Вячеслав Шпорт: «У нас идет поступательный рост экономики»
Ровно год прошел со дня вступления в должность губернатора Хабаровского края Вячеслава Шпорта. Дата - для любого руководителя отчетная. За это время можно собрать свою команду, изучить ситуацию, спланировать работу и реализовать первые проекты. Но в данном случае все было не так просто: назначить губернатором Вячеслава Шпорта предложил президент РФ Дмитрий Медведев, а затем краевая Законодательная дума наделила его этими полномочиями в самый разгар экономического кризиса.
В. Шпорт |
(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-127969-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-127969-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script")[0]; s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");
|
- Пришлось буквально с первого дня работать по краевой антикризисной программе и принимать экстренные меры, чтобы в крае по-прежнему эффективно работали социальные гарантии. Абсолютно не было времени спокойно сидеть и размышлять, придумывать какую-то, может быть, новую схему работы. Нужно было сразу впрячься и работать.
Я прекрасно понимаю, что такое социально ориентированный бюджет и что будет, если вмешаться и сломать какую-то маленькую деталь в отработанном механизме обеспечения людей самым необходимым и даже жизненно важным. Поэтому первая задача была, как раз наоборот, - не допустить изменений в бюджете, которые могли бы негативно повлиять на жителей края.
В результате мы секвестировали наш бюджет два раза, но перераспределяли в нем только те статьи, которые напрямую не задевают людей. Пришлось поступиться частью расходов на инфраструктурные проекты. Здесь сконцентрировались на самых важных направлениях и оставили часть планов на перспективу. Ко многим из них мы, кстати, уже вернулись по прошествии года.
Самое же главное - нам удалось исполнить все бюджетные обязательства перед социальной сферой. Социальные расходы края в 2009 году составили более 60 процентов нашего бюджета. Конечно, мы не решили всех проблем кризиса, но удалось, я считаю, максимально смягчить его влияние на жизнь людей.
- Еще стоит вспомнить, что в апреле прошлого года край достиг пика задолженности по заработной плате и по уровню безработицы...
- Это была самая страшная беда. Нет ничего хуже, когда люди лишаются работы или не получают деньги, имея ее. В апреле 2009 года задолженность составляла 702 миллиона рублей - фактически мы оказались на «первых» местах по этому показателю в России.
Наиболее тяжело ситуация сложилась в авиакомпании «Дальавиа». Моя первая задача была - трудоустроить работников, вторая - принять меры, чтобы им выплатили деньги. Но это совсем не просто, потому что процедура банкротства должна идти по закону, в нее никто не имеет права вмешиваться, даже губернатор. С другой стороны, и самоустраниться невозможно: пусть компания и федеральная, но здесь затронуты интересы наших людей - хабаровчан. Поэтому мы искали возможности вмешаться и нашли.
Я считаю, в отношении этого предприятия правительство края сделало все возможное. Мы не позволили растерять имущество предприятия, неэффективно им распорядиться. Именно поэтому сегодня все работники «Дальавиа» в основном трудоустроены, и с ними полностью рассчитались по зарплате. Осталось только 80 миллионов - выходные пособия, оплата больничных листов. По ним тоже в ближайшее время долг перед людьми погасим.
Но проблемы, вы помните, были не в одной только авиакомпании. Они с разной степенью тяжести затронули практически все наши крупные промышленные предприятия. На Амурском судостроительном заводе была работа, но люди не получали зарплату из-за долгов по гособоронзаказу. Финансовый кризис - на КнААПО. Практически встал «Амурметалл». Нужно было удержать ситуацию в отрасли от стремительного падения. Потому что край у нас промышленный. На этих предприятиях работают сотни тысяч людей. Проблема могла стать критической для всего региона. Почти год мы занимались ее решением.
