Будет ли новый улов? Фото С. Балбашова
Будет ли новый улов? Фото С. Балбашова
Рыбный промысел 2016 года показал хорошие результаты, тем самым подкрепив положительную динамику добычи водных биоресурсов, которая присутствует уже несколько лет. Однако следующий год вполне может стать проблемным для дальневосточного бассейна, который является локомотивом отрасли и обеспечивает добычу примерно двух третей общего российского вылова.
 
И дело даже не в спрогнозированном состоянии популяций местных рыб, - напротив, благодаря строгому регулированию вылова, а также контроля добычи минтаевой икры со стороны Ассоциации добытчиков минтая, риск истребления данного объекта промысла сведен к минимуму. В одном Охотском море ТИНРО-Центр определил общий допустимый улов минтая и сельди более чем в миллион тонн.
 
Конечно же, есть давно известная проблема с рыболовным флотом, но и это не является угрозой 2017 года - за этот год будет списано несколько крупных судов, но существенного дефицита это пока не создаст. А вот, как ни странно, погода может сильно усложнить промысел на Дальнем Востоке.
 
В начале года, в январе, когда закладывается фундамент для общего годового показателя, циклоническая активность обещает быть повышенной, а количество штормовых дней - выше среднемноголетних значений. В феврале ученые обещают улучшение погоды, однако в марте количество штормовых дней снова превысит климатическую норму.
 
Помимо этого, ученые прогнозируют повышенный показатель ледовитости - ледовая обстановка будет сложнее, чем в последние 12 лет. Такие условия не могут не отразиться на промысловых показателях. Возникнут проблемы с планированием лова и, чтобы максимально сохранить прошлогодние объемы вылова, необходимо повышать эффективность работы в дни, когда погода не препятствует промыслу.
 
Поверх этого, конечно же, накладывается вышеупомянутая проблема флота, и в некоторых случаях перегрузка судов может привести к катастрофе, как в случае с траулером «Дальний Восток». Чтобы избежать повторений этой страшной истории, возможно, кому-то придется пожертвовать доходом - ведь в первую очередь надо заботиться о безопасности экипажа.
 
Все старые суда, которых на Дальнем Востоке подавляющее большинство, под угрозой. Метеослужбы далеко не всегда дают точные прогнозы, да и судно может задержаться на промысле.
 
Естественно, в Росрыболовстве уже заявили, что дефицита минтая на внутреннем рынке России не будет, поскольку добываемые объемы в разы превышают потребление, но это значит, что может пострадать экспорт, а, следовательно, цена опять вырастет.
 
Стихия в буйных дальневосточных морях страшна, и далеко не всякое судно может с ней потягаться, особенно если это проржавевший насквозь пережиток прошлого. Еще 12 лет назад, когда были похожие погодные условия, ситуация была не такая плачевная. Теперь же остается надеяться лишь на благоразумие и профессионализм моряков. Ну и, конечно же, ждем, когда, наконец, заработают «инвестиционные квоты» и построится современный флот, который позволит вести эффективный лов с максимальной безопасностью для команды.
 
Макс Фишман,
главный редактор аналитического издания «ГдеРыба?»