Беспрецедентная ситуация! Мало того, что очень дорогостоящее оборудование, купленное за бюджетные деньги для передвижного поста весового контроля, теперь будет простаивать, ржаветь где-то в гаражах, поскольку без участия ГИБДД пост работать не может, так еще и федеральные законы, касающиеся безопасности дорожного движения, принятые Государственной думой РФ, а также Указы президента страны о том же теперь, как я понимаю, должны быть пересмотрены через призму мнений и решений заместителя министра внутренних дел |
|
Дороги… Сколько о них уже статей опубликовано, сколько слов сказано, сколько жалоб и возмущений озвучено, а они лучше не становятся. Не потому что их не строят и не ремонтируют, а потому что, построив и отремонтировав, их не берегут.
И ведь федеральные законы есть соответствующие. Вот только исполняют их на местах не всегда и не в полном объеме.
Дорога на дачный поселок Щукинка уже много лет является притчей во языцех. Когда-то заасфальтированная за счет дачников, она превратилась в сплошное месиво благодаря всего нескольким предпринимателям, которые в большинстве своем бесконтрольно добывали почти в черте города песок и гравий на продажу.
Большегрузные КамАЗы месяцами, годами бесперебойно вывозили добытый гравий и песок по дороге, за которую заплатили дачники, в том числе, пенсионеры, малоимущие семьи, люди среднего и ниже среднего достатка. Вывозили, методично ее разбивая. А потом прокуратура потребовала от администрации города отремонтировать эту дорогу за счет муниципального бюджета. Но таких денег, а это почти сто миллионов рублей, у города нет и быть не может!
Дороги… Биробиджанский, Облученский, Ленинский районы - куда ни поедешь, обязательно увидишь, как по дорогам, безжалостно их разбивая, мчатся большегрузные машины с большим перевесом.
Когда в Ленинском районе, недалеко от с. Унгун, Общество с ограниченной ответственностью «Унгун-Гранит» начало добывать скальный грунт, сомнений в том, что дорога, ведущая от места добычи до сел Ленинское и Нижнеленинское, совсем скоро станет непреодолимым препятствием для обычного легкового автотранспорта, уже ни у кого быть не могло. Это, как говорится, только вопрос времени.
Поначалу машин было немного - в день три - четыре самосвала, потом их становилось все больше и больше. Сейчас в течение дня по еще почти нормальному асфальту делают примерно по семь - восемь рейсов пятнадцать самосвалов, каждый - с перегрузом до десяти и более тонн.
Согласно федеральному законодательству, по дорогам общего пользования разрешено движение большегрузных автомобилей с грузом, вес которого не превышает установленный нормативами. Все, что больше разрешенного веса, дает чрезмерную нагрузку не только на дорожное полотно, но и на «тело» дороги, приводит к разрушению асфальтового покрытия, возникновению ям, воронок, ухабов и, соответственно, способствует резкому повышению аварийности дороги.
Безусловно, запрещать предпринимателям заниматься добычей строительного материала нельзя. Но, повторяю, есть законы, которые регламентируют эту деятельность. Согласно этим законам, региональная власть имеет право проводить контрольные мероприятия, выявляя тех предпринимателей, которые нарушают установленные нормы.
Если груз автомобиля по весу превышает допустимый, его владельцу выставляется штраф. Взысканные с нарушителей средства поступают в дорожный фонд области. Это именно те деньги, за счет которых должны ремонтироваться дороги, разбитые большегрузными машинами, или, проще говоря, это компенсация за причиненный дорогам общего пользования ущерб.
Кто прежде всего должен быть заинтересован в постоянном контроле эксплуатации дорог в нашей области? Я полагаю, правительство области.
При нашем нищем, со всех сторон обрезанном бюджете каждая лишняя копейка, поступающая в него, - это благо для региона. Учитывая, что добыча песка, гравия, скальника ведется постоянно почти в каждом районе области и даже на граничащей с городом территории, соответствующее управление правительства ЕАО могло бы гарантированно обеспечить солидные поступления в дорожный фонд за счет взимания штрафов. Это - с одной стороны.
С другой стороны, те предприниматели, которые не готовы постоянно платить штрафы, перестали бы нарушать установленные для большегрузов весовые нормы, что уменьшило бы нагрузку на дороги, а значит, продлило бы срок их нормального состояния.
Размер штрафа зависит от величины лишнего веса. Если говорить, например, о самосвалах, которые вывозят скальник, добываемый компанией «Унгун-Гранит», то штраф с каждого рейса такой машины может составлять от сорока до ста и более тысяч рублей. Пятнадцать самосвалов, да еще и по семь - восемь рейсов каждый, - это сколько денег в виде штрафов может поступить в дорожный фонд области? А с другой стороны - насколько дольше будет оставаться дорога в нормальном состоянии, если добытчики грунта начнут тщательно проверять вес в каждом самосвале, чтобы не допускать перегруза и, соответственно, не платить штрафы?
Скажу сразу, доход добытчиков скального грунта составляет больше миллиона рублей в день. Повторяю: в день!
А вот доход дорожного фонда области сегодня в виде штрафов практически минимален. И причина, как выясняется, вовсе не в нежелании чиновников управления автомобильных дорог и транспорта правительства Еврейской автономной области, а в странной позиции Государственной инспекции безопасности дорожного движения ЕАО.
