п. Лазарев
п. Лазарев
 Поселок Лазарев расположен в Николаевском районе Хабаровского края. В 1999 году он отмечал свое 150-летие. На том основании, что в 1849 году капитан Геннадий Иванович Невельской, проплывая между материком и островом Сахалин, открыл проход из Татарского пролива в Амурский лиман и назвал материковый мыс именем Михаила Петровича Лазарева - адмирала, флотоводца, мореплавателя.
 
Это выдающееся событие он описал много лет спустя таким образом: «22-го мая 1849 года достигли того места, где этот матерой берег сближается с противоположным ему сахалинским. Здесь-то, между скалистыми мысами, названными мною Лазарева и Муравьева (Н.Н. Муравьев в 1849 году генерал-губернатор Восточной Сибири. - М.К.), и низменным мысом Погиби на Сахалине, вместо найденного Крузенштерном, Лаперузом, Броутоном и в 1846 году Гавриловым низменного перешейка, мы открыли пролив шириною в 4 мили и с наименьшею глубиною 5 саженей [морская сажень - 1,83 м]».
 
Населенный пункт Лазарев стал широко известен в 1950-е годы, когда началось строительство тоннельного перехода на остров Сахалин под проливом. Этот пролив между материком Евразия и островом Сахалин, соединяющий Татарский пролив с Амурским лиманом, был назван именем Невельского. Его длина около 56 километров, наименьшая ширина 7,3 километра, глубина на фарватере 7,2 метров. Входные мысы с севера: мыс Лазарева и Погиби; с юга: мыс Муравьева и Уанги.
***
 В п. Лазарев я впервые попала в 1995 году. Это было связано с обращением ко мне Томаса Лахусена. Томас Лахусен - доктор филологии, заведующий кафедрой славянистики в университете Дюка (г. Дарем, США) читал студентам курс советской литературы. Швейцарец, но прекрасно говорил по-русски.
 
Познакомившись с романом В. Ажаева «Далеко от Москвы», как с ««образцом социалистического реализма», Томас решил побывать в тех местах, которые отражены в романе. Но, прежде всего, его заинтересовала личность самого писателя. Он разыскал в нашей стране его родственников, они позволили ему снять копии материалов, которые хранились в архиве Ажаева. Потом он стал искать человека, который бы мог показать ему места и рассказать о пребывании Ажаева в лагерной системе. Этим человеком оказалась я. С нами поехал хабаровский краевед, кандидат геолого-минералогических наук, автор книг о сахалинской нефти Виктор Иванович Ремизовский. Благодаря ему, Управление Нефтепровода взяло над нами шефство. В частности, выделило «Уазик», на котором мы проехали от Комсомольска до Лазарева, в том числе, и по трассе нефтепровода. Строительство первой очереди нефтепровода Оха-на-Сахалине - Комсомольск-на-Амуре велось на Дальнем Востоке в военные годы.
 
Сейчас же рабочие (в 1995 году) доставали из земли трубы нефтепровода - 42, чтобы впоследствии заложить на этом месте новый. По моей просьбе отрезали кусок трубы старого нефтепровода, который я сдала в наш городской краеведческий музей. Поселились в гостинице нефтепровода. Проснувшись, пошли искать пункт питания. Столовая была, но, кроме ножек Буша ничего не было. Мы и этому были рады.
 
Роман «Далеко от Москвы» был удостоен Сталинской премии. По нему был снят одноименный художественный фильм. В итоге после нашего путешествия по местам, описанным В. Ажаевым, и мы написали книги. Моя книга называется «Строительство 15: нефтепровод». Книга Лахусена - «Как жизнь пишет книгу».
***
 В середине 1990-х годов внимание историков было приковано к последней стройке сталинских пятилеток на Дальнем Востоке - строительству тоннеля под проливом Невельского и железной дороги Комсомольск-на-Амуре - п. Лазарев. Это строительства №6 и №507. Экспедиции в тот район бывали и раньше, в том числе, и по линии газеты «Комсомольская правда». Журналисты нашли объекты времен 1940-1950-х годов, но у них не было документов, подтверждающих и объясняющих находки.
 
А у меня документы были, потому что в начале 1990-х годов я работала с материалами строек №6 и №507 в архиве ДВЖД. Поэтому, когда краевой краеведческий музей им. Гродекова решил послать свою экспедицию, меня пригласили в качестве консультанта.
 
