Егор Борисов |
|
Убаастабыллаах депутаттар!
Уважаемые народные депутаты!
Уважаемые жители Республики Саха (Якутия)!
Каждый день, наблюдая за сводками новостей, мы видим, что ситуация в мире продолжает обостряться. На этом фоне не снижается градус экономической напряженности в Российской Федерации.
Однако сформированная в республике комплексная производственно-экономическая структура позволяет нам преодолевать негативные тенденции. Поэтому в целом по итогам 2016 года в Якутии сохраняются положительные макроэкономические показатели и стабильная социальная ситуация.
Валовой региональный продукт за 2016 год, по предварительной оценке, составит 792 миллиарда рублей с ростом к предыдущему году в пределах 2%. Индекс промышленного производства ожидается на полпроцента больше, чем годом ранее. Объем инвестиций превысит прошлогодний уровень в 1,6 раза.
Республика остается в десятке субъектов, имеющих инвестиционный уровень кредитного рейтинга, равный суверенному рейтингу Российской Федерации.
В 2017 году нам предстоит обеспечить экономический рост на уровне 3% к 2016 году, промышленного производства - на 2%, инвестиций в основной капитал - не ниже уровня этого года.
Теперь о главном финансовом документе республики - о бюджете.
Депутаты (да и не только депутаты) обычно всегда втягиваются в обсуждение только расходной его части. Но сегодня нам необходимо обращать внимание в первую очередь на доходную часть, которая зависит от нескольких ключевых факторов.
Во-первых, от состояния самой экономики. Во-вторых, от складывающихся межбюджетных отношений с центром и участия региона в федеральных программах. И в-третьих, от взаимодействия с крупными налогоплательщиками.
За 2010-2016 годы мы смогли нарастить доходную часть государственного бюджета республики почти вдвое - на 81 миллиард рублей. В том числе собственные доходы - в 2,4 раза (на 68 млрд рублей), безвозмездные поступления увеличились на 27,2% (на 13 млрд рублей).
Особенности республики должны и дальше учитываться при формировании комплексных документов развития Арктики и Дальнего Востока. Необходимо также продолжить выстраивание доверительных, но требовательных отношений с крупным бизнесом, чтобы наши партнеры принимали максимально активное участие в развитии региона, демонстрируя высокий уровень социальной ответственности.
Уважаемые коллеги!
Проект бюджета был внесен в парламент республики, но работа на этом не прекращается. Мы продолжаем вести переговоры и с министерством финансов Российской Федерации и с крупными налогоплательщиками.
В первой половине ноября я провел встречи с руководством «Транснефти», «Роснефти», «Сургутнефтегаза», компании АЛРОСА, по итогам которых все основные недропользователи подтвердили свои обязательства перед республикой. Объемы налоговых поступлений будут сохранены на плановом уровне, а по отдельным предприятиям закладывается их рост. При этом мы рассчитываем поднять собственные доходы еще на 2%.
Исходя из этого, просил бы правительство и парламент республики или в рамках нулевого, или в рамках второго чтения увеличить доходную часть бюджета в пределах 3 миллиардов рублей.
Дефицит бюджета пока запланирован на уровне 4,2 миллиарда рублей, но источники его покрытия уже изысканы в полном объеме. Незначительный дефицит нужен. Он всегда подстегивает правительство к более энергичным действиям, заставляет шевелиться, находиться в тонусе.
Добавлю, что обслуживание государственного долга идет у нас всегда планомерно. Республика никогда не превышала нормативов долговых обязательств. И сегодня Якутия выдерживает общий объем госдолга ниже 50% от собственных доходов, что соответствует требованиям Бюджетного кодекса. Находится в первой, самой благополучной группе регионов по уровню долговой нагрузки.
Более 60 субъектов имеют государственный долг существенно выше нашего, а в некоторых республиках, краях и областях он вообще зашкаливает. Для сравнения могу привести некоторые конкретные данные. Объем госдолга в Республике Татарстан составляет 63%, в Амурской области - 94%, в Карелии - 104%, в Забайкальском крае - 113%. Делайте выводы.
Формирование проекта бюджета мы начали еще летом. В итоге принято решение о признании основным приоритетом бюджетной политики безусловного финансового обеспечения законодательно установленных социальных обязательств. Всего по разделу «Социальная политика» предусмотрено 27,5 млрд. рублей или 17% всех расходов бюджета республики.
Заложен резерв на повышение зарплаты бюджетникам в размере 2,1 млрд рублей. Всего на фонд оплаты труда работников бюджетной сферы в 2017 году планируется израсходовать 68 млрд рублей (42% расходов).