В середине октября я направил в управление автомобильных дорог письмо:
«В редакцию еженедельника «Газета на Дом» обратились жители села Унгун Ленинского района, обеспокоенные хозяйственной деятельностью ООО «Унгун-Гранит», которое в настоящее время активно разрабатывает карьер для добычи скального грунта недалеко от их населенного пункта. Ежедневно через село проезжают десятки большегрузных автомобилей, перегруженных скальным грунтом. Каждая машина, выходящая из карьера, вывозит 28 - 35 тонн, что нарушает КоАП РФ, статья 12.21.1 «Нарушение правил движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства». Прошу вас провести проверку по данному факту с участием журналиста нашего еженедельника».
Руководство управления отреагировало сразу. Буквально через неделю, 24 октября, была организована работа поста передвижного весового контроля недалеко от села Ленинское. Но ни один перегруженный самосвал не был остановлен и не был сопровожден на пункт весового контроля.
Цитирую выдержку из ответа начальника управления автомобильных дорог и транспорта:
«…24.10.2017 совместно с представителями еженедельника «Газета на Дом» и ОГИБДД УМВД России по ЕАО было проведено повторное выездное мероприятие, которое результатов не принесло. По информации сотрудников передвижного поста весового контроля, срыв произошел по причине неэффективной работы инспектора ОГИБДД, участвующего в проведении проверочного мероприятия…».
Почему сотрудник ОГИБДД так неэффективно сработал? Почему он отказывался останавливать и сопровождать большегрузы? На эти вопросы сам сотрудник ответил следующим образом:
- Руководство инспекции отправило меня одного, без автомобиля. Я в одиночку не имею право работать на дороге. Это должен делать экипаж.
- Тогда зачем вы здесь находитесь? Какой в этом смысл? - удивился я.
- Мне начальство приказало присутствовать, я и присутствую, - ответил он.
Получается, начальство областного ГИБДД, зная, что сотрудники передвижного пункта весового контроля не имеют права сами останавливать автотранспорт, что это может делать только экипаж ГИБДД в составе не менее двух сотрудников, и сопровождать большегрузы на пункт они должны только на своем служебном автомобиле, отправляет, скажем так, для проформы одного сотрудника, который не может обеспечить работу пункта весового контроля.
Это саботаж? Или просто ошибка?
Чтобы понять, что это на самом деле, я отправился в ГИБДД. Заместитель начальника инспекции В. Перкун мне заявил, что управление автодорог и транспорта в своем письме не указало, что просит предоставить экипаж, а не одного сотрудника ГИБДД. Если бы в письме попросили предоставить экипаж, они бы его обязательно предоставили.
Странно, правда? Уж заместитель начальника-то должен знать и законы, и нормативные акты, просто обязан знать, как работает пункт весового контроля. Но… Допустим, управление в своем письме, действительно, не уточнило, что для проведения контрольного мероприятия ему нужен экипаж. Значит, ошибку надо исправить. И управление исправило. После получения моего второго письма с просьбой организовать повторно работу передвижного пункта весового контроля оно подробно изложило в своем запросе в ОГИБДД необходимость предоставления экипажа.
Выездное контрольное мероприятие было назначено на восьмое ноября 2017 года.
Я приехал на место, где должен был расположиться с 9.00 часов пункт весового контроля, примерно в 11 часов 30 минут. Там никого не было. Вообще никого! Ни службы контроля, ни экипажа ГИБДД!
Я набрал номер телефона руководителя «Автодорпроектконтроль» - государственного учреждения, в чьем ведении находится служба передвижного весового контроля. И он мне объяснил, что утром он получил письмо от руководства ОГБИДД, в котором его извещали о том, что с 10.10.2017 ГИБДД УМВД России по ЕАО «прекратило практику совместной работы на передвижном посту весового и габаритного контроля на региональных автомобильных дорогах области».
Так что это все-таки? Саботаж? Отказ от совместной с управлением автодорог работы по контролю за соблюдением законодательства удивил управление автодорог не меньше, чем меня.
Руководство управления в ответе, направленном в нашу редакцию, пишет:
«…Сообщаем, что в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог общего пользования регионального значения подведомственным управлению ОГКУ «Автодорпроетконтоль» организована работа передвижного поста весового контроля, который позволяет обеспечить взвешивание транспортных средств, передвигающихся по автомобильным дорогам, для контроля соблюдения перевозчиками требований, предъявляемых законодательством в части перевозок тяжеловесных грузов.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации… № 711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» задача по соблюдению юридическими лицами независимо от формы собственности и иными организациями, должностными лицами и гражданами РФ… иных нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения возложена на Госавтоинспекцию…».
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод: областная Госавтоинспекция отменила своим единоличным решением Указ президента Российской Федерации, ссылаясь на, якобы, существующее решение совещания, которое проводил заместитель Министра внутренних дел РФ.
Беспрецедентная ситуация! Мало того, что очень дорогостоящее оборудование, купленное за бюджетные деньги для передвижного поста весового контроля, теперь будет простаивать, ржаветь где-то в гаражах, поскольку без участия ГИБДД пост работать не может, так еще и федеральные законы, касающиеся безопасности дорожного движения, принятые Государственной думой РФ, а также Указы президента страны о том же теперь, как я понимаю, должны быть пересмотрены через призму мнений и решений заместителя министра внутренних дел!
Вот мне интересно, а прокуратура области готова с этим согласиться? Или надзорный орган попробует разобраться: что это - саботаж, сговор представителей ГИБДД с частными фирмами, чей автотранспорт безнаказанно «убивает» наши дороги, или все-таки обычная глупость?
Очень надеюсь, что прокуратура не оставит без внимания такой откровенный демарш ГИБДД России по ЕАО.
Сергей Бурындин,
«Газета на Дом», №45
ст. «Саботаж, сговор или глупость?»