анонимности представитель одной из японских промысловых компаний. — При нынешних нормах вылова не выйти даже на простую окупаемость. У нас все считают, что русские нарочно занижают квоты добычи для создания особой коррупционной обстановки вокруг промысла. Короче, сложилась такая система, что без нарушений и взяток не обойтись. Это противно и стыдно, но в России иначе нельзя.

 

Нынешние повальные проверки связаны с тем, что в конце прошлого года японские власти впервые документально зафиксировали факты подкупа российских должностных лиц. Поначалу их выявило Налоговое управление страны — его инспекторы поймали четыре небольшие рыболовецкие фирмы на сокрытии доходов на 500 млн иен (более 6 млн долларов). Их прикрывали фиктивными контрактами и другими липовыми документами, а промысловики в ответ на расспросы признались, что в 2007—2009 годах выплатили эти средства в виде взяток наблюдателям от Пограничной службы РФ.

 

Взятки дают по-разному: например, рядовым пограничным наблюдателям их вручают прямо в море. Если верить печати, то за один раз это где-то до десяти тысяч долларов. Раньше, рассказывают японцы, русские просили мебель или электронику, однако сейчас берут только «зеленые». В результате рыбаки всякий раз перед выходом в море, чертыхаясь, меняют свои иены на американские доллары, что можно сделать далеко не в каждом провинциальном порту. Наблюдателям делают и другие подношения — например, в виде десятков ящиков пива.

 

Более крупные суммы, по сотне тысяч долларов за раз, японские промысловики переводили на счета в третьих странах, в том числе на Кипре. На опросах в Налоговом управлении рыбаки выразили твердую уверенность, что эти деньги шли российскому начальству рангом повыше.

 

За сокрытие доходов промысловиков уже наказали — они заплатили штрафов на 2,5 млн долларов. Затем за дело взялось Управление рыболовства: по итогам быстрого расследования принято решение с самого начала сезона в феврале на 70 дней лишить уличенные в нарушениях компании права выходить в море. Это болезненный удар по их доходам — к тому же промысловикам придется в любом случае внести российской стороне положенную легальную плату за операции в экономической зоне РФ.

 

Однако к самим взяткам такое наказание отношения не имеет — рыбаков пока покарали за то, что они злостно не соблюдали соглашение между Москвой и Токио о квотах, которое основывается в том числе и на японском законодательстве. Зато коррупцией может заняться прокуратура — сейчас решается вопрос о передаче туда всех материалов. Дело в том, что пойманные за руку промысловики нарушали еще и закон о предотвращении нечестной конкуренции, а он запрещает взятки иностранным должностным лицам, поскольку это дает нелегальные односторонние преимущества в бизнесе.

 

Конечно, есть все основания полагать, что ничтожные 6 млн долларов — лишь капля в море российско-японской рыболовной коррупции. На взятках пока поймали лишь мелкие фирмы, у которых в нашей зоне оперировали только четыре судна. А их там, как сказано выше, — более 260. Проведенные токийской печатью анонимные опросы владельцев других промысловых компаний показали однозначно: к взяткам причастны очень многие или просто все. Эти же анонимы признались — за приемлемые по размерам подношения они превышают квоты вылова в 4—5 раз.

 

Нелегальный бизнес японцев при попустительстве наших властей начался еще в строгие советские времена. Осведомленные люди уверяют, что КГБ активно вербовал пойманных на браконьерстве японцев: им разрешали и впредь потихоньку добывать незаконную рыбку в наших водах в обмен на шпионскую информацию. Можно представить, какую чушь несли в своих донесениях малограмотные провинциальные рыбаки, однако, говорят, именно эта агентура уже после краха СССР пошла в авангарде создания системы криминального лова, принявшего сейчас колоссальные размеры.

 

Кстати, японское браконьерство за взятки — лишь часть картины, и возможно, меньшая. Куда более крупные массивы контрабандных морепродуктов, по свидетельству знающих людей, идут в Японию от наших собственных рыбаков. Масштабы этого бизнеса сейчас неизвестны, однако в 90-х годах его оценивали минимум в миллиард долларов в год.

 

О коррупции, браконьерстве и контрабанде годами знали все — и японские власти, и пресса. Однако в стране предпочитали закрывать глаза на ситуацию, чтобы не ставить под удар интересы собственных промысловиков. «Непонятно, почему нынешние разоблачения стали делаться именно сейчас, — говорит токийский журналист, занимающийся этой проблемой. — Не исключено, что утечку информации в налоговое ведомство сделала японская оппозиция, которая хочет нанести удар по правительству — мол, его структуры покрывают коррупцию. Есть и конспирологическая версия о том, что кое-какие сведения подкинули из Москвы и их не смогли игнорировать в Токио. Есть основания полагать, что коррупционные деньги от японских рыбаков не доходят до вашего Центра и оседают на Дальнем Востоке. Не исключено, что Москва хочет положить этой вольнице конец».