Нам необходимо найти способы дополнительно поддержать социально уязвимые категории населения, особенно многодетные семьи.
Кроме того, несомненными приоритетами государственной поддержки остаются обеспечение программ по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья и реализация программ жилищно-коммунального хозяйства.
Если исходить из отраслевого распределения расходов, то наибольшие суммы пойдут на образование (23% расходов), поддержку жилищно-коммунального хозяйства (15%), сельского хозяйства (6%), здравоохранение (5,6%).
Объемы финансирования проекта так называемых «добрых» дел «Моя Якутия в 21 веке», вошедшего этой осенью в число двадцати лучших региональных инициатив на Сочинском международном инвестиционном форуме, тоже не подвергнутся секвестированию.
Но расходы на инвестиционный бюджет сокращаются. И я понимаю некоторых депутатов, обеспокоенных этим. Определенные обязательства перед населением могут быть не реализованы. Но таковы реалии.
Повышать эффективность бюджетных расходов будем за счет оптимизации отдельных направлений государственных программ (за исключением социальных), рационального использования площадей, зданий, имущества, уменьшения численности и фонда оплаты труда административно-управленческого аппарата бюджетных организаций.
В предстоящие два-три года остается неизменной политика жесткого ограничения расходов, направляемых на приобретение основных средств в органах власти. Хочу сделать акцент на том, что эффективность расходов должна целенаправленно и внимательно контролироваться общественными организациями.
Завершая бюджетную часть своего Послания, скажу, что качественное управление государственными финансами - одна из важнейших функций исполнительной власти. По итогам прошлого года Минфин России присвоил республике высокое качество управления региональными финансами.
Несмотря на это, на местах граждане все еще остаются слабо информированным, не всегда объективно воспринимают приоритеты расходования бюджетных средств. Поэтому прошу всех руководителей, народных депутатов наладить соответствующую разъяснительную работу среди населения в области государственных финансов.
Уважаемые товарищи!
Республика одной из первых в стране внедрила и успешно осуществила программно-целевой метод управления экономикой.
Вместе с тем, за годы работы по этому методу мы иногда ощущали межведомственную раскоординированность, разночтения в подходах.
Еще один немаловажный нюанс: когда у нас появлялись какие-либо новые неотложные задачи, их трудно было оперативно включить в действующие программы.
Поэтому сегодня, тем более в условиях ограниченности средств и ресурсов, настало время начать внедрение принципа проектного управления.
Проектное управление позволит нам улучшить реализацию государственных программ и исполнение бюджета в целом. Еще более повысит инвестиционную привлекательность республики и прозрачность административной среды. Укрепит горизонтальные связи между министерствами и ведомствами, а главное будет мотивировать служащих к открытой, творческой, по-настоящему организованной командной деятельности.
Нам необходимо быстро перестроить коллег на новые алгоритмы взаимодействия. Поскольку они подразумевают определенные изменения в психологии, мышлении самих чиновников. Поэтому новые структурные изменения и кадровые перестановки в правительстве не должны никого смущать.
Работа всех государственных и муниципальных служащих будет оцениваться исключительно по конечному результату. А с результативностью необходимо непосредственно увязывать материальные и моральные стимулы.
Подчеркну, в дальнейшем такие управленческие технологии с оценкой эффективности будут применяться не только на уровне правительства, министерств и ведомств. Каждый муниципальный район через какой-то период должен превратиться в своего рода бизнес-единицу, действующую согласно четкой проектно-целевой модели.
Правительство Республики Саха (Якутия) также обязано держать руку на пульсе и тщательно контролировать финансово-хозяйственную деятельность предприятий в жизнеобеспечивающих сферах. Требовать от руководителей этих предприятий более внятного стратегического планирования и управления.
С учетом особенностей Якутии, прежде всего имею в виду жилищно-коммунальное хозяйство и транспортный комплекс. Вынужден констатировать, что некоторые хозяйствующие субъекты сегодня допускают существенные просрочки по долговым обязательствам, а это приводит к возникновению целых цепочек взаимных неплатежей. Как следствие, кое-где уже появляется и растет задолженность по зарплате. Этого допускать нельзя. Предупреждаю всех руководителей - головой отвечаете за своевременную выдачу зарплат в своих коллективах
В транспортной сфере, памятуя о сложной ситуации в экономике, мы нацеливаемся, во-первых, на сохранение всех существующих предприятий отрасли, включая продолжение поддержки и развития региональной авиации, речного флота.