К нам приезжали и президент, и премьер, и вице-премьер правительства России. С их поддержкой нам удалось решить один из важнейших вопросов по судостроению - передать государству управление Амурским судостроительным заводом. Были на высшем государственном уровне подписаны документы по КнААПО и «Амурметаллу». Но подписать - это половина дела. До конца прошлого года пришлось решать множество проблем, чтобы нашим предприятиям все-таки вернули все долги Министерства обороны, открыли обещанное финансирование. На «Амурметалле», например, только в начале 2010 года начали получать первые транши для финансового оздоровления предприятия.
В этом году только лично я два раза встречался с министром обороны РФ, главкомом Военно-морского флота. Министры правительства края работали с их заместителями. И это тоже дало результат - нашим предприятиям перечислили в начале года 80 процентов средств по оборонным заказам - такого еще никогда не было. Сегодня гособоронзаказ утвержден по всем предприятиям Хабаровского края.
Государство на краевом и федеральном уровнях сделало все необходимое. Теперь во многом будущее предприятий зависит от руководства и коллективов. Главная их задача - выполнить полученный с таким трудом госзаказ.
Для справки: В 2010 году государственный оборонный заказ для Хабаровского края вырос в 2,6 раза по сравнению с 2009 годом. В том числе на ОАО «КнААПО» он увеличен в 4,7 раза за счет строительства самолетов Су-27 СМ, Су-30 М, Су-35. На ОАО «Амурский судостроительный завод» вырос в два раза за счет строительства корабля второго ранга «Корвет». На ОАО «Хабаровский судостроительный завод» - в 2,2 раза за счет строительства морского буксирного судна.
Такая же ситуация и на ОАО «Амурметалл» - государство помогло заводу развязать сложнейший финансовый узел, теперь нужно только работать, работать и работать.
Ну а результат нашей антикризисной программы - в статистике уже 2010 года - мы видим пусть небольшой, но реальный рост промышленного производства. В первом квартале он составил 23,7 процента по сравнению с первым кварталом 2009 года. Причем в марте прирост зафиксирован уже на уровне 40 процентов! То, чего ожидали, ради чего работали, произошло: мы затормозили падение экономики и вернулись на подъем.
Что касается безработицы и долгов по заработной плате - это проблемы, которые зеркально отражают состояние экономики. Поэтому мы видим, что сегодня увеличение уровня безработицы носит умеренный, контролируемый и, главное, временный характер. В начале мая ее уровень составляет 4,1 процента, но с середины марта он снижается, и мы абсолютно уверены, что будет снижаться дальше. Задолженность по заработной плате на предприятиях края сейчас составляет 103 млн. рублей. Здесь проблема перешла в разряд «технических».
Для справки: Задолженность по заработной плате в промышленности, транспорте и связи Хабаровского края с 1 мая 2009 года по 1 апреля 2010 года была сокращена в 4,1 раза (с 340,9 млн. рублей до 83,6 млн. рублей).
- В какой точке развития сегодня находится краевая экономика?
- 20-процентный прирост промышленного производства в первом квартале 2010 года - это очень хороший показатель. И он сложился благодаря не только 2-3 крупнейшим предприятиям. В крае многоукладная экономика, нет одного доминирующего направления, от которого регион всецело бы зависел. В том числе и поэтому мы в большей степени, чем другие территории, были застрахованы от кризиса, и нам проще теперь из него выходить. Ведь когда одни предприятия, как «Амурметалл», остановились, другие, например, КнААПО, продолжали работать. А рыбная отрасль вообще дала прирост. Лесная отрасль нормально сработала несмотря на заградительные пошлины и снижение почти в два раза объемов экспорта круглого леса. Зато у нас в крае выросли объемы лесопереработки и экспорта готовой продукции. Золотодобытчики благодаря тому, что в связи с кризисом выросла цена золота, выполнили свои объемы по налогам. Нам удалось добиться, как я уже говорил, оплаты госзаказов и выплаты зарплат...