 

В любом случае в Токио в минувшую пятницу было объявлено о создании консультативной группы, призванной принять решительные меры по пресечению коррупции в рыболовных отношениях с Россией. Однако закручивание гаек только со стороны Японии особого эффекта не даст — ее промысловики лишь столкнутся с резким ухудшением условий своей деятельности в наших водах, если вдруг прекратят подношения нужным людям. Поэтому Токио хочет сотрудничества с Москвой.

 

Уже решено, например, что доклад по итогам начинающихся проверок будет официально направлен в Россию. Японское Управление рыболовства намерено также по рабочим каналам обсуждать ситуацию с коллегами в Москве и на Дальнем Востоке РФ. В любом случае Токио уже сейчас может знать хотя бы какие-то имена российских взяточников, номера счетов и т.д. Эту информацию нужно официально запросить — журналисту ее не дадут.

 

Василий Головнин —

специально для «Новой»

Токио

«Новая газета», № 8, 26.01.11.

http://www.novayagazeta.ru/data/2011/008/14.html

---------

 

Суши бы делать из этих людей


В бюджеты японских компаний заложены деньги на взятки российским чиновникам

 

Российские браконьеры, выходя в море на аварийных судах под чужими флагами, прекрасно понимают, что, случись катастрофа, о них не вспомнит никто
Российские браконьеры, выходя в море на аварийных судах под чужими флагами, прекрасно понимают, что, случись катастрофа, о них не вспомнит никто

В России гибель рыболовной шхуны «Партнер» с 14 членами экипажа на борту заметили главным образом потому, что рядом шла масштабная операция по спасению российских кораблей из ледового плена. В Японии не заметили бы вовсе, если бы не предположения о том, что в последний рейс «Партнер» уходил не без участия одной из четырех компаний, которые местная налоговая поймала на взятках россиянам. Это первый прецедент за 20 лет совместного истребления биоресурсов в Охотском море.

 

Шхуна подала сигнал бедствия утром 7 января в Татарском проливе недалеко от Сахалина. В это время начался шторм, и шансы на выживание кого-либо из членов экипажа практически равнялись нулю. С тех пор были найдены тела пяти матросов, судьба остальных наверняка столь же плачевна. Без гидрокостюма в ледяной воде человек может прожить три минуты, в гидрокостюме — минут 10.

 

Все члены экипажа были россиянами, но судно ходило под флагом Камбоджи и следовало предположительно из порта Вакканай на севере японского острова Хоккайдо. Почти сразу стало понятно, что моряки занимались браконьерством. Береговая охрана ФСБ России 7 августа 2010 года уже задерживала шхуну за нарушение правил рыболовства. Тогда судно называлось Glen Grant, но с 8 октября, когда его передали под залог судовладельцу (компании SJI Co LTD, зарегистрированной в Белизе), стало ходить под названием «Партнер».

 

Примечательно, что Камбоджа и компания SJI Co LTD никак не отреагировали на пропажу своего судна.

 

«В Японии история со шхуной «Партнер» практически не поднималась. Говорили, что эта шхуна относится к разряду «летучих голландцев», которые ходят из Охотского моря в Японское, меняют номера и флаги. Когда я сам бывал на севере Японии, то видел такие пиратские корабли, — комментирует Василий Головнин, корреспондент ИТАР-ТАСС в Токио. — Недавно президент России Дмитрий Медведев говорил, что мы на Курилах должны создать особую экономическую зону с особым режимом. Я хочу сказать, что такая зона с особым режимом есть, это гигантское объединение в Японии, которое занимается браконьерством и контрабандой».

 

Но история обязательно станет резонансной, если подтвердится циркулирующая, пока неофициально, информация о том, что «приход-отход» рыболовной шхуны «Партнер» оформляла японская компания Wakkanai Kaiyo из города Вакканай с острова Хоккайдо, которая наряду с еще тремя фирмами (Kanai Gyogyo из города Кусиро, Kaiyo Gyogyo из города Хатинохе, Sato Gyogyo из города Сиогама) платила взятки российским пограничникам.

 

По данным японской налоговой службы, с 2007 по 2010 год эти компании заплатили 500 млн иен (примерно 6 млн долл.) за то, что пограничники закрывали глаза на вылов «сверхнормативного» количества рыбы в российской экономической зоне.

