З. Гримм-Кислицина/ Нажмите, чтобы УВЕЛИЧИТЬ (нажмите, чтобы увеличить)
З. Гримм-Кислицина/ Нажмите, чтобы УВЕЛИЧИТЬ

Полвека ее имя не сходило с театральных афиш Дальнего Востока. В 1976 г. она первая в регионе получила высокое звание Народной артистки РСФСР. Одно ее имя вызывало шквал эмоций. Она была звездой краевого театра музыкальной комедии. Казалось бы, ей можно было уже ничего не делать. Она выходила на сцену, слегка показывала ножку - и все стонали и пищали. Ее боготворили, любили зрители. Но как показало время, эта любовь была не крепкой. Под конец жизни актрису забыли. Проводить в последний путь ее пришли лишь близкие родственники и друзья (см. «Ваш вынос, артист...»).

 

Наш сегодняшний рассказ о хабаровчанке, знаменитой актрисе, легенде театра - Зеле Петровне Гримм-Кислициной. И это лишь малая толика того, что мы можем сделать, отдавая дань ее памяти.

 

Первый зритель - Блюхер

 

Зеля Кислицина родилась в 1926 г. в Сталинграде (ныне Волгоград), но ее родители почти сразу переехали на Дальний Восток. Из этих краев была ее мама, поэтому и упросила мужа назвать дочку в честь великой реки Зеи в Амурской области. Зея - это и было ее настоящее имя, но об этом мало кто знал. Сразу в театре она взяла сценический псевдоним - Зеля. Так ее все и звали.

 

К слову, ее «судьба - это хорошо организованная случайность», так любила повторять сама Зеля Петровна. Актеров в их семье не было, так что подражать ей было некому. Стать она должна была скорее врачом - такова была традиция в их семье. Отец Зели Петр Кислицин был ученым. Принимал участие в строительстве нового корпуса Хабаровского медицинского института, был проректором по научной работе, профессором. Ее родной брат Валерий Кислицин был тоже медиком, впоследствии стал краевым внештатным детским патологоанатомом и до самой смерти (1984 г.) был заведующим кафедрой патанатомии ХГМИ.

 

А вот Зеля как-то на Новый год, еще до войны, выступала с ребятами перед военными в концерте самодеятельности. Среди зрителей присутствовал и командующий Дальневосточным фронтом маршал СССР В.К. Блюхер. Ему очень понравились сценки, где играли дети. Он подарил всем по конфете, а Зеле сказал: «Будешь артисткой!» Зеля поверила и стала ею.

 

Первый учитель - Гримм

 

З. Кислицина и В. Гримм (сцена из спектакля)/ Нажмите, чтобы УВЕЛИЧИТЬ (нажмите, чтобы увеличить)
З. Кислицина и В. Гримм (сцена из спектакля)/ Нажмите, чтобы УВЕЛИЧИТЬ

- В Хабаровский краевой театр музыкальной комедии Зеля Петровна пришла в 1942 г., - вспоминает ее невестка Елена Гримм. - Тогда театр располагался в концертном зале филармонии по ул. Шевченко, 7 (в нынешнее здание краевой театр переехал лишь в 1977-м. - Ред.). Там она и познакомилась с будущим мужем. Валентин Аполлонович Гримм был очень талантливым человеком, и большую роль в ее судьбе сыграл именно он. Он - первый ее театральный учитель. (Разница в возрасте у них была 12 лет. - Ред.). Сам он приехал из Львова (бежал от войны), знал многие театральные школы Европы. И в 40-х годах уже был известным комиком, актером, режиссером... (Кстати, и Гримм - это изначально тоже был псевдоним, в честь сказочников братьев Гримм. - Ред.).

 

В. Гримм/ Нажмите, чтобы УВЕЛИЧИТЬ (нажмите, чтобы увеличить)
В. Гримм/ Нажмите, чтобы УВЕЛИЧИТЬ

- Я приехал в Хабаровск в 1963 году и поступил в театральное училище. Здесь выпускали артистов оперетты. Мой курс вел прекрасный педагог, заслуженный артист РСФСР Валентин Аполлонович Гримм (1914-1973), - вспоминает народный артист РФ Валерий Хозяйчев. - Потом, когда я уже работал в музкомедии, великолепная Зеля Петровна Гримм-Кислицина говорила: «Ты напоминаешь мне Гримма». С ней мы очень часто делали концертные номера из их репертуара. Она меня звала Хозя. Так все меня теперь зовут в театре.

 

- У нее была особая судьба, - продолжает Хозя. - У нее в общем-то не было образования, была студия при Хабаровском краевом театре музыкальной комедии. И всего она добивалась сама. Она ведь начинала с куплетных форм «кушать подано». Никто ей не предлагал сразу, к примеру, спеть партию в опереттах Имре Кальмана - княгиню чардаша «Сильву» или венгерскую рапсодию «Марицу».

