Он говорит спокойно и просто - про искусство и творчество. Короткими фразами. В его взгляде - отражение тайного знания, о котором он говорит в картинах и которое ни за что никому не раскроет словами. Сейчас дальневосточный художник экспериментирует в нетрадиционной графической технике, требующей терпения и трудолюбия, хотя порой отвлекается и на живопись маслом. Юрий Дунский - приверженец фантастической реальности. Полагаем, так еще никто не писал. И первыми его картины смогут рассмотреть читатели «Хабаровского Экспресса».

 

Ю. Дунский/ Фото УВЕЛИЧИВАЕТСЯ (нажмите, чтобы увеличить)
Ю. Дунский/ Фото УВЕЛИЧИВАЕТСЯ

Ю. Дунский/ Фото УВЕЛИЧИВАЕТСЯ (нажмите, чтобы увеличить)
Ю. Дунский/ Фото УВЕЛИЧИВАЕТСЯ

 

Краски детства

 

В его мастерской на седьмом этаже в доме на ул. Муравьева-Амурского, 13 на столе большая палитра, где краски намешаны в особом порядке: яркие цвета, теплые и холодные, которые он тут же накладывает на холст.

 

- А кто сказал, что пишут красками? - спрашивает художник Дунский. - Пользуются красками, а пишут чувствами.

 

Точно. Картина «Времена года» тому пример. Из осени в зиму, через переходы весны и лета, и все - единое полотно (у него есть и целый цикл, посвященный отдельным сезонам). Но пока краска сохнет...

 

Дальневосточная природа в творчестве Юрия Дунского занимает особое место, он пытается передать даже ее характер, настрой. Оказывается, все идет с детства. «Природу я люблю за ее краски, которые человек повторить не может и должен к этому лишь стремиться...», - любит повторять он.

 

- Мой брат Игорь, который старше на семь лет и сейчас преподает в детской художественной школе в Амурске, мне пример, - рассказывает Юрий Дунский. - Благодаря ему я и стал художником. В детстве везде ходил за ним. А он учился в Доме пионеров и школьников (в Белогорске Амурской области. - Авт.). Там рисовал. И я тоже пытался... Отца после войны не демобилизовали, он продолжал служить. Помню, переводили его с место на место 19 раз. Поэтому и объездил он всю страну и ближнее зарубежье. А с ним и вся семья. Я родился в Бухаресте в Румынии 21 января 1956 г. Но там мы были недолго. Последняя точка, где служил мой отец - Белогорск. Там я пошел в школу, там ее и окончил.

 

Зимняя рыбалка. Рис. Ю. Дунский. Фото С. Балбашова/ Фото УВЕЛИЧИВАЕТСЯ (нажмите, чтобы увеличить)
Зимняя рыбалка. Рис. Ю. Дунский. Фото С. Балбашова/ Фото УВЕЛИЧИВАЕТСЯ

Летняя рыбалка. Рис. Ю. Дунский. Фото С. Балбашова/ Фото УВЕЛИЧИВАЕТСЯ (нажмите, чтобы увеличить)
Летняя рыбалка. Рис. Ю. Дунский. Фото С. Балбашова/ Фото УВЕЛИЧИВАЕТСЯ

К слову, Белогорск дал много талантливых художников Дальнему Востоку. На слуху Герман Палкин, Николай Холодок и Николай Акишкин, которые сегодня живут и творят в Хабаровске. И все тоже без ума от природы. Что за город такой на пересечении Транссиба?

 

- Помню, что солдатики эту местность меж собой звали «Ротания», - объясняет Юрий Дунский. - Это оттого, что ротанов вокруг Белогорска в озерах много водится. Мальчишками мы часто ходили на рыбалку и ловили этих бычков. Кра-со-ти-ща!

