Артемий Лукашов, 1895 г. Фото из частного архива. Публикуется впервые.
Артемий Лукашов, 1895 г. Фото из частного архива. Публикуется впервые.
Исполняется 70 лет как не стало Артемия Максимовича Лукашова (1870-1943). С его именем связано развитие плодового садоводства не только в Хабаровском крае, но и на всем Дальнем Востоке. Он переписывался с известным селекционером-биологом Иваном Мичуриным, и по его совету занялся селекцией груши. Группу культурных сортов груш, известных среди хабаровчан под названием «Лукашовка» («Тёма», «Поля», «Ольга», «Внучка», «Пальмира») культивируют садоводы до сих пор. Но о самом селекционере ныне забыли!
 
Родился Артемий Лукашов 13 ноября (по старому стилю) 1870 года в г. Мглине Черниговской губернии, в семье ремесленника. Летние каникулы в начальной школе и в институте - проводил работая в помещичьем саду. После окончания высшей школы, в 1901 году со своей женой и сыном переехал в Хабаровск. Поступил учителем естественной истории в одну из городских школ. Главная мечта в ту пору была - иметь свой сад. И, потому, сразу же по приезду он написал своей сестре письмо, с просьбой прислать ему семена и саженцы европейских плодовых деревьев.
 
Из воспоминаний А.М. Лукашова: «...Когда я приехал на Дальний Восток, здесь был только один сорт груши - Уссурийская...»
 
По совету «великого преобразователя природы» Ивана Владимировича Мичурина, Артемий Лукашов стал скрещивать местные зимостойкие плодово-ягодные растения со среднерусскими сортами. Лукашов считал Мичурина своим учителем, который учил садоводов: «Прежде, чем разводить сады, вы должны создавать свои сорта, приспособленные к вашему климату».
 
Потребовалось немало материальных средств на работу по селекции, которые Лукашов с огромным трудом, экономя от своей скудной учительской зарплаты, тратил на свой сад.
 
Первые плоды от выведенных им морозоустойчивых сортов груши он получил в 1919 году. Но ни хороший уход, ни тщательное укрытие, ни обвязка стволов на зиму - не помогла ему сохранить растения. Многие европейские сеянцы из-за капризной весны - солнечной и ветряной - погибли на следующий или последующие годы.
 
Посеяв семена акклиматизированных сортов, Лукашов вырастил не один десяток сеянцев, самые известные груши - «Тёма», «Поля», «Ольга», «Лида». В процессе скрещивания Уссурийской груши с сортами «Ильинка» - появилась «Внучка», «Пальмира».
 
В работе Лукашова было и немало недругов. В начале тридцатых годов Мичурин выступил с открытым письмом в защиту гонимого в ту пору бюрократами от науки - Лукашова.
 
«Работа Лукашова, как нельзя лучше отвечает современным задачам, - писал Мичурин. - И я присоединяю свой голос протеста, к протестующему голосу советской печати, выражаю твердую уверенность в том, что союзный Наркомзем примет все меры к тому, чтобы дело моего дальневосточного собрата получило широкое развитие, а сам он мог спокойно работать и обогащать своим опытом подрастающее поколение плодоводов. Недооценка работ А.М. Лукашова - есть преступление».
 
В трудные тридцатые годы Мичурину и общественности удалось защитить Лукашова. Позже его труд был по достоинству оценен. В 1934 году ему выделили участок. К весне 1940 года питомник дает всех видов саженцев фруктовых деревьев на 200 га, ягодных - 50 га. О его работе в 1956 году написал художественную повесть Рустам Агишев «Зеленая книга».
 
...В 1939 году Артемию Лукашову в пожизненное пользование передали двухэтажных дом с усадебным участком, что по Рафаэлевскому переулку, позже который переименовали в переулок им. Лукашова. На доме после смерти селекционера была установлена мемориальная доска с текстом, что в этом доме жил дальневосточный селекционер А.М. Лукашов. Ныне, этот дом с мемориальной доской - снесен, нет и переулка его имени.
 
За долгие годы селекционер-мичуринец вывел четыре сорта груш, двадцать гибридных сортов яблок. Энтузиаст селекционной работы, агроном Серафим Иванович Тимошин писал: «Лукашов в условиях полной изолированности трудился как истинный ученый, охваченный только одним стремлением - обогатить обширный край своими собственными сортами, не боящихся ни суровых бесснежных зим, ни дождливой осени, ни глубокого промерзания почвы...»
 
Не всем планам Лукашова удалось реализоваться. Болезнь и смерть прервала его большую плодотворную работу. Умер Артемий Лукашов 19 сентября 1943 года. Похоронить себя завещал в своем родном питомнике, на берегу замечательного природного пруда. Воля его была исполнена.
 
