Как сообщили «ХабЭксу» на минувшей неделе представители ОАО «179-й судоремонтный завод», их предприятие готовят к слиянию с ОАО «Хабаровский судостроительный завод».

 

Коллектив СРЗ считает, что объединение двух столь разных производств — равносильно соединению водопроводной трубы с канализационной. Что их благополучное сейчас предприятие будет просто уничтожено ради того, чтобы начал развиваться простаивающий ХСЗ, интересы которого, похоже, лоббируют политические тяжеловесы. Но главное - 179-й СРЗ едва ли не единственный в РФ ремонтирует высокооборотные двигатели, которыми сегодня оснащены корабли ВМФ. Его ликвидация заложит бомбу под обороноспособность страны.

 

Хронология событий такова. В октябре 2008 г. 179-й завод, что находится в Хабаровске на базе КАФ, был выведен из подчинения Минобороны РФ и преобразован в ОАО со стопроцентной федеральной собственностью. А уже в декабре того же года ОАО «179-й СРЗ» вошло в Дальневосточный центр судостроения и судоремонта (ДЦСС) - дочернюю компанию Объединенной судостроительной корпорации (ОСК). Президентский Указ о создании ОСК воплощался в жизнь два года, в нее входят все стратегически значимые для страны предприятия судпрома.

 

11 мая нынешнего года на выездном совещании по развитию отрасли в ДФО в Комсомольске-на-Амуре глава правительства Владимир Путин заявил: «Судоремонтные заводы Минобороны в составе ОСК будут основными поставщиками услуг по ремонту и обслуживанию кораблей ВМФ России. Соответствующая договоренность достигнута между МО РФ и ОСК». Изучив стенограмму того совещания, коллектив 179-го завода не сомневался в своем будущем.

 

Однако уже через месяц президент ОСК Владимир Пахомов (кстати, уже четвертый по счету) сделал вдруг в Калининграде такое заявление: «Судоремонтные заводы МО РФ будут перепрофилированы либо объединены с крупными судостроительными предприятиями». В частности, 179-й СРЗ он пожелал объединить с Хабаровским судостроительным заводом. Решение г-н Пахомов мотивировал тем, что судоремонтные предприятия находятся сегодня в тяжелейшем положении.

 

Помимо того, что подобный эксперимент руководства ОСК идет в разрез с правительственными решениями, он имеет очевидное слабое место, считают на СРЗ.

 

Дело в том, что именно судостроительный сейчас находится в тяжелом финансовом положении, а на судоремонтном, наоборот, дела наладились. Так, за пять месяцев нынешнего года СРЗ, где всего 260 работников, произвел продукции на 38,9 млн руб. (это 160% к 2008 г.). А ХСЗ, на котором работников более тысячи, за тот же период произвел всего на 15,99 млн руб. (77% к 2008 г.).

 

Сегодня СРЗ обеспечен работой не только потому, что участвует в выполнении гособоронзаказа. Он заключил договоры на строительство для рыбаков двух малых сейнеров и двух барж, на ремонт и сервисное обслуживание агрегатов дизельных электростанций для ЖКХ края, начал работу по проектированию и изготовлению мини-ТЭС, работающих на отходах деревообработки. А вот ХСЗ сегодня, по некоторым сведениям, пока не обременен работой и заказами, из-за чего только в 2008 г. там сократили более 200 человек. Только в апреле нынешнего года благодаря федеральным вливаниям предприятие избавилось от долгов.

 

Как бы то ни было, уже в середине июня на 179-й завод пришла факсограмма из ДЦСС (базируется во Владивостоке) о смене руководства завода. Мол, решено сделать единственным членом совета директоров от Хабаровска гендиректора ОАО «ХСЗ» Кошкарева Г.Т., а главного инженера ХСЗ Шутюка В.С. назначить гендиректором ОАО «179-й СРЗ». Вскоре стало известно, что объединение предполагает сокращение работников 179-го завода и перевод его движимого и не очень движимого имущества с северной окраины Хабаровска на южную, где находится судостроительный завод.

 

Судоремонтники ударили в набат: направили в разные инстанции коллективные письма с аргументами против. Специалисты СРЗ утверждают: такое перемещение не только обойдется в копеечку, но зачастую просто неосуществимо.

 

Вот только один пример, который приводит главный инженер СРЗ Михаил Дубянский в письме гендиректору ДЦСС Роману Троценко: «Перемещение плавкрана ПК-111025 практически не возможно, так как даже при укладке его стрелы по-походному он не пройдет под мостом через Амур. В свое время, в 1976 г., этот кран был по секциям перемещен из Венгрии, собран на месте в порту Покровка, что ниже моста, и только потом перевезен на завод. Данная операция заняла два года. Чтобы провести обратную операцию, необходимо как минимум три года плюс огромные дополнительные затраты».

 

Инженеры СРЗ отмечают и то, что реализация высвобожденного имущества СРЗ не даст ожидаемого эффекта - продать его можно будет только по цене металлолома. Не будут никем востребованы и высвобождаемые производственные площади завода, поскольку находятся в очень неудобном месте. В итоге, считают инженеры, завод будет разграблен и разрушен.

 

Помимо всего этого, СРЗ — единственное работающее предприятие на базе КАФ. На него «завязана» система ЖКХ жилмассива и воинской части ФСБ (база пограничников-речников). Если СРЗ ликвидируют, база КАФ останется без электричества и питьевой воды, а все ее канализационные стоки пойдут неочищенными в Амур, что моментально вызовет экологическую катастрофу.

 

Наконец, бомбовые доводы судоремонтники привели в письме Владимиру Путину: «ОАО «179 СРЗ» сегодня — единственное на всем Дальнем Востоке предприятие, ремонтирующее высокооборотные дизели для военного и гражданского флота. Судостроение и судоремонт — это технически и организационно разные типы производств, и их волевое объединение приведет к потере и того, и другого... Убедительно просим Вас дать указание ОСК прекратить данный эксперимент».

 

Однако письмо до Путина так и не дошло. Как рассказали на предприятии, оно застряло в Хабаровске, попав к местным единороссам. Тем временем на минувшей неделе на СРЗ уже началась подготовка к демонтажу оборудования.

 

Какой же прок от такого слияния, да еще в нынешнее время? Руководство ХСЗ было недоступно для комментариев. Начальник их отдела маркетинга Игорь Прядко сказал буквально так: «В двух словах это не объяснишь, а у меня сейчас нет времени».

 

Говоря о мотивах, можно припомнить, что на майском совещании в Комсомольске-на-Амуре было решено выделить средства на развитие дальневосточных судоремонтных заводов Минобороны. А вот целесообразность финансирования ХСЗ, насколько нам известно, все еще обсуждается. Отсюда логична версия: чтобы оздоровить ХСЗ, кто-то додумался «совершить набег» на бюджетные деньги, что выделят для СРЗ. Через кого могла лоббироваться подобная идея? Почему-то вспоминается тот факт, что трудовая биография самого пробивного в Хабаровском крае политического тяжеловеса Виктора Ишаева начиналась именно на ХСЗ...

 

Ирина Харитонова,

«Хабаровский Экспресс», № 34.