 Сначала нас было трое: руководитель экспедиции, старший научный сотрудник Алексей Шестаков, фотограф и я.
 
 За два дня до нашего отъезда в Хабаровске проходили Вторые Гродековские чтения. На них в качестве гостей присутствовали фотограф мировой величины Реза Дегати, иранец по рождению, француз по подданству и его переводчица и менеджер Людмила Мекертычева. Они представляли Национальный Географический журнал (журнал выходит в США с 1888 года, единовременный тираж на 1999 год - десять миллионов экземпляров, поступает в продажу в 170 странах мира, в России у него было пять тысяч подписчиков, с 2022 года в России выпуск был приостановлен).
 
ГУЛАГ! Какой иностранец не сделает стойку при этом слове. Руководство музея разрешило включить новых знакомых в нашу группу. До Николаевска мы добрались «Метеором». Далее мы должны были ехать катером УИН (Управление исправления наказанием), руководители которого в обмен просили привезти экспонат и для своего музея. Но катер не пришел, не было горючего. Тогда нас посадили на лесовоз «Федор Попов». В пять часов утра нас пересадили на другой катер, но уже в районе п. Лазарев, который и довез нас до суши.
 
Поселили нас в муниципальной гостинице. Еда в столовой была, но не было воды - заилились трубы. Очевидцев и участников строек было в Лазареве достаточно, как мест и объектов, представляющих для нас интерес.
 
Наибольший интерес для нас представляла поездка на мыс Невельского. Добраться туда было непросто. Сначала от поселка Лазарев на машине до поселка Нигирь (там раньше находился леспромхоз). Потом на трех моторных лодках по реке Псю до бухты Невельского (верхняя граница - мыс Муравьева, нижняя - мыс Невельского). Потом - опять же по воде - на мыс Невельского.
 
Оставило впечатление посещение мыса Муравьева. Дорога туда узкая, каменистая. Через два километра - завал. Слева и справа лежат деревья. Их много - сотни. Как говорится, «в полном расцвете сил». Был низовой пожар. Корни сгорели, и деревья упали. А были участки леса, где деревья сгорели полностью. Еще живые деревья колотились ветками в окна нашей «будки на колесах» - ГАЗ-56, словно прося - спасите нас!
 
Где-то после Лазарева мы расстались с Резо и Людмилой. У них был свой план работы (фотографии Резо Дегати были опубликованы в одном из журналов за 2000 год). Но неожиданно нас нагнали сотрудники бюро НТВ из Владивостока, которые также провели с нами часть пути.
 
Уезжали мы из Лазарева в Богородское на джипе. Рисковали. Нас предупредили, что сгоревший мост через горную речку, которая будет на нашем пути, вроде бы не восстановили. Но обратного пути не было. И водитель джипа, местный житель, направил машину прямо в бурлящий поток. Все остались живы. В Богородском нас забрал катер УИНа «Задорный», для которого все же нашли топливо.
 
Теперь мы имели возможность высаживаться в любом амурском поселке по пути следования в Комсомольск, если рядом с ними проходила железная дорога
 
Мы прошли по остаткам насыпи, на которой была положена железная дорога Комсомольск-на-Амуре - Селихин - п. Лазарев Общая длина ее должна была составить 517 километров, из них 52 километра - расстояние между Комсомольском и Селихином. Но, согласно карте служебного пользования 1965 года выпуска действующая железная дорога была проложена только до п. Черный Мыс. Именно там мы и увидели последний вагон.
 
На той же карте был отмечен участок дороги, который находился в стадии строительства: от Черного мыса до Пульсы. Именно там кончалась железнодорожная насыпь. Мы нашли это место. Но Пульсы, как населенного пункта уже нет. И я не зафиксировала, на каком же километре она находилась.
***
 В 2000 году мы снова поехали в Лазарев, теперь уже двумя группами. Музей выиграл грант. Теперь сотрудников музея было трое (к двум предыдущим добавился еще Александр Савченко). Маршрут: Хабаровск - Софийское - Де-Кастри - Лазарев.
 
Городское отделение «Мемориала» (в 2014 г. правозащитный центр «Мемориал» включили в список НКО-иностранных агентов, в 2016 г. в него попал «Международный Мемориал»; международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал» признано в России НКО-иноагентом, в 2021 году Верховный Суд РФ ликвидировал международный «Мемориал», прокуратура обвинила правозащитников в искажении образа СССР. - Ред.) тоже выиграло грант по теме «Уроки прошлого». В плане его работы был пункт «Оказать помощь администрации п. Лазарев в создании поселкового музея».
 
