Александр Левинталь. |
|
Итак, что ждет нас в 2018 году прежде всего в социальной сфере. Про то, что мы по росту производства опередили все восемьдесят четыре региона страны, мы уже знаем. И все благодаря кормильцу нашему ГОКу. Он в 2016 году, образно выражаясь, произвел два ведра руды, а в 2017 - четыре ведра! Нет, четыре с четвертью, обеспечив тем самым рост промышленного производства в ЕАО на сто с лишним процентов!
Ожидаем награждения господина Левинталя орденом «За заслуги перед Отечеством»!
А вот социальная сфера ЕАО - бедная наша хромоножка, судя по всему, реабилитации не подлежит, так и будет спотыкаться на протезах, поскольку в бюджете 2017 года величина финансирования здравоохранения не отличается от величины, заложенной на 2018 год, при том, что значительное недофинансирование сферы здравоохранения в 2017 году однозначно обеспечило не только неисполнение Указов президента РФ, но и отдельного поручения президента РФ, данного по результатам наших обращений. Я имею ввиду обращение главного редактора «Газеты на Дом» на форуме «За качественную и доступную медицину!» и мое - на медиафоруме «Правда и справедливость».
Чтобы не быть голословной, сошлюсь на данные Министерства здравоохранения Российской Федерации. Начнем с территориальной программы государственных гарантий оказания медицинской помощи.
По последним данным Министерства здравоохранения РФ, территориальная программа госгарантий ЕАО на 2017 год была принята с опозданием на два месяца. Это - во-первых. Во-вторых, в этой программе отсутствовала прогнозная численность населения и численность застрахованного населения ЕАО, из которой должен был быть произведен расчет на 2017-й и плановые 2018 - 2019 годы.
Иными словами, стоимость территориальной программы государственных гарантий была рассчитана, как говорят в простонародье, «от балды»?
Трудно представить себе, что территориальное отделение Фонда обязательного медицинского страхования, которое выдает полисы ОМС через страховые компании, не знает, сколько этих полисов оно выдало в ЕАО. То есть не может не быть учета застрахованных лиц. Тем не менее, его в территориальной программе не было. Повторяю, это не мои домыслы. Это констатировало Министерство РФ.
Далее: утвержденная стоимость территориальной программы из расчета на одного жителя за счет средств областного бюджета в 2017 году составляла 2868 рублей. А Программой госгарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утвержденной на 2017 год Постановлением Правительства РФ № 1403 от 19.12.2016, установлен норматив на одного человека в размере 3488,6 рубля.
Согласно законодательству, регионы могут устанавливать нормативы, превышающие федеральные, но не могут произвольно их занижать.
Тем не менее, установленный в ЕАО на 2017 год подушевой норматив на 17,8% ниже утвержденного Постановлением Правительства РФ.
Судя по тому, что правительство Еврейской автономной области не собирается увеличивать финансирование сферы здравоохранения ЕАО в 2018 году, подушевой норматив в территориальной программе государственных гарантий нашей области останется прежним. А это, как я понимаю, значит, что в 2018 году, как и в 2017-м, финансирование специализированной медицинской помощи в стационарных условиях будет на 8,6% меньше утвержденного Правительством РФ, на 54 % будет снижен средний норматив финансирования медицинской помощи с целью профилактики заболеваний, а средний норматив финансирования медицинской помощи в дневном стационаре, по сравнению с утвержденным Правительством РФ нормативом, будет также снижен на 40,4%!
Но и это еще не предел. Самое большое снижение финансирования в 2017 году коснулось паллиативной помощи.
Речь идет о медицинской помощи, позволяющей улучшить качество жизни пациентов (детей и взрослых) и их семей, столкнувшихся с проблемами, связанными с опасным для жизни заболеванием, путем предотвращения и облегчения страданий за счет раннего выявления, тщательной оценки и лечения боли и других физических симптомов, а также оказания психосоциальной поддержки.
Зачастую это смертельные онкологические болезни. Но и на страданиях людей наше областное правительство посчитало возможным в 2017-м году сэкономить по максимуму - на 66,2% снизило норматив от установленного Правительством РФ! И в 2018-м году будет то же самое?
Знаете, когда читаешь такие данные в официальных источниках, возникает предположение, что областная власть относится к жителям области, как к бездомным животным, подлежащим не лечению, а отстрелу. Но это - мои предположения. Что же касается Министерства здравоохранения Российской Федерации, оно высказывается по этому поводу более сдержанно, что, кстати, сути дела не меняет.
По мнению Министерства здравоохранения, вот такая территориальная программа государственных гарантий из-за дефицита подушевого норматива финансирования медицинской помощи на одного жителя за счет бюджета Еврейской автономной области привела в 2017-м году к созданию условий, при которых были снижены качество и доступность медицинской помощи при социально значимых заболеваниях и при оказании паллиативной медицинской помощи.
Проще говоря, имея те средства, которые выделяет областное правительство, невозможно снизить в нашем регионе как уровень заболеваемости достаточно серьезными болезнями, так и уровень смертности от них. Это - одна сторона медали.
А вторая - уровень заработной платы медицинских работников. В связи с тем, что объем финансирования перечисленных выше видов медицинской помощи за счет средств областного бюджета был существенно снижен, заработная плата медицинских работников также снизилась.