Во-вторых, темпы строительства автомобильных дорог не должны сокращаться.
В-третьих, правительство республики обязано добиться окончательного завершения строительства пускового комплекса железной дороги «Томмот - Нижний Бестях».
В отрасли связи неизменной остается задача по дальнейшему развитию телекоммуникационной инфраструктуры и устранению «цифрового неравенства». В 2017 году должны быть завершены все плановые объемы строительства коридоров волоконно-оптической связи с последовательным подключением наших городов и сел, обеспечением якутян высокоскоростными каналами доступа в Интернет. Также надо продолжать последовательно работать над снижением тарифов на эти виды услуг.
Уважаемые коллеги!
Мотором экономики республики, как это и зафиксировано в проекте стратегии, в предстоящие годы останется базовый сырьевой сектор - горнодобывающая промышленность и топливно-энергетический комплекс. Дальнейшая диверсификация крупной промышленности обеспечит стабильный прирост доходов республиканского бюджета.
Но ключом, который откроет нам путь к реальным преобразованиям, является создание полнокровной, здоровой, крепкой местной промышленности и перерабатывающих производств, использующих наши ресурсные преимущества.
Развитие собственного производства становится новой генеральной линией социально-экономической политики республики. Нам надо создавать исключительные условия для продвижения местной продукции под брендом «Сделано в Якутии».
Прежде всего имеется в виду возрождение алмазно-гранильной и ювелирной отраслей, способствующих получению наиболее высокой добавленной стоимости. Также мы говорим о лесопромышленном комплексе, производстве строительных материалов, легкой промышленности, переработке уникальных минералов, таких, как, например, цеолит, народных промыслах и ремеслах, информационных технологиях и, конечно, сельском хозяйстве, пищевой промышленности.
То, что происходит сейчас в индустриальном парке «Кангалассы» показывает - ничего невозможного в налаживании выпуска своих, республиканских товаров для внутреннего потребления и внешнего сбыта нет. Надо только поменьше разбрасываться умными словами и больше заниматься умными делами. Мы должны опираться на самих себя, зарабатывать сами на том, что у нас есть. Искать новые ниши не где-то в далеких краях, а там, где живем и продолжаем свой род.
Яркий пример - якутский холод, преимущества которого вполне могут приносить прибыль. Или наша природа, все еще недостаточно развитая сфера туристических услуг, где потенциально хлебные идеи пока появляются редко.
Уважаемые народные депутаты!
Согласно свежим социологическим опросам населения, проведенным в конце октября, проблема благоустройства городов и сел, которая по актуальности в прошлом году стояла на первом месте, сегодня ушла с верхней строчки.
Теперь самой острой проблемой жители республики признают вопросы занятости и безработицу. Безусловно, это прямые отголоски нестабильности в экономике, которые отражаются на всех категориях населения, особенно больно бьют по молодежи и людям старшего возраста. В этом отношении наша задача обеспечить широкие возможности для якутян, способствуя созданию новых рабочих мест, приобретению ими необходимых квалификаций на протяжении всей трудовой деятельности, в том числе более востребованных на рынке труда специальностей. Одним из способов повышения занятости остается обучение основам предпринимательства.
Нам хорошо известны все проблемы, которые испытывают представители малого и среднего бизнеса в нашей республике. Но мы находимся в постоянном диалоге, в постоянном поиске способов устранения или смягчения этих проблем. Буквально на прошлой неделе проводили заседание координационного совета по предпринимательству, где приняли несколько хороших совместных практических решений.
Пришли к единому мнению о снижении в два раза ставок для предприятий малого бизнеса, работающих по упрощенной системе налогообложения. Договорились привлекать экспертов из числа предпринимателей к оценке регулирующего воздействия проектов нормативно-правовых актов республики, чего раньше не было.
Вот так, очень серьезно, глубоко, вдумчиво правительство должно в постоянном режиме заниматься конкретными вопросами, которые ставит малый и средний бизнес. Сегодня актуальны дальнейшее совершенствование контрольно-надзорной системы, искоренение нелегальной предпринимательской деятельности, решение проблем техприсоединения.
В принципе для власти важно наличие любых форм малого бизнеса. Но повторяю еще раз, повсеместное развертывание местного производства - это наш верный шанс снизить безработицу до минимальных значений, повысить доходность населения.