Наша команда состояла из двух человек. Поехали на «японке». Все было ничего, пока не доехали до п. Де-Кастри. Далее - около ста километров до Лазарева, перепаханные глубокими длинными рытвинами. Это растаскивали трубы для укладки нового нефтепровода. До Лазарева мы ехали более 6 часов. Когда приехали в Лазарев обнаружили, что в моторе порвался какой-то ремень, без которого машина не сдвинется с места. Единственное, что можно было сделать - заказать предпринимателю, отъезжающему в Хабаровск за товаром.
 
Наш спаситель - Василий Коновалов.
 
А как вообще ездят коммерсанты, благодаря усилиям которых прилавки и киоски в Лазареве выглядят не хуже, чем в других городах?
 
Ездят! А что делать? Это - невидимые миру слезы! Еще никто не составил скорбный список их потерь. Но мы-то наслушались… про микроавтобусы с товаром, перевернувшиеся на трассе, про полетевшие коробки скоростей, про проколотые шины. Сколько же этих шин валяется по обочинам дороги, ведущей в Лазарев!
 
У дороги есть хозяин. Нефтепровод. Но, судя по всему, он в ней больше не нуждается.
 
 Утром в гостинице неожиданно столкнулись с сотрудниками музея. Они удивились: «Как вы сюда попали? Ведь сюда на вашей машине невозможно проехать!»
 
- А мы не знали, что невозможно, вот и проехали.
 
Сотрудники музея продолжали работу, начатую первой экспедицией в прошлом году: составляли научное описание объектов, расположенных по трассе нефтепровода 1940-х годов, железной дороги Селихино-Лазарев, района о. Кизи. По окончании работ собрались заехать в Лазарев. Но двое суток просидели в Де-Кастри, потому что никто из местных в Лазарев не хотел их везти. Наконец, администрация Де-Кастри посадила их на буксир «Нефтегорск». Он встал ночью на рейде Лазарева. Пришлось им звонить главе администрации Лазарева Марине Ганзюк, чтобы прислала за ними катер. Кстати, Марина Викторовна не только всемерно помогала нам, но и сама участвовала в наших экспедициях.
 
Отбыли из Лазарева сотрудники музея, скорее всего, на этом же буксире.
 
 Нам же надо было ждать ремня шесть дней, не меньше. Администрация организовала мое выступление перед жителями поселка об истории строительства тоннеля под проливом Невельского. После чего на несколько дней я стала самой популярной личностью в поселке. Везде, куда бы я ни пошла: на лазаревскую сопку, на побережье, по поселку - везде находились собеседники. Рассказывали, спрашивали. Вопрос- рекордсмен «Когда построят железную дорогу до Лазарева?»
 
 В июле 1952 года Строительство №507 «показывало» построенные дороги: Де-Кастри - Нигирь, Нигирь - мыс Лазарева, Чортова бухта - мыс Муравьева, мыс Невельского – 16-й лагпункт. Де-Кастри - о. Кизи. Де-Кастри - Софийск.
 
В 1995-2000 гг. я проехала по всем этим дорогам. Только спутники менялись. И по одной из дорог пришлось пройти пешком: мыс Невельского - 16-й лагпункт.
 
На сегодняшний день, я считаю, доступны все дороги, кроме той, что на мысе Невельском. И то - если очень хочется…
 
 Если бы в наших экспедициях принимали участие археологи, то и для них работа бы нашлась, вернее, места, где найдены объекты. Среди материалов, которые кропотливо собирает Наталья Александровна, как руководитель местного музея, нашелся очень интересный документ. Как я поняла, это был официальный отчет работы археологической экспедиции или информация, опубликованная в каком-то научном издании. Данные по трем исследованным участкам на территории поселка Лазарев.
 
 В частности, вот данные по одному из участков.
 
«Лазарев. Стоянка 1.
Николаевский муниципальный район.
1 тыс. н.э. Открыт Лосан Е.М., 1983 год
Близ старого кладбища п. Лазарев на южном склоне сопки у мыса Лазарев».
 
Приложены фотографии находок. В основном черепки. Кстати, у меня есть черепок, найденный при раскопках в с. Вознесеновском, очень похожий на один из «лазаревских». То есть, первые люди появились на территории, которая впоследствии будет называться поселком Лазарев, еще тысячу лет назад?
 
