На минувшей неделе в нашу редакцию вновь обратились представители ОАО «179 судоремонтный завод». СРЗ, который планировали «физически ликвидировать» к концу 2009 года (путем слияния с ОАО «Хабаровский судостроительный завод»), еще работает. Однако напряжение в коллективе резко подскочило. Недавно 80% работников СРЗ уведомили о предстоящем в марте сокращении.
За последние полтора месяца появились и другие новости, которые подлили масла в огонь протестных настроений судоремонтников.
Долгоиграющий ВРИО
Бразды правления 179-м СРЗ по-прежнему находятся в руках ставленника Хабаровского судостроительного завода (ХСЗ) Владимира Шутюка. Летом 2009 г. он был назначен гендиректором СРЗ, а в декабре его отправили в отставку, но по сей день г-н Шутюк временно исполняет обязанности гендиректора. При этом, как считают представители трудового коллектива, врио гендиректора «живет своей жизнью».
– Шутюк только ездит на работу, и в каждом представителе трудового коллектива он видит своего врага, – жалуются рабочие. – Он даже говорит: «На вашем заводе». Стало быть, относится к заводу как к чужому, враждебному предприятию. Мы считаем, это временное лицо, которое пришло с единственной целью – ликвидировать наш завод.
Не случайно, если верить нашему источнику, отставка г-на Шутюка была инициирована здравомыслящими силами в ВМФ РФ и контрразведке. Ибо уничтожение 179-го СРЗ заложило бы бомбу под обороноспособность страны. Этот завод едва ли не единственный в России ремонтирует высокооборотные двигатели, которыми сегодня оснащены корабли ВМФ.
В итоге военные добились сохранения на прежнем месте ключевого объекта СРЗ – цеха турбодизельного производства. Однако, что касается завода в целом, его судьба по-прежнему висит на волоске.
– Просочилась информация: в январе планировали провести заседание совета директоров, на котором должны были назначить для нашего завода управляющую компанию – Хабаровский судостроительный завод, – рассказывает источник. – Заседание по каким-то причинам не состоялось. Его перенесли на февраль. Точная дата коллективу пока неизвестна. Но у нас нет сомнений, что началась старая песня на новый лад.
Хрен редьки не слаще
Итак, судоремонтники вынуждены активизировать оборону. По их словам, завод хотят уничтожить ради того, чтобы его останки стали временным «костылем» для хромающего на все конечности ХСЗ. На данный момент СРЗ по-прежнему работает, а вот весь коллектив ХСЗ отправлен до 1 февраля в вынужденный отпуск, отметил источник.
– Нашим заводом будет управлять ХСЗ, который сам – нищий, – недоумевают судоремонтники. – Хотя по закону управляющая компания, которая выводит другое предприятие из кризиса, должна быть сама экономически состоятельной и не должна иметь никакой коммерческой заинтересованности в предприятии, которым управляет.
Рабочие опасаются, что управляющая компания доведет ликвидацию СРЗ до конца. Впрочем, если ничего не изменится, завод тоже встанет. Рабочие рассказали, что с этого года предприятие заметно ограничили в самостоятельных действиях.
– Дошло, например, до того, что без согласия Дальневосточного центра судостроения и судоремонта (ДЦСС, филиал государственного ОАО «Объединенная судостроительная компания». – Ред.) мы не имеем права заключать контракты на сумму свыше 100 тыс. руб., – говорит наш источник. – Если контракт выше этой суммы, мы должны его согласовывать с ДЦСС, вести переговоры. При этом мы теряем не только время, но нередко и заказы, которые необходимы для обеспечения жизнедеятельности завода.
Ликвидатор под статьей
Врио главы предприятия г-н Шутюк, как нам пожаловались судоремонтники, не доносит до них абсолютно никакой информации о ситуации на заводе и о планах на будущее. Судьбоносные для СРЗ новости его коллектив буквально добывает, словно какие-то разведданные с театра военных действий. К примеру, недавно просочились слухи, что в отношении Шутюка якобы возбудили дело. По какой статье – неизвестно.
За подтверждением мы обратились к прокурору Краснофлотского района Хабаровска Николаю Третьяку. Он сообщил, что в отношении г-на Шутюка действительно возбуждено дело по ст.315 УК («Неисполнение решения суда»). Как удалось узнать, он, вопреки судебному решению, не стал гасить задолженности перед коммерческими поставщиками материалов для СРЗ, а также – по платежам в пенсионный фонд и за коммунальные услуги. Правда, неисполненный приговор достался Владимиру Шутюку от его предшественника – прежнего руководителя СРЗ. Однако, как сообщил прокурор Третьяк, у г-на Шутюка были деньги для исполнения этого судебного решения, но он их направил на другие цели.
Тем не менее г-н Третьяк отметил, что у правоохранительных и надзирающих органов больше вопросов все-таки к прежнему руководству, а не к нынешнему. У коллектива завода – наоборот.
– Новый год начался, а у СРЗ – ни одного заказа, – сетует коллектив. – Почему их не ищет ДЦСС? Мы раньше были ФГУПом и, что касается управления, замыкались непосредственно на Москву. А сейчас создано еще промежуточное звено – ДЦСС. Для чего?
Ирина Харитонова,
«Хабаровский Экспресс», № 5.
-----------
Хабаровский завод взяли на абордаж-3
Хабаровский завод берут на абордаж-2
Хабаровский 179-й судоремонтный завод берут на абордаж-1
----------
Cправка
В октябре 2008 г. 179-й СРЗ был выведен из подчинения Минобороны РФ и преобразован в акционерное общество со стопроцентной федеральной собственностью. В декабре того же года ОАО «179-й СРЗ» вошел в Дальневосточный центр судостроения и судоремонта (ДЦСС), который является дочерней компанией Объединенной судостроительной корпорации (ОСК). Указ о ее создании был издан тогдашним президентом страны Владимиром Путиным. В состав структуры вошли все стратегически значимые предприятия судпрома.