О каком доведении ее до среднего уровня по экономике региона можно говорить и, тем более, отчитываться в вышестоящие инстанции? И в Минздраве, и в Аппарате президента РФ сидят вполне адекватные люди. Они умеют считать не хуже нашего остепененного губернатора и понимают, что в его отчетах, как правило, указана средняя заработная плата врачей, работающих на две, а то и на три ставки! А еще они понимают, что работая на две-три ставки, добрый «доктор Айболит» довольно быстро перестает быть добрым…
От качества и доступности медицинской помощи зависит либо рост, либо снижение уровня заболеваемости и смертности. Хорошее качество и максимальная доступность - смертность снижается.
Плохое качество и отсутствие доступности - смертность растет. Хорошее качество и максимальную доступность нельзя обеспечить одними приказами и распоряжениями. Для этого нужны еще и деньги. Но когда в территориальной программе государственных гарантий оказания медицинской помощи населению ЕАО в 2017-м году средний норматив объема высокотехнологичной медицинской помощи был снижен аж на 81,7% по сравнению со средним нормативом, утвержденным на федеральном уровне, о каком качестве медицинской помощи в нашей области можно говорить?
К высокотехнологичной медицинской помощи относится, в том числе, и диагностика. А в Еврейской автономной области за два года - 2015-й и 2016-й - резко снизилась нагрузка на УЗИ-аппараты, флюорографы, маммографы, компьютерные томографы. На последние - вообще на 70,8%!
Стоит ли удивляться, что по уровню смертности мы продолжаем оставаться «впереди планеты всей» и что уже в первой половине 2017 года в нашей области зафиксирован рост заболеваемости злокачественными новообразованиями на 6,2%?
Да, наше руководство радостно отчиталось о том, что в ОГБУЗ «Областная больница» открыто, наконец, кардиологическое отделение, что, как я понимаю, должно было способствовать резкому снижению уровня смертности от сердечно-сосудистых болезней. Но это ведь только в Биробиджане могли придумать: открыть кардиологическое отделение, не имея ни одного врача-кардиолога, да?
Это только в Биробиджане пациент с полученным от лечащего врача направлением на госпитализацию не будет госпитализирован, если придет в больницу до 12.00 часов или после 13.00 часов?
До и после указанного времени пациента госпитализируют только в том случае, если его с направлением от лечащего врача привезут на «скорой помощи». Тогда он будет считаться экстренным пациентом. А если сам, на своих ногах, - только с двенадцати до часа дня! И это притом, что врачи как в государственных поликлиниках, так и в частных медицинских центрах, ведут прием в течение всего дня и направить пациента на госпитализацию могут и утром, и ближе к вечеру, если, по их мнению, пациенту требуется госпитализация.
В случае с сердечно-сосудистыми заболеваниями часовое или даже получасовое промедление может привести к трагическому исходу. Кто-нибудь считал, скольких пациентов, своевременно не госпитализированных, это привело к летальному исходу?
А ведь такая политика экономии средств ТФОМС выработана именно в связи с недофинансированием областного здравоохранения.
Казалось бы, 2017-й год показал, что изменить статистику смертности и заболеваемости можно только посредством возвращения средств в отрасль здравоохранения если не на уровень 2015 года (финансирование тогда составляло практически, на один миллиард больше, чем в 2017 году), то хотя бы на половину этого уровня.
Новый руководитель областного здравоохранения Валерий Жуков просил при формировании бюджета ЕАО на 2018-й год выделить отрасли на шестьсот миллионов рублей больше, чем в 2017-м году. Но его не услышали.
На сегодняшний день в бюджете области на 2018-й год сумма на здравоохранение проставлена точно такая же, как в бюджете 2017 года. Но это не означает, что даже указанная сумма будет в течение 2018 года полностью выделена нашей медицине. Разве что ГОК добудет уже не четыре с четвертью ведра руды, а пять с половиной…
Бюджет области на 2018-й год урезан на девятьсот миллионов рублей, то есть именно на ту сумму, которая могла бы спасти наше здравоохранение. При этом он составлен, якобы, с профицитом в размере все тех же девятисот миллионов рублей. Зачем и кому нужен этот искусственный профицит?
Региональная власть утверждает, что губернатор заключил соглашение с Минфином, согласно которому данный профицит пойдет на погашение коммерческих кредитов. За это Минфин выделит области государственные кредиты. И область ужасно много сэкономит на процентах!
Насколько я понимаю, урок номер один с подписанием соглашения о сокращении финансирования областного бюджета почти на два миллиарда рублей из федерального бюджета не пошел впрок экономисту-губернатору.
Он по-прежнему, как пионер, всегда готов подписать любое соглашение, которое предложит Минфин. А вот доказывать тому же Минфину целесообразность выделения области средств в том или ином объеме, отстаивать финансирование не ниже того уровня, который необходим для жизнеобеспечения региона, он, как я понимаю, не готов и даже не пытается.
Завтра попросит его Минфин вообще отказаться от федеральных денег, он и откажется? А депутаты Законодательного Собрания повздыхают, повозмущаются, но примут и такой бюджет?
Люди! Кто-нибудь может ограничить свободу передвижения господина Левинталя, чтобы он хотя бы до Минфина не доезжал?
Вот уже в течение двух лет и девяти месяцев профессор Левинталь не может догадаться, что годовой бюджет Еврейской автономной области в объеме ниже девяти миллиардов рублей просто убийственный для глубоко дотационного региона? Два года и девять месяцев остепененный экономист не может сложить два и два? А федеральная власть этого не замечает?
Интересно, а что надо сделать, чтобы она заметила: всем умереть из-за отсутствия нормальной медицины или замерзнуть из-за полного развала сферы ЖКХ?
Конец 2017 года. Законодатели Еврейской автономной области принимают бюджет региона на 2018 год… Они и окажутся в конце концов виноватыми…
Елена Голубь,
«Газета на Дом», №46