В 1953 году, в день десятилетия со дня смерти Артемия Максимовича, состоялся торжественный митинг, посвященный открытию памятника на его могиле. Автор бюста - хабаровский скульптор Абрам Мильчин. На республиканской Всесоюзной художественной выставке в Москве он представил две своих работы: бюсты дальневосточным  селекционерам Лукашову и Шуранову (в саду, по ул. Запарина, 2). Обе работы установлены на могилах селекционеров, удачно вписались в окружающую среду, и были высоко оценены на творческой выставке.
 
Могила, пруд, вся территория питомника им. Лукашова были ухожены, пока был жив  Серафим Тимошин - продолжатель дела Лукашова, почетный гражданин Хабаровска. Шестьдесят лет своей жизни он отдал развитию и процветанию плодово-ягодного питомника имени Лукашова.
 
Памятник Лукашову стремительно разрушается.
Памятник Лукашову стремительно разрушается.
Не могу ни привести воспоминания бывшего агронома питомника А. Казачук, которая проработала с Серафимом Тимошиным долгие годы: «Сады питомника как плодоносящие, так и молодые были всегда ухоженными. Питомник был образцом культурного садоводства. Вокруг домов сотрудников соблюдалась санитария, чистота. Пройтись по питомнику было похоже на прогулку по райскому саду, особенно в период цветения, посредине садов красиво поблескивали пруды с чистыми берегами, это место отдыха трудового коллектива питомника...»
 
Плодово-ягодный питомник был образцом культурного садоводства: 440 тонн фруктов и ягод собирали там в год, 400 тыс. саженцев реализовывали в год садоводам и дачникам. И особо-то питомник не охраняли. Груши, яблоки позволялось собирать всем кто хотел, отработав несколько часов в саду или заплатив чисто символическую сумму.
 
На сегодняшний день большая часть питомника застроена гаражами, на его территории образовался коттеджный городок, котором присвоено имя Лукашова, за городком - высятся высотные дома. Но посмотрите в каком состоянии остался участок питомника!
 
Несмотря на то, что я посетила питомник в период бурного весеннего цветения, каждое оставшееся дерево, каждый кустик, выращенный садоводами, просил о помощи. Пруды сада превращены в место свалки отходов всего того, что остается от пикников и хозяйственной деятельности человека. Все захламлено: и место захоронения селекционера, и его любимый пруд.
 
В управлении питомника по пер. Степному, 6, был замечательный музей, организованный Серафимом Тимошиным, где хранились редкие экспонаты, среди них и модели бюстов Шуранову, Лукашову - подлинные, исполненные Абрамом Мильчиным.
 
Все беспардонно «разметали» по районным музеям, найти что-либо невозможно. Памятника Лукашову на могиле разрушается, и тут, для специалистов как раз бы и пригодилась модель скульптора. Но ее нет!
 
Из сложившейся ситуации ясно одно, что сад-питомник уже в первоначальном виде не воссоздать (пожалуй, для этого нет ни специалистов, ни средств). Хотя, согласно паспорту описания природного объекта «Питомника им. Лукашова», плодовые деревья там не так и стары: яблоневый сад заложен  в 1983 году, сливовый квартал в 1981 году, грушевые посадки относятся к 1963, 1972-1976  годам, плантации абрикосов от 1977 года...
 
Тем не менее, в наших силах, в знак благодарности садоводам-селекционерам, которые положили начало развитию садоводства и огородничества в крае, установить памятный обелиск, перечислить всех поименно. А место захоронения Лукашова, пруд благоустроить, очистить. Памятник Лукашову - реставрировать. Ведь о таких людях, как Артемий Максимович Лукашов писал Владимир Маяковский: «Я знаю - город будет, я знаю - саду цвесть, когда такие люди в стране в советской есть!» Неужели у нас не осталось созидателей?
 
Тамара Бессолицына,
ответственный секретарь
Хабаровского краевого отделения ВООПИиК.
 
P.S. Хабаровское краевое отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) совместно с Хабаровским художественным фондом Союза художников России обследовали памятник Лукашову и сделали заключение: памятник  нуждается в реставрации. Составлена сметная стоимость реставрационных работ приблизительно в 220 тыс. рублей.
 
Объявлен счет на целевой взнос реставрации памятника А.М. Лукашову.
 
Реквизиты:
наименования получателя:  ВООПИиК,
в ОАО «Номос-Региобанк», г. Хабаровска,
р/счет 40703810008010000009
ИНН 2721023079, КПП 272101001
БИК 040813737
кор.счет 301018410500000000737