 

Она завоевывала сцену постепенно, завоевывала любовь зрителя. Она пела и роли второго плана, каскадные. Она была обольстительная, у нее был шарм, кураж, она могла у основной героини отвести по сюжету спектакля даже роль на себя. Спустя время она переходила плавно и на характерные роли, создавая яркие образы. Помню, как она играла в спектакле «Свадьба в Малиновке» Трындычиху - великолепно, ярко. Словом, она шла по театральной лестнице, как и большинство великих актеров, все выше и выше, набираясь опыта и мастерства. Она была королевой, ее короновали зрители. Она была хозяйкой театра.

 

Вся жизнь - театр

 

Чтобы понять театр тех лет, там надо оказаться. И притом не со стороны зрительного зала, а со стороны кулис. В театре кипели страсти, и как в большой семье, были ссоры, обиды, но всегда после бури мирились. В театре жили театром.

 

- Зеля Петровна целиком себя посвящала театру, она летала, - говорит племянница Ольга Кожарская. - В театре она пропадала, и мы ее почти не видели. Но когда она приходила в нашу семью в гости, это был настоящий праздник. Театр приходил к нам. Она была великолепным рассказчиком.

 

Вспоминаю, как один раз Зеля Петровна стала невольной свидетельницей спора молодых девчонок-артисток, которые собирались на свидание. Чтобы их успокоить, она подошла и сказала: «Так, на свидание пойду я. Как народная артистка имею право первой ночи...»

 

Костюмерши до сих пор ее ставят в пример молодым артисткам. По их словам, «к костюму Зеля Петровна относилась как к эрогенной зоне». Сама что-то колдовала с ним, пришивала, отрывала, что-то закручивала, заворачивала и получалась... неожиданно новая вещь.

 

Еще вспоминают спектакль «Ерофей Хабаров». Там у нее вообще сначала не было роли. Она настояла, чтобы для нее специально ее писали. Получилась шаманка, которая должна была произносить длинный текст на нанайском языке. Коллеги ждут, что же будет. На прогоне, перед премьерой, Зеля Петровна выходит и как ни в чем не бывало шаманит на нанайском, стучит в бубен, поет, все замечательно. Режиссер ее потом спрашивает: «Зелечка, ну как ты все это смогла выучить, расскажи. Иначе больше никакой роли тебе не будет». Она нехотя, но призналась: на бубен текст наклеила и пела.

 

- Когда я в 1977 г. закончила Ленинградское государственное училище искусств и собиралась в Хабаровск, то меня предупредили: «Там есть Зелечка, ты смотри...», - рассказывает Заслуженная артистка РФ Людмила Блок. - И я так и была в театре всегда второй. Зеля Петровна мне говорила: «Пока я не сдохну, милочка моя, ты всегда будешь вторая». Но в этом-то и была вся Зелечка. Мне было за кем тянуться, мне было с кого брать пример. Мы с ней одноплановые - комические, острохарактерные актрисы. Ей было пятьдесят, мне двадцать, а меня уже ставили с ней на одни роли. Мне было с кого лепить, у кого учиться. Потому что артиста нельзя научить быть артистом, можно лишь помочь.

 

З. Гримм-Кислицина/ Нажмите, чтобы УВЕЛИЧИТЬ (нажмите, чтобы увеличить)
З. Гримм-Кислицина/ Нажмите, чтобы УВЕЛИЧИТЬ

Зеля Петровна была человеком экстравагантным. Все время у нее были какие-то фенечки (браслеты), бусики, бантики. А в гримерке все увешано, уставлено какими-то маленькими красивыми вещицами. И настолько все это вокруг нее обволакивало, что артисты музкомедии тоже стали носить какие-то безделушки. Им хотелось ей подражать, и они подражали.

 

- Чалма и Зеля - это было что-то неразлучное, - продолжает Людмила Блок. - Она из душа выходила в чалме, из гримерки - в чалме, в театр она приходила в чалме. И когда я по молодости спрашивала, почему она всегда в чалме, мне как-то нехотя отвечали: «Ну, там... нет прически... А так удобно, элегантно».

 

Последний выход

 

В 1993 г. Зеля Петровна ушла со сцены. Она подошла в Людмиле Блок, взяла ее за руку, сказала: «Ну вот, теперь первая ты».

 

Этого никто не ожидал. Она всегда была физически крепким человеком. Она никогда не жаловалась. Она и из первого инсульта выкарабкалась. Но потом был второй, который и приковал ее к постели на долгие 17 лет. За ней все эти годы ухаживали ее сын Евгений Гримм (1949-2000) - актер театра драмы, невестка Елена Гримм и внук Никита.

 

Когда-то со сцены Зеля Петровна говорила: «Лягушка превращается в царевну, когда ее любят, и царевна превращается в лягушку, когда разлюбят». Она очень любила жизнь, своих зрителей, город, край, любила, конечно, театр и была беззаветно ему предана. Она была звезда на сцене. Казалось бы, ей уже можно было ни-че-го не делать. Одно ее имя вызывало шквал эмоций. Она выходила на сцену, слегка показывала ножку - и раздавались овации и крики «браво!» Но почему ее забыли? Отчего же у нас такая короткая память?

