М. Асламов/ Нажмите, чтобы УВЕЛИЧИТЬ (нажмите, чтобы увеличить)
М. Асламов/ Нажмите, чтобы УВЕЛИЧИТЬ

«...У меня такую морду объективы не берут», - пошутил с ходу председатель правления Хабаровского регионального отделения Союза писателей России поэт Михаил Асламов, пока фотограф настраивал свой аппарат. Говорит, в детстве читал эти гротескные стишки в журнале «Огонёк». Запомнил. И обратился к нам с вопросом: «А у вас объектив берёт?..» Мы все рассмеялись, и разговор потек сам собой - накануне 45-летия творчества поэта.

 

- Михаил Феофанович, расскажите из вашей биографии то, о чем никогда не рассказывали и мало кто знает.

 

- Биографы меня особо-то не баловали. Поэтому в своих книжках вместо предисловия я пишу сам «от автора». Потому что знаю себя лучше любого критика. Родился я на станции Бира Еврейской автономной области в 1929 году, детство прошло в поселке Каменка Дальнегорского района Приморья. В военные годы, а было мне 13 лет, вкалывал токарем. Затем уехал в Комсомольск, поступил в судостроительный техникум. В Хабаровске живу с 1950 года. Начинал трудиться на заводе п/я 338 (ныне завод им. Горького) мастером. В Союз писателей СССР приняли в 1965-м...

 

Работа идёт, жизнь идёт, можно даже сказать, рутинная. Жизнь проходит очень быстро. Почему-то сейчас она заспешила.

 

Вспоминаю 1966 год, когда по распоряжению Главного управления по делам литературы и издательств (Главлит) арестовывают мою тонюсенькую книжку стихов «Начало дня» за неаккуратные строчки: «К речам высоким в наши дни народ/ Стал осторожен. Он ли в том повинен?..» Провинции этого не прощают. Но секретарь Союза писателей СССР, поэт, участник советско-финской и Великой Отечественной войны Сергей Наровчатов выступил в «Правде» с огромной статьёй о поэзии, где отвел мне целую колонку - и книжка пошла.

 

- Почему не уехали в Москву? Ведь наверняка приглашали.

 

М. Асламов, 1966 г.
М. Асламов, 1966 г.

- Я расскажу еще один случай. Опять он связан с Сергеем Сергеевичем Наровчатовым, тогда он уже был первым секретарем Московского отделения Союза писателей РСФСР, а вскоре и редактором журнала «Новый мир». Я пришел в 1976 г. на открытие памятника Ивану Крылову на Чистых прудах. Тогда учился в Москве на высших литературных курсах. И вот там мне Наровчатов говорит: «Наверное тебе, Миша, в столицу надо перебираться». Он мог всё устроить. Я иду и молчу. Он на меня посмотрел и сказал: «Господи, с кем я говорю...» Было ясно, что переезд меня совершенно не интересует.

 

Не жалею до сих пор, что не уехал. И не потому, что в Хабаровске живёшь на виду и считаешься поэтом, а там  никто бы тебя не знал. Мне это не нужно. Вообще это плохо, особенно для поэта, когда никуда не стремишься. Поэт должен быть честолюбивым. Но мне, наверное, этого и не хватает. Я, конечно, не позволяю себя пинать. Но в 80 лет стыдно быть при какой-то маленькой власти, не говоря уже о слишком большой. Я стараюсь нигде не выпячиваться.

 

- Михаил Феофанович, кого считаете своим литературным учителем, и почему выбрали для себя такую необычную профессию - поэт.

 

М. Асламов (в центре), 1935 г.
М. Асламов (в центре), 1935 г.

- Вам этого никто никогда не расскажет. Это судьба выбирает. А вообще, поэт - это не профессия, а призвание. Что касается стихов, то в молодости любил творчество Владимира Маяковского, наизусть его знал. Потом он стал забываться, я переключился на других. Зачитывался стихами Александра Межирова, Сергея Наровчатова, «лагерника» Бориса Ручьёва.

 

Ну, конечно, любимый поэт Александр Сергеевич Пушкин, с его сказками. Мой отец Феофан Фадеевич, несмотря на то что был крестьянин-лапотник, хорошо знал литературу, читал нам Пушкина. В нашей семье было много детей. Я был четырнадцатым...

 

Сам писал всегда. Пишу до сих пор. У меня вышла недавно книга «Знаки препинания» в 700 экземплярах, там, правда, много старых стихов. Но я специально сохранил то ощущение времени. Книжное издательство у меня на пробу взяло 7 штук, и всё. Сегодня вообще дальневосточная литература в книжном обороте продаж занимает меньше процента. И крупные издательства нашу литературу не берут. Свои книги я раздаю. Вышла она за счёт минкультуры края.

 

В хорошие времен, мы выпускали 7-8 книг в год, за счёт правительства края. Теперь даже гонораров нет. Мы пишем, но ничего не получаем. Как говорят: «халява когда-нибудь кончается». Поэтому сегодня у меня ощущение какой-то невостребованности.

