Природа щедро наградила Камчатку восполняемыми ресурсами. Речь, безусловно, идёт о главном камчатском богатстве – рыбе. Ещё несколько веков назад один из исследователей живого мира полуострова, Георг Вильгельм Стеллер в книге «Описание земли Камчатской» утверждал: «Есть ли на всем земном шаре другая кроме Камчатки страна, которая имела бы большее обилие самой лучшей и самой вкусной рыбы?»
Оссора |
(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-127969-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-127969-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script")[0]; s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");
|
Сколько богатства таится в недрах и водах Камчатки как говорится и не счесть. Даже если на помощь придут самые современные компьютеры.
Вот простой пример: берём последний номер камчатской газеты «Рыбак Камчатки» и в разделе «Цены на рыбу, морепродукты и рыбные консервы на рынках и в магазинах города» читаем:
- икра лососевая баночная (140 г) – 140 руб.
Обратимся к помощи математических расчетов уровня начальной школы. Делим количество деликатеса в одной баночке на его стоимость и получаем 1 грамм = 1 рубль. Вот по такой цене реализуется лососевая икра в баночках в магазинах краевого центра.
А знают ли жители Корякского округа, сколько всего лососевой икры было приготовлено из выловленного в нынешнюю путину лосося в пределах Карагинской промысловой подзоны? Сколько десятков тысяч, а возможно даже сотен тысяч, таких баночек с лососевой икрой было отправлено во Владивосток, Хабаровск, Новосибирск, другие крупные российские города. Это уже не говоря о том, сколько мороженной рыбопродукции в железнодорожных рефконтейнерах было отправлено искушенному в морских деликатесах московскому потребителю.
Итак, почему мы так бедно живём при таком мизерном количестве жителей, проживающих не просто на большой, а на огромной территории, в недрах и водах которой находятся несметные богатства? Много или мало нас, живущих, осталось сегодня в округе?
Даже по самым скромным подсчётам плотность населения в Корякии составляет менее 1 человека (не удивляйтесь!) на…. 10 квадратных километров. Сегодня по своей малонаселённости Корякский округ с особым статусом можно сравнить разве что с африканской пустыней Сахара или австралийской пустыней Виктория, а также аравийской пустыней Руб-Эль-Хали. Но там действительно суперэкстремальные условия не дают возможности для постоянного проживания населения.
А что же в Корякии.? Почему так катастрофически, иначе и не назовешь, сокращается население бывшей автономии. Народ из Корякии не просто уезжает. Люди отсюда бегут. И вовсе не из-за страха перед очередным землетрясением, наподобие того, которое произошло в Тиличиках . Люди не верят, что властям удастся здесь создать нормальные условия проживания в ближайшие не то что пять, даже десять лет.
Почему ещё каких-то четверть века назад в Корякии проживало 30 000 человек, а сегодня вряд ли наберется и 20 000? Но ведь накануне объединения власти во всей голос обещали, что как только КАО объединится с Камчатской областью, то жизнь в округе кардинально измениться. Причём, в лучшую сторону.
Прошло почти три года. Народ из Корякии продолжает бежать без оглядки, но об этом совершенно ничего не пишется в краевых газетах. Эта тема практически никак не освещается на краевом телевидении. Не особо волнуются об этом и наши местные законодатели.
Власти края стараются особо не затрагивать эту проблему, как и проблему так называемых «неперспективных сёл», такой термин был внедрён еще при коммунистическом режиме, чтобы хоть как-то оправдать закрытие национальных сел.
Сегодня закрывается село Корф. Кстати, в свое время очень известный на Камчатке рыбацкий посёлок. Печальная участь скоро постигнет и не менее известный, в свое время, рыбацкий поселок Ильпырь.
Сюда в начале 70-х годов прошлого века мечтали приехать люди со всех уголков Советского Союза, поработать в гремевших на всю страну таких рыболовецких предприятиях, как колхоз «Тумгутум» и на Анапкинском рыбокомбинат.
О ближайшем закрытии этого села в открытом телеэфире уже заявил губернатор Камчатки. Кто следующий из очереди корякских поселков с прославленной рыбацкой историей навсегда канет в лету безызвестности? Видать, это строжайшая государственная тайна.
Предстоящая перепись населения внесёт свои коррективы и уточнит количество населения, которое, после массового уезда из Паланы чиновников федеральных и региональных уровней, всё ещё осталось здесь. Аборигенам и старожилам просто некуда и не на что уезжать. Они будут доживать своей век на этой суровой, но вместе с тем очень богатой земле, оставаясь при этом всё такими же бедными.
На огромной площади Корякии без проблем разместилось бы 10 таких государств как Бельгия. Воды Берингова и Охотского морей – богатейший в мире район по запасам водных биоресурсов. Это поистине манна небесная, свалившаяся на головы аборигенов и старожилов, так и не понимающих, насколько они богаты.
Теоретически конечно.
