Каждый третий студент хотел бы уехать в другую страну для постоянного проживания и работы, но предварительно закончив образование здесь.

 

 

Для изучения этих настроений в вузовской среде исследовательской группой преподавателей ВГУЭС был проведен социологический опрос. Его результаты, отмечают авторы, неоптимистичны. Отсутствие миграционных ограничений и неравномерность экономического развития территорий способствуют тому, что наиболее перспективная и активная часть молодого населения покидает пределы Приморья и выезжает в западные регионы страны. Молодые люди настроены на поиск места самореализации за рубежом, где, по их мнению, есть больше возможностей для  карьерного и социального роста.

 

30 % опрошенных студентов хотели бы уехать в другую страну, 44 % не рассматривают возможность эмиграции, 26 % — не определились и затруднились ответить. Для сравнения: лишь 3 % обучающихся в вузах Москвы, Таганрога, Ставрополя и Ростова-на-Дону  студентов хотят эмигрировать из России.

 

При этом выявлена зависимость желаний: оно выше на начальных курсах обучения  и заметно сокращается у студентов-выпускников.

 

— Видимо, по мере взросления молодые люди начинают более адекватно воспринимать свои перспективы адаптироваться к другой культурной и социальной среде при эмиграции, — говорит один из авторов исследования доктор экономических наук профессор Иван Безруков. — Может быть, на их настроения влияет и то, что к концу обучения студенты уже находят себе работу и поиски лучшей жизни откладываются или становятся менее актуальными.

 

Одной из причин высокого уровня эмиграционных настроений могут являться отдаленность Приморья от центральной части России и доступность поездок в страны, расположенные в непосредственной близости к региону. Так, среди студентов, часто выезжавших за границу — на временную работу, для путешествий, учебы, доля желающих эмигрировать выше, чем среди студентов, не посещавших другие страны.

 

Доминирующим фактором для жизни и работы за рубежом для молодых людей является не наличие работы по полученной специальности, а уровень ее оплаты. Иными словами, многие молодые специалисты готовы в других странах работать хоть кем при условии высокой оплаты труда. Но не надо видеть в этих желаниях только жадность нашей молодежи  и стремление к красивой жизни (см. таблицу).

 

— Впрочем, не все так трагично, — продолжает профессор Безруков. — Наш опрос показал, что значительная часть студентов, желающих искать работу за рубежом с последующей эмиграцией на постоянное место жительства, готова пересмотреть  свои намерения и остаться в Приморском крае при условии предоставления хорошо оплачиваемой работы с перспективой карьерного роста.

 

Уровень заработной платы, который способен удовлетворить молодых специалистов на первом месте работы после окончания вуза, лежит в пределах от 1000 до 3000 евро в месяц. Это заметно ниже их же ожиданий от уровня зарплаты за границей, но значительно превышает текущий уровень зарплаты в Приморье, которая, напомним, сейчас, по данным Приморскстата, составляет 19060 рублей (по данным за февраль 2010 года). Но по сравнению с январем 2010 средняя зарплата в крае сократилась почти на полторы тысячи рублей — в январе была 20513,8 рубля.

 

По мнению самих же опрошенных студентов, для сокращения эмиграционных настроений в их среде необходимо обеспечить достойный уровень зарплаты на отечественных предприятиях, гарантированно предоставлять работу молодым специалистам по окончании вуза, а также обеспечить их социальными гарантиями и жильем.

 

— Словом, анализ наших исследований показал, что наличие эмиграционных настроений среди студентов вузов несет реальную угрозу повышения оттока молодых специалистов из региона, несмотря на внимание правительства к региону, — считает Иван Безруков. — Проблема требует внимания. И, на наш взгляд, стоило бы создавать комфортные условия для удержания молодых специалистов в стране и привлечения их в науку, в том числе путем увеличения заработной платы, предоставления жилья, создания научных школ и направлений, поощрением возвратной миграции, стимулированием привлечения высококвалифицированных кадров из зарубежья, содействием в их трудоустройстве в России.

 

Полина Комогорцева,

«Новая газета» во Владивостоке», 22.04.10.

 

Дословно

 

Особенно мощная эмиграционная волна «скрытой», «внутренней утечки умов» в страны традиционной эмиграции — США, Израиль, Германию — наблюдалась в 1991–1998 годах. На втором этапе — с 1999 по 2006 год происходит заметное снижение  миграции — в 3,6 раза. Однако расширилась география регионов притока эмиграции. К названным странам добавились Австралия, Новая Зеландия, Ирландия и др. <…> За последние пять лет положительное сальдо между иммиграцией и эмиграцией в Россию составило 65,2 тысячи человек. Но на долю интеллектуальной иммиграции в Россию за последние пять лет приходится всего 19 % всей иммиграции (остальное — гастарбайтеры, торгаши, нелегалы. — Прим. «Новой»). Это не смогло компенсировать потерю высококвалифицированных кадров в предыдущие годы».

 

Из исследования

«Международная образовательная миграция и

эмиграционные настроения студентов вузов России».

 


«Численность экономически активного населения в Приморье в феврале-марте 2010 года, по оценке в соответствии с методологией Международной организации труда, составила 1 миллион 72,3 тысячи человек (54,1 % общей численности населения края). В их числе 949,4 тысячи человек (88,5 %) заняты в экономике и 122,9 тысячи человек не имеют занятия, но активно его ищут и классифицируются как безработные (общий уровень безработицы — 11,5 %).

 

Численность официально не работающего населения в крае превышает число занятых в экономике. Работают около 950 тысяч человек, а численность безработных, детей, инвалидов и пенсионеров приближается к миллиону.

 

По данным Приморскстата.

 

Менее 400 квартир общей площадью 55,5 тысячи кв. м, пригодных для жилья, появилось в первом квартале в Приморье. Это на 2,6 % меньше, чем за аналогичный период прошлого года. В сельской местности также с каждым годом строят все меньше и меньше. И без того низкий показатель опустился в 1,5 раза, составив 7,9 тысячи кв. м жилья. В Спасске-Дальнем, в Дальнереченском, Октябрьском и Тернейском районах вообще не появилось ни одной новой квартиры.

 

Притом что миграционный отток из Приморья растет (в 2009 году показатель увеличился в 2,2 раза), стоимость квадратного метра жилья в некоторых районах Приморья выросла. Так, за 1 кв. м среднего качества в спальном районе в крупнопанельном доме в первом квартале предлагали 48 тысяч рублей; за 1 кв. м улучшен.

 

По данным Приморскстата.