Судя по датам археологические работы велись в Лазареве в 1981-1983 годах.
***
В 2008 году меня попросили поработать с одной немецкой группой: ее состав: доктор Томас Кунце, уполномоченный Фонда им. Конрада Аденауэра по РФ, Райнер Эппельман, бывший министр обороны ГДР, председатель Фонда по преодолению наследия СЕПГ. Первому лет 40, второму - 67. Еще переводчик и референт. Маршрут: Николаевск - Лазарев - Николаевск.
 
Мы встретились в Хабаровске. В Николаевск прилетели на самолете. Руководство местного краеведческого музея организовало нам транспорт с водителем. На нем мы и прибыли в Лазарев. Жили в гостинице. Питались в небольшом частном кафе.
 
В чем интерес немецких туристов к побережью пролива Невельского?
 
Немцы связывают коммунистическое прошлое нашей страны, в том числе и с периодом репрессий, в результате чего в стране была построена лагерная система, заключенные строили «великие сталинские стройки». Одной из последних была огромная комплексная стройка, включавшая, в том числе, и строительство тоннеля под проливом Невельского. То, что осталось от этой стройки и интересовало немцев. К слову сказать, Кунце «прошел» и «Мертвую дорогу» (Игарка - Салехард) и Колымскую трассу. А, кроме того, он обещал «своему другу» Эппельману свозить его на Сахалин, хотя я сразу предупредила, что Сахалин в нашей программе отсутствует.
 
Эппельман, видимо, отвечал за просветительство, потому что он выступал перед слушателями в Хабаровске и Николаевске. Небольшую группу слушателей, в основном, местной интеллигенции ему собрали в п. Лазарев.
 
Перед началом своего выступления он участливо поинтересовался, как они здесь живут, есть ли у них проблемы?
 
Присутствующие встрепенулись: ну, наконец-то хоть кто-то их выслушает! Они, не скрывая, рассказали, в том числе, и о том, что у поселка нет перспективы. Что по территории поселка проходят трубы нефтепровода и газопровода, а вот деньги за их нахождение на территории поселка идут не поселку, а в другой карман.
 
Да, действительно, на территории поселка располагались объекты трех «китов»: СМУ ОАО «Сахалинморнефтемонтаж», цех транспортировки нефти и газа №3 ОА «Роснефтьсахалинморнефтегаз», ООО «Лазаревское» (симбиоз морского порта и леспромхоза). Они платили хорошие налоги, но только не в бюджет поселка.
 
А вот пребывание иностранцев в Лазареве пополняло бюджет поселка.
 
Покидали немцы Лазарев таким же путем: на машине до Николаевска, потом - на самолете - до Хабаровска. Я - на «Метеоре» Николаевск-Комсомольска.
 
 В последующие годы ко мне неоднократно обращались с предложениями поработать на тех же маршрутах и с другими иностранцами. Но, видимо, их не пропустили.
 
В 2001 году вышла моя книга «Последний вагон на север» по итогам двух экспедиций. Кроме авторских фотографий там использованы и фотографии, предоставленные краевым краеведческим музеем им. Гродекова.
 
Проведенные за эти годы исследования района п. Лазарев предполагали создание в поселке музея, о чем было заявлено в работе по гранту, полученному «Мемориалом» (в 2014 г. правозащитный центр «Мемориал» включили в список НКО-иностранных агентов, в 2016 г. в него попал «Международный Мемориал»; международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал» признано в России НКО-иноагентом, в 2021 году Верховный Суд РФ ликвидировал международный «Мемориал», прокуратура обвинила правозащитников в искажении образа СССР. - Ред.). А впоследствии можно было замахнуться и на туристический центр. Но пока в поселке для реализации моих замыслов опереться было не на кого.
 
 Тематика для создания туристического проекта «Лазарев» (в том числе):
 
История поселка Лазарев.
 
Строительство №15. Нефтепровод Комсомольск-на-Амуре - о. Сахалин 1940-1952 гг.
 
Последние стройки сталинских пятилеток. Первая половина 1950-х годов:
Строительство №6. Тоннель под проливом Невельского.
Строительство №507. Железная дорога Комсомольск-на-Амуре - Селихин - п. Лазарев.
 
Памятники эпохи (группа памятников, которые отражают «лагерную» составляющую).
 
Объекты показа только пределах п. Лазарев (в том числе): самое узкое место, где материковая часть подходит к острову Сахалин. Маяк на Лазаревской сопке.
 
