Андрей Хапочкин, председатель Сахалинской областной думы
Андрей Хапочкин, председатель Сахалинской областной думы
15 ноября Государственная дума в третьем окончательном чтении большинством голосов приняла пакет поправок в Бюджетный кодекс. Законопроект устанавливает новую схему распределения налога на прибыль от проекта «Сахалин-2». С 1 января 2018 года 75 проц. средств, получаемых в рамках соглашения о разделе продукции, будут зачисляться в федеральную казну, а оставшиеся 25 проц. поступят в бюджет Сахалинской области. Сейчас действует норма, при которой, наоборот, 75 проц. налога поступают в региональную казну, остальное идет в бюджет России.
 
Тем временем у сахалинских депутатов нашелся повод вернуться к обстоятельствам второго чтения поправок в Бюджетный кодекс. Дело в том, что 10 ноября, представляя данный вопрос, глава госдумовского комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров указал на предварительно достигнутое с сахалинскими властями взаимопонимание - они, как было сказано, отозвали свои письма о том, что не поддерживают проект закона о федеральном бюджете.
 
Однако сахалинская дума решения об отказе от своего негативного отношения к указанному законопроекту не принимала. 16 ноября на очередном заседании регионального законодательного органа депутат Светлана Иванова предложила провести расследование, кто и как отозвал отрицательный отзыв думы.
 
Собственно, к этому времени на руках у депутатов из фракции КПРФ уже была копия документа, дающего ответы как минимум на часть вопросов. Оказывается, 3 ноября из областной думы за подписью ее председателя Андрея Хапочкина ушло письмо на имя спикера Госдумы Вячеслава Володина. В письме в трех абзацах коротко изложена история реакции региональной думы на упомянутый выше законопроект и хроника последующих договоренностей о выделении субсидий бюджету области в 2018 году.
 
В заключительной части письма Хапочкин пишет: «Принимая во внимание, что достигнутые договоренности минимизируют негативные последствия для бюджета Сахалинской области, полагаем возможным согласиться с проектом федерального закона… «О федеральном бюджете…».
 
Итак, областная дума от своего негативного отзыва не отказывалась, тем не менее ее председатель счел для себя возможным представить дело так, как будто говорит от лица всех депутатов. Частное, по сути, письмо Хапочкина в Госдуме было представлено как коллективное мнение законодательного органа Сахалинской области.
 
Надо сказать, что, несмотря на очевидный, не требующий дополнительной экспертизы, диссонанс, за которым просматриваются признаки превышения председателем думы своих полномочий, депутаты в основном уклонились от разговора на острую тему. За включение вопроса в повестку дня проголосовали всего пять депутатов, один не голосовал, еще один воздержался. Остальные пятнадцать из тех, кто участвовал в заседании, выступили против. И среди них в основном однопартийцы Хапочкина по «Единой России».
 
Сам же председатель думы в этот момент находился в командировке в Якутии, ездил перенимать опыт. Но уже в пятницу вечером стало известно о реакции Хапочкина на требование депутатов призвать его к ответу.
 
Из распространенного заявления следует, что председатель думы признает, что фактически письмо Володину он отправил от своего имени. Ссылается на нехватку времени - счет якобы шел на минуты. Хапочкин также утверждает, что «как по форме, так и по содержанию» его письмо «нельзя расценивать как отказ Сахалинской областной думы от ранее занимаемой позиции». Ну и главное - председатель думы выражает удовлетворение, что его письмо помогло вернуть в бюджет области 16,8 млрд рублей. «Я готов, - с нарочитым вызовом подчеркивает Хапочкин, - повторить его еще раз».
 
Вот так все просто и откровенно: готовность к компромиссу и манипулированию документами демонстрируется как ценное деловое качество. В принципе трудно было ожидать чего-то другого. Очевидно, что председатель думы и не собирался посыпать голову пеплом. Даже если бы ему пришлось сообщить, что удалось вернуть 1 млрд рублей, скорее всего и в этом случае нашелся бы повод для радости и самоуспокоения. Но тут ведь вот какое дело: о том, что область теряет в 2018 году 33 млрд рублей, известно наверняка, о том же, что области будет реально из этого возвращено, лучше судить, когда этот возврат на самом деле произойдет. Пока это только обещание.
 
Не очень убедительным аргументом выглядит утверждение Хапочкина, что его письмо нельзя расценивать как отказ областной думы от ранее занимаемой позиции. Тогда, по идее, надо бы тому же Хапочкину поправить госдумовское руководство - упомянутый выше Макаров наверняка считает иначе. Хотя кого сейчас уже поправишь. Поезд с сахалинскими миллиардами ушел. Федеральный центр показал региону его место, подарив сахалинским руководителям сомнительную возможность довольствоваться достигнутым компромиссом.
 
О. Чирков.
«Советский Сахалин», 20.11.17
http://sovsakh.ru/igra-v-kompromissyi-oblastnaya-duma-zaputalas-v-svoem-otnoshenii-k-proektu-federalnogo-byudzheta/