 

Книжная работа

 

Вслед за братом в 1978 году Юрий окончил художественно-графический факультет Хабаровского пединститута. Диплом писал по теме: «Комплексное решение телевизионных передач». На местном телевидении оформлял студии. Делал из оргалита фантастические кубы, которые благодаря моторчикам могли раздвигаться, переворачиваться. Так, наверное, и зарождались трансформеры. А с 1979 года Юрий Дунский работал уже художественным редактором-организатором в Хабаровском книжном издательстве. Туда его пригласил Евгений Бурлов - первый его учитель и первый дизайнер Хабаровска.

 

Зимняя охота. Рис. Ю. Дунский. Фото С. Балбашова/ Фото УВЕЛИЧИВАЕТСЯ (нажмите, чтобы увеличить)
Зимняя охота. Рис. Ю. Дунский. Фото С. Балбашова/ Фото УВЕЛИЧИВАЕТСЯ

Начинал Дунский фотолаборантом. Тогда же стал заниматься фотографией, а еще книжной графикой и оформлением изданий о природе Дальнего Востока. И вместе с художником Александром Лепетухиным проиллюстрировал книгу русского писателя и поэта-абсурдиста Даниила Хармса «Сказки, загадки, случаи...» Вышла она, правда, лишь спустя 18 лет! Лежала с 1991-го по 2009 годы. Рисовали там и дети Дунского - Катя и Филипп.

 

Еще интереснее работа была над книгой «Только в сердце, да в песне… Дальневосточная природа в зеркале поэзии и художественной фотографии», которая вышла  в Хабаровском книжном издательстве на мелованной бумаге в 1987 г. Там Юрий Иванович иллюстрировал стихи дальневосточного поэта Петра Комарова. Сам делал фотосъемку (компьютера и программы «Фотошоп» тогда еще, понятно, не было), макет и оформление. Ныне, спустя годы, этот фотоальбом дает возможность сопоставить лирический, эмоциональный настрой поэта и отклик художника.

 

Зима. Рис. Ю. Дунский. Фото С. Балбашова/ Фото УВЕЛИЧИВАЕТСЯ (нажмите, чтобы увеличить)
Зима. Рис. Ю. Дунский. Фото С. Балбашова/ Фото УВЕЛИЧИВАЕТСЯ

Иллюстрировал Юрий Дунский и книги о природе Сергея Кучеренко, повести для детей «Каникулы кота Егора» Николая Наволочкина. Художник Дунский был соавтором оформления книги Геннадия Рослякова «Шантарский архипелаг: Рассказ об удивительном природном островном комплексе Приохотья», вышедшей в 1989 г. и ставшей тут же бестселлером - найти эту книгу сегодня очень трудно.

 

Однажды Юрий Дунский как бывалый путешественник сказал журналисту Юрию Шмакову перед поездкой на Шантары: «Вот так решили взять и пойти на Шантары? Нет. Это неправильно. Шантары нужно вымечтать!» Вымечтал Юрий Дунский и книги. В 1992 г. как итог работы в книжном издательстве вышел фотоальбом «Хрустальные струи» на английском языке, где авторами стали сразу трое:  Юрий Дунский, Сергей Балбашов и Виталий Яшонков.

 

Летняя зорька. Рис. Ю. Дунский. Фото С. Балбашова/ Фото УВЕЛИЧИВАЕТСЯ (нажмите, чтобы увеличить)
Летняя зорька. Рис. Ю. Дунский. Фото С. Балбашова/ Фото УВЕЛИЧИВАЕТСЯ

- На издательство купили фотоаппарат Nikon со сменной оптикой, и по пятницам каждую неделю мы издательством выезжали на природу, - вспоминает Юрий Дунский. - Там и фотографировал, учился у своих старших коллег. А потом наши фотокарточки решили собрать и сделать книгу о природе. Получилось удачно. До сих пор никто повторить не может...