Вид на о. Сахалин:«круиз» на моторной лодке на Сахалин: туда и обратно (если на фарватере нет волны).
 
Объекты стройки №6: шахта, дамба, искусственный остров, пещера для хранения взрывчатых веществ
 
Объекты стройки №15: старый нефтепровод.
 
 Памятный знак М.П. Лазареву.
 
Чортова бухта. Рыбзаводы.
 
Для романтиков: ночной костер, на небе звезды, плеск морских волн, уха из пойманной рыбы.
 
 Мыс Муравьева: самая большая камнеломня, «мертвый лес».
 
Объекты показа за пределами поселка в транспортной доступности (в том числе): Поселок Де-Кастри. Именно туда в 1932 году из Хабаровска по льду р. Амур и о. Кизи пришел артиллерийский дивизион, командиром одного из отделений которого был Г. Хетагуров. Был создан Де-Кастринский укрепрайон. В этом же, 1932 году в Де-Кастри в числе других прибыла ленинградка Валентина Зарубина Она вышла замуж за Хетагурова. Впоследствии, по предложению Блюхера и Гамарника она со страниц газеты «Комсомольская правда» выступила с призывом «Приезжайте девушки на Дальний Восток!». Так возникло хетагуровское движение.
 
Месяца два назад в Комсомольск приезжала киногруппа с Северного Кавказа. Снимали фильм про хетагуровское движение. Какая связь с Кавказом? Хетагуров - осетинская фамилия. Не знаю, смогли ли они доехать до Де-Кастри.
 
Штаб и другие объекты строительства №507. 1950-е годы.
 
Поселок Чильба. Место строительства подземной мощной паротурбинной электростанции на о. Кизи для обслуживания подводного тоннеля.
 
Мыс Невельского. Сохранились несколько лагерных городков, растянувшихся километра на четыре. Барак-столовая-кухня с грудой мисок и котлом. Барак-мастерская. Жилой барак с нарами. Сторожевые вышки. Вагонетки. Каменный карьер. Остатки причалов. Деревянный мост. Настоящий музей под открытым небом.
 
Имена известных людей, которые связаны с п. Лазарев: Г.И. Невельской, М.П. Лазарев, В.Н. Ажаев, Н.Н. Муравьев, В.К. Арсеньев, Г.А. Хетагуров.
 
 Говорить о полном варианте турпроекта «Лазарев» можно будет только после строительства дороги Лазарев - Де-Кастри, то есть, когда у жителей поселка будет надежная связь с внешним миром.
***
 2008 год - последний год, когда я посещала п. Лазарев.
 
Спустя 14 лет после моей последней поездки в п. Лазарев, в 2022 году мне пришло письмо от педагога дополнительного образования Лазаревской школы-одиннадцатилетки Натальи Александровны Хапатько. Она организовала при школе поселковый музей по истории Лазарева. Ко мне обратилась, прочитав книгу «Последний вагон на север». То есть, наконец, появился человек, который мог бы начать реализацию моих планов. Я уже стала планировать на лето 2023 года поездку в Лазарев. А пока попросила Наталью Александровну проинформировать меня о жизни поселка в настоящее время.
 
Уже нет морского порта. Нефть качают в обход Лазарева, по второй трубе, до Де-Кастри, туда, где американцы вывозили нефть танкерами. А в Лазареве народ ездит по вахтам в Оху.
Население 900 человек. Учеников - 115.
 
 «У нас хорошо работает библиотека, прекрасный Дом культуры. Там обычно проходит концерт к юбилею поселка», - говорит Н.А. Хапатько.
 
 К сфере культуры относятся и памятники. Как с ними обстоит дело в Лазареве?
 
 В поселке есть памятный знак, установленный по инициативе Н.Е. Спижевого.
 
Н. Спижевой несколько лет назад переехал из Хабаровского края во Владимир. Этот город - родина Н.П. Лазарева. Там в его честь названа одна из площадей города и установлена мемориальная доска. (Михаил Петрович Лазарев родился в г. Владимир в 1788 году. Участвовал в трех кругосветных плаваниях, в открытии Антарктиды. в Наваринском сражении. С 1833 главный командир Черноморского флота и портов Черного моря, также военный губернатор Севастополя и Николаева. Талантливый военный организатор, Лазарев был сторонником создания сильного парового флота).
 