В результате, когда мы в начале этого года свели баланс экономики региона, получилось, что она прошла кризис без каких-то тяжелых и невосполнимых потерь. И сегодня я уже достаточно оптимистично оцениваю ситуацию:у нас идет нормальный поступательный рост экономики. По итогам первого квартала показатели региона заметно превышают показатели России и ДФО. По промышленному производству у нас рост составил 23,7 процента, а в России в среднем он - 5,8 процента, в ДФО - 8,1 процента. Индекс инвестиций в Хабаровском крае - 102,7 процента, в России - 95,3 процента, в ДФО тоже снижение - 90 процентов.
Все это вселяет надежду - значит, мы выбрали правильные ориентиры в работе, значит, сегодня мы должны ее только усиливать.
- Очевидно, что есть точки роста, в которых наша экономика будет развиваться более активно, чем в других. Назовите их: на что краевое правительство будет делать упор, стимулируя развитие экономики?
- У нас три основных промышленных направления: перерабатывающая промышленность, судостроение и самолетостроение.
На ОАО «КнААПО» мы ожидаем значительного роста доли гражданской продукции за счет производства региональных пассажирских самолетов Sukhoi SuperJet-100. Планируем к концу этого года завершить его сертификацию и два самолета отдать заказчику. А до 2012 года должны выпустить более 100 самолетов как для внутреннего, так и для внешнего рынка. При этом замечу, что здесь у нас хорошие и, главное, долгосрочные перспективы - региональный самолет пока не строит ни один завод в России. Его еще только пытаются создать в Японии, Китае. А истребителей пятого поколения, которые тоже выпускает КнААПО, нет вообще нигде в мире.
Перспективы судостроения в крае связаны в первую очередь с созданием ОАО «Дальневосточный центр судостроения и судоремонта» и с межрегиональной кооперацией. Например, крупнотоннажное судостроение в Приморском крае не сможет развиваться без поддержки наших предприятий. Там нет такого опыта и мощностей. И мы договорились уже, что часть заказов по строительству целого ряда агрегатов будет размещена на Амурском и Хабаровском судостроительных заводах. Кроме того, в планах наших предприятий - производство современных корветов для ВМФ, судов для Газпрома, Совкомфлота, Росрыболовства, десантных кораблей на воздушной подушке для экспорта.
В лесопереработке сегодня запущены и активно развиваются четыре крупных проекта. Происходит нормальное перераспределение экспорта от сырья к обработанной продукции. Теперь уже сами лесопроизводители говорят, что не хотят возвращаться к торговле круглым лесом. Они почувствовали другой уровень отношения к ним на международном рынке, другие деньги. Это направление будем продолжать развивать.
Еще одна из самых крупных наших потенциальных точек роста - порты Ванино и Советская Гавань. В этом году подписано решение об организации особой портовой зоны, и мы начали заниматься его реализацией. В 2010-2013 годах в ПОЭЗ будут вложены инвестиции в объеме около 9 млрд. рублей. Здесь планируется создать около 4 тысяч рабочих мест. А грузооборот в портах, на железной дороге и других видах транспорта благодаря особой зоне составит не менее 20 млн. тонн в год.
Уже сегодня, по нашим подсчетам, востребовано свыше 100 млн. тонн грузов, которые пойдут транзитом через Хабаровский край и наши порты. Поэтому сейчас активно развивается в регионе железнодорожная инфраструктура. 60 млрд. рублей предусмотрено только на строительство одного Кузнецовского туннеля. Но строятся еще и развязки, новые бамовские станции… Миллиарды рублей вкладываются в железнодорожную инфраструктуру для того, чтобы эти грузы пропустить.
Но мы видим, что и этого уже мало. В Чегдомыне компания СУЭК планирует построить суперсовременную обогатительную фабрику с плановым увеличением производства угля до 7 миллионов тонн в год. Часть его пойдет на экспорт, а это означает новую нагрузку на железнодорожную инфраструктуру и портовые терминалы. В Якутии уголь с Эльгинского месторождения тоже пойдет на экспорт через наши порты. Эти и другие предприятия заявляют об увеличении объемов своих перевозок. Значит нам надо работать уже над вторым этапом модернизации БАМа. И второй путь, возможно, придется строить, и второй тоннель, и переводить дорогу на электрическую тягу.