 

Константин Пронякин.

«Хабаровский Экспресс», 17-24 ноября 2010, № 47 (898)

http://www.habex.ru/paper/174/2738/

 

Справка

 

Бенефис актрисы/ Нажмите, чтобы УВЕЛИЧИТЬ (нажмите, чтобы увеличить)
Бенефис актрисы/ Нажмите, чтобы УВЕЛИЧИТЬ

Кислицина (по мужу - Гримм) Зея Петровна (26.06.1926 г. - 27.10.2010 г.) - советская, российская артистка оперетты. Народная артистка РСФСР с 1976 г. Училась в студии при Хабаровском театре музыкальной комедии (1942-1944 гг.). В 1947-1949 гг. - солистка Львовского, в 1942-1947 гг. и с 1949-го - Хабаровского театров музыкальной комедии.

 

Партии: Дениза («Мадемуазель Нитуш» Эрве), Мирабелла («Цыганский барон» Штрауса), Цецелия («Королева чардаша» - «Сильва» Кальмана), Лариса («Белая акация» Дунаевского), Анита («Поцелуй Чаниты» Милютина), Поленька («Холопка» Стрельникова), тетя Дина («Севастопольский вальс» Листова), Гапуся - Горпина Дормидонтовна, Трындычиха («Свадьба в Малиновке» Б. Александрова), Хавронья Никифоровна - Хивря («Сорочинская ярмарка» Мусоргского, Кюи) и др. В 1968-1974 гг. преподавала актерское мастерство в Хабаровском музыкальном училище. Была занята в театре до 1993 г.

 

ФОТО: Разные годы

 

З. Гримм-Кислицина/ Нажмите, чтобы УВЕЛИЧИТЬ (нажмите, чтобы увеличить)
З. Гримм-Кислицина/ Нажмите, чтобы УВЕЛИЧИТЬ

З. Гримм-Кислицина/ Нажмите, чтобы УВЕЛИЧИТЬ (нажмите, чтобы увеличить)
З. Гримм-Кислицина/ Нажмите, чтобы УВЕЛИЧИТЬ

З. Гримм-Кислицина/ Нажмите, чтобы УВЕЛИЧИТЬ (нажмите, чтобы увеличить)
З. Гримм-Кислицина/ Нажмите, чтобы УВЕЛИЧИТЬ

З. Гримм-Кислицина/ Нажмите, чтобы УВЕЛИЧИТЬ (нажмите, чтобы увеличить)
З. Гримм-Кислицина/ Нажмите, чтобы УВЕЛИЧИТЬ

.

 

Наша библиография:

 

«Тайна третьего Хабаровска » - «ХабЭкс», № 18, 29.04.2009;

«Известные книги» - о писателе Юрии Квятковском – «ХабЭкс», № 19, 06.05.09;

«Майя и Анатолий» - о писателе Анатолии Вахове – «ХабЭкс», № 21, 20.05.09;

«Капитан «Дальнего Востока» - о писателе Николае Рогале – «ХабЭкс», № 26, 24.06.09;

«Мир Хрустова» - о художнике Владимире Хрустове – «ХабЭкс», № 31, 29.07.09;

«По следам женьшеня» - об ученом-фармацевте Николае Фруентове – «ХабЭкс», № 28, 08.07.09;

«Безумный гений», «И. Галант: Не от мира сего» - о мировом психиатре Иване Галанте – «ХабЭкс», № 34, 19.08.09, «ХабЭкс», № 42, 13.10.10;

«Необычные картины Николая Акишкина» - о художнике Николае Акишкине – «ХабЭкс», № 36, 02.09.09;

«Наука о лесной пище» - об ученом Анатолии Измоденове – «ХабЭкс», № 38, 16.09.09;

«Грачев из «Грачевки» - о писателе Александре Грачеве – «Хабаровский пенсионер», № 28, 02.10.09;

«Жизнь бабы Паши» - о Прасковье Писаревой, старожительнице п. Новокаменка - «ХабЭкс», № 41, 07.10.09;

«Охотский район чуть не стал Тунгусией» - рассказ директора Охотского краеведческого музея Виктора Морокова - «ХабЭкс», № 42, 14.10.09;

«Непростой он человек» - о фольклористе-писателе Евгении Трофимове – «Хабаровский пенсионер», № 31, 23.10.09;

«Человек с парохода «Ильич»» - о краеведе Георгии Лаподуше – «ХабЭКс», № 47, 18.11.09;

«Пироги со счастьем» - о писательнице Юлии Шестаковой – «ХабЭкс», № 22, 26.05.10;

«Судьба писателя Александровского» - о писателе Викторе Александровском – «ХабЭкс», № 25, 16.06.10;

«Михаил Асламов: «К речам высоким в наши дни - стал осторожен...»» - о поэте Михаиле Асламове - «ХабЭкс», № 27, 30.06.10;

«Великолепная Зея» - об актрисе Зее Гримм-Кислициной - «ХабЭкс», № 47, 17.11.10.