 Об установке памятного знака в п. Лазарев в 2018 году Спижевой рассказал корреспонденту ИА «Хабаровский край сегодня»: «Однажды я познакомился с Нареком Оганисяном, который взял по программе «Дальневосточный гектар» остров Чакмут недалеко от поселка Лазарев для развития событийного туризма. Ему же нужно как-то подружиться с поселковыми властями, познакомиться, чтобы они поддержку оказали в его начинаниях. Тогда-то я ему и предложил, мол, скоро 230-летие мореплавателя Лазарева, можно памятный знак поставить. На средства Оганисяна была изготовлена мемориальная доска в Москве. Я ее отвез в Хабаровск, а отсюда доставили в Лазарев и торжественно установили».
 
 По словам Спижевого, этот памятный знак стал первым в поселке. Как оказалось, там до сих пор не было даже мемориала в память о погибших в годы Великой Отечественной войны.
 
 Несколько лет назад журналист, побывавший в Лазареве, обнаружил на военном погосте две заброшенные могилы офицеров 4-го мостового полка (в/ч 83221), который был задействован на строительстве тоннельного перехода под проливом Невельского, и обратился в прокуратуру Николаевского района о ненадлежащем содержании этих могил. Один из офицеров умер от болезни сердца. Другой попал в автокатастрофу. Оба были участниками Великой Отечественной войны.
 
 Я поинтересовалась у Натальи Александровны, каково положение на сегодня на военном погосте?
 
 «После выступления журналиста, администрация покрасила оградки. Я реставрировала фамилии и даты на памятниках, положила цветы. У нас полкладбища участников Великой Отечественной войны - орденоносцев, имеющих много наград, которые брали Варшаву, Берлин, Прагу, некоторые воевали с Японией. Обо всех, кто похоронен на военном погосте, в музее сделаны альбомы».
***
«Оживление в поселке наблюдается только зимой, - сообщила в февральском письме Н.А. Хапатько. - По хорошо укатанной зимней дороге до поселка можно доехать. Зимой в поселке наплыв рыбаков со всего Дальнего Востока, даже с Читы были. Живут в квартирах, которые предоставляют местные жители (за плату). Ловят корюшку, навагу мешками. А так - в речках ловят кунжу, ленка, мальму, сигов, красноперку. Зимой приходят лыжники из Комсомольска и Хабаровска, с Сахалина».
 
 Но и зимняя дорога - не решение вопроса. Когда пурга заносит снегом дорогу, техники не хватает, чтобы ее расчистить. Я упоминала выше про частное кафе, где нас вкусно кормили. Там же хлеб пекли и всякую выпечку. Когда хозяйка его умерла, кафе закрыли - хозяин не платил налоги. Сейчас хлеб пекут нигирские предприниматели. Продукты в детский сад и школу тоже оттуда поставляют по контракту. Поэтому дорога Лазарев-Нигирь очень важна для жителей Лазарева.
 
 Я ведь не случайно акцентировала в тексте внимание на видах транспорта, какими мы пользовались почти три десятка лет назад, чтобы попасть в Лазарев. Что изменилось?
 
 Сегодня въехать и выехать из Лазарева можно только по дороге через Де-Кастри, больше никак. Трасса одна.
 
И как же лазаревцы добираются до своего поселка?
 
Автокомпания «Пять звезд» довозит пассажиров из Хабаровска и Комсомольска только до Де-Кастри. Далее - частники.
***
 Есть ли надежда на строительство перехода на Сахалин?
 
Она была, когда можно было уповать на роль личности в истории.
 
Когда был министром МПС Аксененко - была задача - переход построить. Стал министром Фадеев - идею похоронили. В 2006 году в номере «АиФа» №33 тогдашний глава ОАО «РЖД» Якунин не исключал, что придется вернуться к теме (соединение Сахалина и материка) для реализации проекта трансматериковой железнодорожной магистрали. Последующие годы информация о строительстве перехода в СМИ почти не встречалась. Изредка в Интернете возникали дискуссии на тему: так был ли построен тоннель под проливом Невельского?
 
Далее судьбой перехода на Сахалин я почти не интересовалась.
 
Строительство двух мощных паромов на судостроительном заводе Комсомольска-на-Амуре для Сахалина тоже не способствует вере в переход на Сахалин.
 
Но нередко решение проблемных вопросов в наше время бывает непредсказуемым.
 
 В августе 2024 года поселку Лазарев исполнится 175 лет.
 
Марина Кузьмина,
к.и.н.
Комсомольск-на-Амуре