 

Фотобумага и холст

 

Одно время Юрий Дунский выставлялся с группой близких по духу хабаровских художников «5+2» (первоначально пятерка: Геннадий Арапов, Владимир Хрустов, Игорь Шабалин, Андрей Паукаев и Игорь Кравчук; потом добавились еще двое - Александр Лепетухин и Юрий Дунский).  

 

Персональные выставки проходили в Дальневосточном художественном музее (1992 г.) и галерее им. А.М. Федотова (1996 г.). Юрий Дунский был участником городских, краевых и региональных выставок. Лауреат городской премии 1999 г. за лучшее произведение в области графики, краевой премии 2001 г. за цикл графических работ «Аборигены Приамурья». Теперь рисует больше для себя. А еще на заказ.

 

- В селе Малышево Хабаровского района у меня есть дача. Раньше мы выезжали туда с этюдниками, красками и рисовали на пленэре, - объясняет Юрий Дунский. - А сегодня каждый стал сам по себе, в себе...

 

- А художники востребованы?

 

- Да, но не все. Художник - понятие широкое. Я скорее художник-график. Узкой специализации у меня нет. Занимаюсь и книжной графикой, и живописью. А есть еще дизайн интерьеров, и еще много направлений. Тоже этим занимаюсь. Делаю и вывески на магазины. К примеру, я разукрашивал торговые точки в Переяславке (район им. Лазо). Это конечно, с точки зрения художника, халтура, но и в этом я халтурить не привык.

 

Лето. Рис. Ю. Дунский. Фото С. Балбашова/ Фото УВЕЛИЧИВАЕТСЯ (нажмите, чтобы увеличить)
Лето. Рис. Ю. Дунский. Фото С. Балбашова/ Фото УВЕЛИЧИВАЕТСЯ

Зимняя кошка. Рис. Ю. Дунский. Фото С. Балбашова/ Фото УВЕЛИЧИВАЕТСЯ (нажмите, чтобы увеличить)
Зимняя кошка. Рис. Ю. Дунский. Фото С. Балбашова/ Фото УВЕЛИЧИВАЕТСЯ

- Художник - это призвание, или можно научиться рисовать каждому?

 

- Необязательно призвание. Главное, чтобы нравилось самому. Научиться можно ремеслу. Все равно потом должно что-то проснуться - потребность рисовать, творить.

 

- Муза у художника должна быть?

 

- Мне часто картины снятся. Остается только встать и воплотить ее на холсте. Так что муза ко мне приходит во сне.

 

- Вы пишете или рисуете?

 

- На холсте пишу, на бумаге - рисую.

 

Пришествие. Рис. Ю. Дунский. Фото С. Балбашова/ Фото УВЕЛИЧИВАЕТСЯ (нажмите, чтобы увеличить)
Пришествие. Рис. Ю. Дунский. Фото С. Балбашова/ Фото УВЕЛИЧИВАЕТСЯ

- А как появилась картина «Пришествие», где с виду темный лес, бурелом, а если вглядеться - то целый мир, да не один? Как можно такое увидеть во сне?

 

- Мне понравился формальный ход, это как на фото - соляризация. Такой эффект присутствия на фотобумаге одновременно и позитивного, и негативного изображения. Я его перенес на обычную бумагу. Мне помогали дети и жена Елена. Эта работа 1991-го года.

 

- А еще сразу манит глаз серия «Времена года»...

 

- Да. Зима - картина под названием «Зимняя кошка» - это моя белая Машка, которая жила на даче в Малышево. Вот и получилось два в одном - кошка и деревня. Иллюзорное совмещение. Я сначала фон рисовал дневной, а потом подготовил второй вариант - ночь, все спят, и только дым из труб валит. Мне этот вариант понравился больше. И оставил. Рисунок 2005 года.