В Амурске строится и будет сдан в будущем году крупнейший суперсовременный металлургический завод, который сможет выплавлять драгметаллы на основе нанотехнологий. Руду на него будут везти со всего Дальнего Востока.
Идет строительство газопровода Сахалин - Владивосток. И мы ведем переговоры с Газпромом по договору, предусматривающему строительство газоотводов в наши населенные пункты. 26 муниципальных образований в 8 районах края планируем газифицировать.
Все это действительно масштабные точки роста. По этим направлениям мы будем сегодня и завтра работать. И те меры, которые мы предпринимаем для развития в крае высокоинтеллектуальных производств, позволяют нашей молодежи и молодежи из других регионов Дальнего Востока увидеть свою перспективу именно здесь.
- Мы уже привыкли к тому, что ключевые вопросы региона, его развития губернатор решает в Москве. Насколько это актуально сегодня?
- Просто сидеть и вести переписку с федеральным министерством - малоэффективно. Эту систему я знаю еще со времен работы на КнААПО: если хочешь чего-то добиться, нужно вставать из кресла и идти по кабинетам, знакомиться, объяснять, приглашать к себе на завод, в город, в край - на месте доказывать свою правоту.
Я уже говорил о визитах первых лиц государства, но у нас же в крае за этот год перебывали еще и многие ключевые министры. Увидели, чем живет регион, куда стремится. Теперь, когда приезжаешь в Москву, они с пониманием относятся к нашим проблемам и, как правило, их решают.
В прошлом году мы подписали 10 поручений у премьер-министра, и все они выполняются. Нам даже секвестированные федеральным бюджетом деньги на программу «Чистая вода» вернули. Хотя обычно, если федеральный бюджет что-то секвестирует, это необратимо. Но мы с документом за подписью Владимира Путина ходили по кабинетам, убеждали и убедили.
Да, сложно работать в системе, в которой очень многие ключевые вопросы замыкаются на федеральном центре. Но в большинстве они решаются. Порой даже в случаях, когда вроде бы не должны. Например, после пожара мы начали проектировать новую школу в поселке Тумнин. Это достаточно дорогой проект, деньги на него мы не предусматривали в краевом бюджете - в нем нет такой статьи расходов, как пожар. А детям нужно учиться. Обратились за помощью в Минобразования РФ. Хотя школы - это наши полномочия, а не федерального бюджета, но тумнинскую проблему мы с Минобразования практически уже решили. Они будут помогать с финансированием строительства школы.
- Вячеслав Иванович, в этом году на одном из советов по предпринимательству при губернаторе вы пообещали, что создадите свой блог в Интернете. Когда уже хабаровчане смогут напрямую общаться с губернатором?
- Специально для этой задачи я не так давно назначил нового руководителя информационно-компьютерной службы - молодого человека, которому действительно интересно работать над такими проектами. Мне тоже это интересно, но, увы, целый день губернатор не может проводить за компьютером. Поэтому я поставил задачу - найти такую форму, чтобы это общение и обратная связь с людьми были максимально эффективными. Обязательно создадим такой прямой канал общения хабаровчан с губернатором в этом году.
Но на самом деле задача стоит гораздо масштабнее, чем просто запустить один или даже 10 блогов в правительстве края. Мы вплотную занимаемся созданием в Хабаровском крае системы электронного правительства. Оно должно снять целый ряд барьеров между чиновниками и жителями края, предпринимателями, руководителями предприятий. Новая информационная система упростит многие разрешительные и согласовательные процедуры. Президентом поставлена масштабная задача - уйти по максимуму от бюрократических бумажных технологий. Чтобы административная система работала независимо от настроения и интересов отдельных чиновников на пользу людей.
И это тоже, я считаю, для нас будет серьезная точка роста.
Беседовал Виктор Илин.
Фото В. Спидлена,
«Тихоокеанская звезда», № 81.