Во времена очередной предвыборной компании, когда заинтересованные финансово-промышленные круги буквально разрывали на части электорат бывшей Корякской автономии, склоняя его на свою сторону различными сказочными посулами в случае победы их кандидата, мне лично пришлось побеседовать на тему «насколько богат округ и его население» с руководителем предвыборного штаба тогда еще кандидата на пост губернатора КАО В.А. Логинова.
Так вот этот политтехнолог, довольно шустрый малый, собрав вокруг себя толпу зевак в оссорском аэропорту, так и заявлял:
«Вот выберите Логинова губернатором, тогда заживёте, наконец, по-настоящему. Ведь вы даже не представляете, насколько вы все богаты. Вы здесь можете жить как в арабских эмиратах (Эту фразу я лично запомнил на всю жизнь). Ведь по предварительным расчетам в недрах Корякии находится полезных ископаемых на сумму около 26 000 000 000 долларов» (для тех, кто устал считать нули, сообщаю – миллиардов), – продолжал агитировать нас имиджмейкер. Мы тут же начали срочно подсчитывать в уме, а сколько это будет в «деревянных». Поняв, что сумма астрономическая и среднестатистическому жителю округа очень даже трудно представить, сколько же это будет в рублевом эквиваленте, бросили ломать голову.
Ну ладно, поверили в очередной раз, выбрали Логинова губернатором, и не раз, а дважды. В итоге, что мы все, жители Корякской автономии поимели вместо богатства? Корякский автономный округ прославился на всю Россию тем, что здесь впервые за весь посткоммунистический период истории, был снят руководитель субъекта за неспособность эффективно управлять территорией. Вдобавок ко всему куда-то таинственным образом исчезли 54 миллиона рублей, выделенные под северный завоз энергоносителей. Деньги, кстати, так до сих пор так и не найдены.
Или, найдены?
Жителям Корякии об этом печальном эпизоде из славной истории округа власти особо стараются не напоминать
Конечно, откуда бедным аборигенам и старожилам разбогатеть, если из Корякии тащились бюджетные средства миллионами. Сегодня в Карагинском районе тоннами на свалках закапывают конфискованную у браконьеров икру, десятками тонн поротого лосося завалены берега нерестовых рек и устлано дно лагун. И этот грабёж природных ресурсов из года в год продолжается с завидным постоянством.
А государственные структуры, уполномоченные следить и пресекать незаконное изъятие природных ресурсов, в том числе водных биологических, увы, особыми выдающимися результатами предотвращении случаев браконьерского уничтожения лосося в особо крупных размерах на сегодня похвастаться так и не могут.
Вероятно, мы никогда не станем жить, так как живут арабы в далёких процветающих Эмиратах. Арабы коммунизм построили без всяких моральных кодексов строителей коммунизма и партийных программ. Здесь не равняли всех по одной линейке, не создавали иллюзию, что все равны, как у нас в Союзе. Здесь были богатые и бедные, шейхи и их подданные. Но зато сейчас жизненному уровню подданных эмира Дубая позавидует любой гражданин страны, в свое время гордившейся тем, что она первая запустила в космос корабль с человеком на борту.
Жизнь в эмирате Дубай подчинена строгим законам за нарушение которых неминуемо последует наказание. Любому. Украл – чуть-чуть, но очень больно высекут на площади принародно. Украл побольше – загремел в тюрьму (реально, а не условно) и заплатил штраф. Законы здесь, в отличие от России, действительно реально работают. Скидок нет ни для кого, до недавнего времени даже руку отрубали за воровство.
А у нас, в России, в Корякском округе с никому из жителей непонятным особым статусом браконьерски уничтожено более сотни тонн ценнейшей рыбы в окрестностях села Карага. В землю на оссорской свалке зарыто 7 000 кг. деликатесной продукции– лососевой икры (по убедительному утверждению органов «не годной к употреблению»). И до сих пор «руки отрубить» некому. Как это не покажется смешным, но в этой маленькой деревне до сих пор не обнаружены организаторы подпольного производства рыбопродукции (лососевой икры), хотя браконьерский цех находится от места дислокации местной погранзаставы, районного ОВД, районной прокуратуры, районной рыбинспекции, районной службы судебных приставов, районного суда и учреждения, о котором не желательно вообще упоминать вслух, всего-то в … 16 км.
Что это? Бессилие властей, как федерального, так и муниципального уровней или … всесилие браконьеров? Скорее, второе. Ответ на всё один, ищем, ведётся служебное расследование. Уже полгода, но найти, в деревеньке с населением всего-то 360 человек, где все на виду и каждый всё знает друг про друга.
Нет, никогда мы не будем жить в Корякии так, как живут в эмирате Дубай…
В развитие Камчатского края, о чем так часто и настойчиво убеждают население полуострова краевые власти, людям, живущим в приходящих с каждым годом в упадок рыбацких посёлках, расположенных на Беринговоморском побережье Корякии, верится как-то с трудом. Нам хотя бы отремонтировать по-человечески тот оставшийся после коммунистического режима жилфонд рыбацких посёлков, который на глазах превращается в трущобы.