 

В Хабаровском крае поэтов и писателей - 45, многие из них уехали в США, Израиль. Мы их не снимаем с учёта, вдруг вернутся. Секция писателей у нас есть в Биробиджане. Испытываем сильное влияние самиздата, то есть это когда на свои деньги, без всякой редактуры, писатели издают книжки сами. Беда всей литературы - мы просто отвыкли от критики. Её не просто нету.

 

Мой рецензент Толя Полищук, он первый читатель, делает мне критические замечания прямо на полях рукописи. Где ему нравится, он ставит восклицательный знак, а когда нет предела восторгу, он пишет «б-я».

 

М. Асламов и Б. Резник на Зейской ГЭС
М. Асламов и Б. Резник на Зейской ГЭС

Всякая литература должна быть в оппозиции любой власти. Она должна идти с низов, от народа. А народ и власть всегда жили отдельно. Поэтому любой власти выгодно, чтобы писатели не кучковались, не объединялись в союз. Мне кажется, что и нынешний Союз писателей, кроме писателей, никому не нужен. Поэтому что у нас развивают и поощряют низменные вкусы. От них нет никому никакой опасности.

 

Сейчас писатели спорят: нужны ли союзы писателей? Нужен ли восстанавливать социальный статус писателя? Но закона «О творческих работниках и творческих союзах» до сих пор нет. Мы обычная общественная организация, как, к примеру, организация любителей пива.

 

- Как относитесь к творчеству дочери, Дарьи Асламовой?

 

- Как её отец - отлично. Я читал «Записки дрянной девчонки». Так что все хорошо. Я современный отец и все понимаю. Я понимал, что это произведение эпатажного характера и что это пройдёт с возрастом. Это всегда временно, когда герой не отделяет себя от автора, постоянно якает. Время такое дрянное было. Что я, учить её, что ли, буду, выволочки устраивать, говорить: «Как тебе не стыдно!» Нет, конечно. Сейчас она стала серьёзной, она спецкор «Комсомольской правды». В год она объезжает примерно 18 стран. Была в Афганистане, попала к талибам. Нормально. История.

 

- Стихи сейчас востребованы в обществе?

 

Родители Асламова
Родители Асламова

Стихи никогда не были востребованы в обществе. Поэзия делится на традиционников, вот как я пишу, а есть еще высокоинтеллектуальщики, чьи стихи надо читать, чтобы под рукой обязательно был словарь иностранных слов. Я очень не люблю такие стихи. Но русский язык все равно самоочищается.

 

Здесь показательна история с буквой «ё». Её сделали необязательной в 1917 году, потому что при типографском наборе неудобно было отливать точки. А в русском языке есть много слов, которые без «ё» меняют смысл. Вот слово «передохнём», если его писать без «ё», то появляется другое значение. Поэтому в 1942 году букву «ё» ввели опять в оборот, а в 2005 г. вновь отдали на выбор редакторов. В журнале «Дальний Восток» мы до сих пор ставим букву «ё».

 

К примеру, в конституции Франции записано: главное достояние республики - её язык. Вот и в нашей Конституции должна быть строка о русском языке. Но её пока нет. Мне иногда кажется, что нынешние чиновники - временщики, и приснились они нам в дурном сне...

 

Константин Пронякин,

Фото Андрея Скорыны

«Хабаровский Экспресс», № 27.

 

Наша библиография:

 

«Известные книги» - о писателе Юрии Квятковском – «ХабЭкс», № 19, 06.05.09;

«Майя и Анатолий» - о писателе Анатолии Вахове – «ХабЭкс», № 21, 20.05.09;

«Капитан «Дальнего Востока» - о писателе Николае Рогале – «ХабЭкс», № 26, 24.06.09;

«Мир Хрустова» - о художнике Владимире Хрустове – «ХабЭкс», № 31, 29.07.09;

«По следам женьшеня» - об ученом-фармацевте Николае Фруентове – «ХабЭкс», № 28, 08.07.09;

«Безумный гений» - о мировом психиатре Иване Галанте – «ХабЭкс», № 34, 19.08.09;

«Необычные картины Николая Акишкина» - о художнике Николае Акишкине – «ХабЭкс», № 36, 02.09.09;

«Наука о лесной пище» - об ученом Анатолии Измоденове – «ХабЭкс», № 38, 16.09.09;

«Грачев из «Грачевки» - о писателе Александре Грачеве – «Хабаровский пенсионер», № 28, 02.10.09;

«Непростой он человек» - о фольклористе-писателе Евгении Трофимове – «Хабаровский пенсионер», № 31, 23.10.09;

«Человек с парохода «Ильич»» - о краеведе Георгии Лаподуше – «ХабЭКс», № 47, 18.11.09;

«Пироги со счастьем» - о писательнице Юлии Шестаковой – «ХабЭкс», № 22, 26.05.10;

«Судьба писателя Александровского» - о писателе Викторе Александровском – «ХабЭкс», № 25, 16.06.10.