 

Налоговики нашли несоответствия в договорах, когда проверяли компании. Взятки российским пограничникам, которые выплачиваются обычно наличной валютой, надо было как-то учитывать, и компании отразили их как сделки с подставными фирмами.

 

Само по себе это, впрочем, не страшно, потому что дача взятки представителям иностранного государства преступлением в Японии не считается. Но руководителям японских компаний предъявлены обвинения в том, что они нарушали японский закон о рыболовстве, а также не соблюдали требования антимонопольной службы, получая с помощью взяток конкурентное преимущество.

 

По словам Головнина, «в Москву никакие запросы не направлялись, имена людей, которым давались взятки, не озвучивались и с российской стороны никаких запросов в Японию не поступало. Интересно, что это вообще первый случай выявления дачи взяток российским пограничникам. Притом что нелегальный бизнес процветает в этих местах с начала 90-х годов».

 

Действительно, трагедия «Партнера» для этого региона и трагедией не вполне считается, потому что аналогичные события происходят регулярно. Камбоджа входит в список стран с «удобными» флагами (см. справку «Новой»). Владельцы таких судов о судьбе экипажа совершенно не пекутся: гоняют старые и вусмерть «убитые» корыта, моряки не застрахованы и никаких социальных пакетов не имеют. Случись что, и родственники предпочтут молчать.

 

Еще больший поток нелегальной рыбы и морепродуктов идет от наших рыбаков, которые имеют право ловить рыбу в российской экономической зоне. Распространен также вариант доставки браконьерской продукции, когда улов перегружается прямо в море на японское судно.

 

«Рыба — это никем не учитываемое золото, которое теоретически может наловить любой. Во всех без исключения странах были и есть браконьеры, как есть и черный рынок морепродуктов, — говорит Михаил Войтенко, главный редактор сетевого издания «Морской бюллетень — Совфрахт». — Все схемы откатаны годами, и таких судов около Сахалина ходят сотни. Объем нелегального улова неизвестен, но в 90-е годы называлась сумма в миллиард долларов в год».

 

По словам Войтенко, «партнеры» были и будут, даже если все власти России в одночасье станут неподкупными и эффективными», ведь есть огромный спрос на продукцию, а значит, найдутся люди, которые на свой страх и риск будут работать на таких судах, и «нельзя считать их жертвами».

 

Правда, на Дальнем Востоке есть и более опасный вид деятельности — добыча морского ежа. Тут нужны всего два человека: первый «ловец» ныряет в прорубь (на глубину 10—12 метров) в гидрокостюме, прицепляясь для страховки к тросу, который держит подельник. Он внимательно наблюдает за обстановкой наверху, пока первый «ловец» наполняет корзину ежом. Как только будет замечен представитель рыбинспекции, трос немедленно скидывается в воду. Если ныряльщику повезет и он выберется из проруби с добычей, то где-то за месяц работы в ледяной воде с быстрым перепадом давления кессонная болезнь превратит абсолютно здорового человека в инвалида.

 

На Сахалине местные жители, зная о специфике работы, на такое не идут, но бизнес процветает за счет непросвещенных гастарбайтеров из стран СНГ.

 

Японцы, разумеется, прекрасно осведомлены о том, что происходит на их территории — острове Хоккайдо (который обогатился на браконьерстве за последние 20 лет), но, по всей видимости, сильно не противятся. Ведь это не их граждане рискуют и погибают ради того, чтобы на столе японцев всегда были морские деликатесы.

 

На Сахалине есть такая поговорка — «ходка-сотка», которая означает, что одна такая ходка на японский остров Хоккайдо стоит 100 тысяч долларов. Доходы судовладельцев исчисляются в миллиардах и человеческих жизнях.

 

Справка «Новой»

«Удобный флаг» — это экономико-правовой термин, который подразумевает совокупность условий, предоставляемых правительством страны-нерезидента владельцам иностранных судов. Хождение под «удобным» флагом предоставляет судну понижение ставки портовых сборов в большинстве портов мира и наиболее благоприятные условия пребывания. Все потому, что «удобные» государства не имели конфликтов, в частности военных, с большинством существующих стран в течение большого отрезка истории.

 

Список государств, флаги которых считаются «удобными», состоит из 32 наименований. Это такие страны, как Мальта, Кипр, Боливия, Белиз и т.д. Что интересно, Монголия и Боливия не имеют выхода к морю, но услуги регистрации судов все же предоставляют.

 

Ольга Осипова

«Новая газета», № 3, 17.01.2011

http://www.novayagazeta.ru/data/2011/003/21.html

.