 

Весна. Петухи. Рис. Ю. Дунский. Фото С. Балбашова/ Фото УВЕЛИЧИВАЕТСЯ (нажмите, чтобы увеличить)
Весна. Петухи. Рис. Ю. Дунский. Фото С. Балбашова/ Фото УВЕЛИЧИВАЕТСЯ

Осень. Собака. Рис. Ю. Дунский. Фото С. Балбашова/ Фото УВЕЛИЧИВАЕТСЯ (нажмите, чтобы увеличить)
Осень. Собака. Рис. Ю. Дунский. Фото С. Балбашова/ Фото УВЕЛИЧИВАЕТСЯ

Или вот картина «Осень» - здесь моя собака, село Петропавловка и знаменитое одноименное озеро. А фоном идет Арбузная сопка, где китайцы арбузы выращивают.

 

В картине «Весна» все узнают хабаровский утес, я представил эту гору с двумя бойцовскими петухами, а внизу Амур с островками льдин и перья - перистые облака. А в «Лете» - карась размером с озеро. Это в селе Новокаменке, что на реке Тунгуске. Там дача Хабаровской краевой организации Союза художников России.

 

Художник признает, что на его творчество оказали большое влияние дальневосточные писатели. Словом, какое место, какое время - такие и краски...

 

Вместе с Юрием Ивановичем Дунским желаем дорогим читателям в наступающем году видеть краски жизни. Самому же художнику пожелаем интересных идей и больших заказов.

 

Беседовал Константин Пронякин

Фото Сергея Балбашова

«Хабаровский Экспресс»,  29 декабря 2010-5 января 2011,  № 53(904)

http://www.habex.ru/paper/195/3296/

.
 

Наша библиография:


 
«Тайна третьего Хабаровска » - «ХабЭкс», № 18, 29.04.2009;
«Известные книги» - о писателе Юрии Квятковском – «ХабЭкс», № 19, 06.05.09;
«Майя и Анатолий» - о писателе Анатолии Вахове – «ХабЭкс», № 21, 20.05.09;
«Капитан «Дальнего Востока» - о писателе Николае Рогале – «ХабЭкс», № 26, 24.06.09;
«Мир Хрустова» - о художнике Владимире Хрустове – «ХабЭкс», № 31, 29.07.09;
«По следам женьшеня» - об ученом-фармацевте Николае Фруентове – «ХабЭкс», № 28, 08.07.09;
«Безумный гений», «И. Галант: Не от мира сего» - о мировом психиатре Иване Галанте – «ХабЭкс», № 34, 19.08.09, «ХабЭкс», № 42, 13.10.10;
«Необычные картины Николая Акишкина» - о художнике Николае Акишкине – «ХабЭкс», № 36, 02.09.09;
«Наука о лесной пище» - об ученом Анатолии Измоденове – «ХабЭкс», № 38, 16.09.09;
«Грачев из «Грачевки» - о писателе Александре Грачеве – «Хабаровский пенсионер», № 28, 02.10.09;
«Жизнь бабы Паши» - о Прасковье Писаревой, старожительнице п. Новокаменка - «ХабЭкс», № 41, 07.10.09;
«Охотский район чуть не стал Тунгусией» - рассказ директора Охотского краеведческого музея Виктора Морокова - «ХабЭкс», № 42, 14.10.09;
«Непростой он человек» - о фольклористе-писателе Евгении Трофимове – «Хабаровский пенсионер», № 31, 23.10.09;
«Человек с парохода «Ильич»» - о краеведе Георгии Лаподуше – «ХабЭКс», № 47, 18.11.09;
«Пироги со счастьем» - о писательнице Юлии Шестаковой – «ХабЭкс», № 22, 26.05.10;
«Судьба писателя Александровского» - о писателе Викторе Александровском – «ХабЭкс», № 25, 16.06.10;
«Михаил Асламов: «К речам высоким в наши дни - стал осторожен...»» - о поэте Михаиле Асламове - «ХабЭкс», № 27, 30.06.10;
«Великолепная Зея» - об актрисе Зее Гримм-Кислициной - «ХабЭкс», № 47, 17.11.10.