Арабам удалось построить коммунизм в Аравийской пустыне. А нам, обладая ресурсом, пусть и не сравнимым с нефтью в Дубае, но востребованным и особо ценимым человечеством – рыбой, по всей видимости, никогда не удастся улучшить свою жизнь. И вовсе не потому, что у нас в Корякии не развита инфраструктура или есть ещё какие-то объективные причины, тормозящие экономическое развитие.
Беды у нас две. И это вовсе не отсутствие дорог или присутствие дураков-чиновников. Чиновники у нас вовсе не дураки, а дорог в Корякском автономном округе отродясь не было. Но ведь жили люди нормально…И труд рыбака был уважаем, и молодежь равнялась не на «крутых» и «пацанов», хозяев подпольных икорных цехов, владельцев джипов за миллион рублей или снегоходов в полмиллиона, а на передовиков рыбного промысла и тружеников сельского хозяйства.
Сегодня полная беспомощность властей и органов в неспособности нанести сокрушительный удар по браконьерству вызывают недовольство народа и сомнения в том, что разграблению природных ресурсов Корякского округа в ближайшие годы будет положен конец.
Продолжающийся отток населения, а честнее, чего, естественно, не хочет признавать власть, бегство людей из Корякии, не способствует экономическому развитию этой богатой ресурсами территории. Сотни людей, среди которых есть много классных специалистов, желает только поскорее получить жилищные сертификаты и уехать отсюда навсегда.
Никакой перспективы найти работу, дискомфортные условия жизни в посёлках, где нет каких-либо социальных благ, соответствующих уровню XXI века приводят к тому, что из 20 опрошенных выпускников Оссорской средней школы только один планирует продолжить учёбу в среднем учебном заведении и вернутся в родной посёлок. Остальные 19 ни за какие деньги не хотят возвращаться. Кто же тогда будет рыбачить в море на сейнерах, добывать лосось на неводах, обрабатывать рыбу на береговых предприятиях? Как бы не пришлось нам приглашать для возрождения рыбной отрасли Корякии вьетнамцем и китайцев. И это вовсе не смешно, как может показаться на первый взгляд.
Если верить власти, всё у нас хорошо. Принят, наконец, бюджет развития Камчатского края. По рекомендации из Кремля сократят количество депутатов в краевом парламенте. Только как скажется работа сокращенного Заксобрания в отношении разработки, утверждения и, главное, контроля над выполнением программ экономического развития Корякского округа с особым статусом? Ведь именно краевые депутаты должны утверждать и контролировать ход выполнения этих программ. Живущих на побережье народные депутаты, как не баловали и не балуют своим посещением. А в урезанном варианте камчатские парламентарии и вообще скорей всего про Корякию забудут.
А как же жизненный уровень населения Корякского округа. Он реально сейчас повышается или как?
Показываемые столь часто по телевидению сюжеты исключительно из административного центра Коряки – Паланы (хотя диктор при этом продолжает всех убеждать, что это «Вести» всего Корякского округа) могут создать обманчивое впечатление о том, что в Корякии всё прекрасно и аборигены только и делают, что танцуют здесь с утра до вечера в кухлянках и бьют в бубен.
На самом деле это не так. Хотя властям эти сказки очень нравятся.
Аборигенам сейчас в Корякии живется ой, как не сладко. И дело вовсе не в том, что цены на продукты, например, в Оссоре могут удивить любого: килограмм моркови, свеклы, капусты в магазине стоит в Корякии одинаково – 200 рублей. Между прочим, это на 45 рублей дороже, чем килограмм американских куриных окорочков, привезённых с другого берега Тихого океана. А лососевую икру в землю закапывают тоннами, тогда как килограмм грязной кормовой морковки в магазине стоит как 4 литра бензина.
Как будет дальше развиваться Корякия, никто сегодня определенно сказать не может.
Да, в Елизово запланировано строительство второго физкультурно-оздоровительного комплекса на Камчатке, будет реконструироваться морвокзал в краевом центре. В Палане, наконец, введут в строй новый противотуберкулезный диспансер. Иначе нельзя, ведь заболеваемость этой опасной болезнью в Корякии сегодня превышает среднероссийский уровень в… 7 раз! Может и больше. Кто правду скажет народу?
Не знаю, косит ли жителей Дубая туберкулез с такой скоростью, как коренных жителей Корякии. Но уверен только в одном – если бы в Дубае был поселок с названием, которое переводилось как Дом горбуши (Оссора), и такими запасами лосося, как у нас, то лососю точно был бы поставлен памятник, открыт музей лосося, а посёлок рыбаков процветал бы. Тротуары, которых в Оссоре и в помине нет, уж точно были бы проложены.
А браконьерам, поднявшим руку на священную рыбу, сами жители без всякого эмира руки поотрубали бы. У нас же об этом даже писать страшно. А вдруг органы нас же, писак, и привлекут?
Вывод печален: Не доживу я до того времени, когда мы будем жить так, как живут нормальные люди…
Виктор Романюк,
народный депутат,
Карагинский район, Корякия
Рыба Камчатского края
ДВ-РОСС, 04.02.10.