Что касается итогов Года благоустройства территорий населенных пунктов, он объединил усилия руководства, общественности республики, всех предприятий и организаций по наведению порядка в поселениях. Конечно, за год решить даже половину всех проблем, которые копились десятилетиями, было невозможно. Но это неплохой задел для последующей работы по созданию комфортной среды проживания в республике. Поэтому в 2017 году правительству предстоит сохранить все ранее принятые механизмы по улучшению внешнего вида населенных пунктов.
В жилищной политике в целом мы внедряем такие варианты государственной поддержки граждан и застройщиков, которые приносят наибольшую отдачу при наименьших затратах.
В этом году будет введено 600 тыс. кв. метров жилых помещений. Стоит задача сохранить в следующем году эти объемы. Из аварийных домов переселено 7,6 тысячи граждан, ликвидировано 124 тысячи квадратных метров аварийного жилья. Данная федеральная государственная программа реализуется уже в 43 муниципальных образованиях.
Мы очень заинтересованы в том, чтобы после завершения в сентябре 2017 года действия этой программы, она получила продолжение. Совместно с губернаторами Тульской и Ульяновской области я уже вышел с такой инициативой на руководство страны. Рассчитываем на поддержку.
Модернизация коммунальной инфраструктуры остается выгодным сегментом для привлечения частных инвестиций, в следующем году их объемы надо увеличить. Необходимо расширять мероприятия по строительству объектов водоснабжения для обеспечения населения соответствующими ХХI веку условиями проживания. В частности, начато строительство водозаборных и водоочистных сооружений в городе Якутске.
В 2017 году должна быть полностью выстроена новая система по обращению с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами в Республике Саха (Якутия) и определен региональный оператор.
Объявленный Президентом Российской Федерации Год экологии и особо охраняемых природных территорий нацелен на повышение экологической ответственности предприятий. Высокие экологические стандарты должны стать первоочередной составляющей всех планируемых к реализации на территории республики промышленных проектов.
Товарищи!
1 января 2017 года вступает в силу Закон РС(Я) «О развитии сельского хозяйства в Республике Саха (Якутия)». Ожидания от него велики. Но сразу хочу отметить, что этот закон определил пока лишь некие правила игры. Реально он заработает и превратится в эффективную систему только при условии запуска, может быть даже где-то в ручном режиме, всех заложенных в нем инструментов.
Как я уже отмечал ранее, закон не подразумевает уменьшение государственной поддержки аграриев. В совокупности он наоборот увеличивает ее объемы, но после перезагрузки механизмы государственной поддержки будут рассчитаны не на сиюминутные нужды, а только на развитие, на закрепление в сознании селян рыночных подходов.
Да, мы отдаем себе отчет в том, что трудно придумать более тяжелые условия для ведения сельского хозяйства и вообще нормальной экономической деятельности, чем в Якутии. Поэтому государство обязано и будет оказывать помощь жителям села.
Для налаживания эффективной сбытовой системы, которая пока никак не может у нас заработать, предлагаю отдать инициативу заготовительным организациям и предпринимателям, которые заняты в этом направлении.
Правительством будут установлены рекомендуемые минимальные заготовительные цены на определенный перечень продукции. Расширены программы поддержки начинающих фермеров и семейных животноводческих ферм. Также планомерно будет продолжаться ввод социальных объектов, газификация, строительство дорог регионального и местного значения, оказываться помощь на строительство жилья в сельской местности и т.д.
С другой стороны, государственная поддержка не может служить залогом того, что сельский человек заживет сытно и счастливо. Помощь - на то и помощь, что она предполагает совместные действия, обоюдную заинтересованность, взаимную ответственность.
Следующий момент, без которого вообще не имеет смысла говорить о каком-то улучшении - это земельный вопрос. История многократно доказывала, что он лежит в основе любых аграрных реформ.
В этом плане принятие федерального закона «о дальневосточном гектаре», несмотря на сложное его восприятие, стало в какой-то мере спасительным. Уполномоченными органами на местах проводится огромная работа по упорядочению земельной документации, а сами якутяне в процессе подготовки к реализации закона активизировались для уточнения границ своих земельных наделов.
Таким образом, мы добьемся юридического закрепления пашен, пастбищ, сенокосных угодий за собственниками. Напомню, были приняты еще решения и о так называемых «якутских гектарах», позволяющие селянам получать дополнительные земельные участки.
Еще одна задача, стоящая перед нами - подготовка высококвалифицированных профессиональных кадров, владеющих знаниями и умениями, отвечающих требованиям современного производства в отрасли сельского хозяйства. Это управленцы, логистики, операторы информационных систем, механики, трактористы, комбайнеры, агрономы, ветеринары и т. д. Именно подготовка таких специалистов является святой обязанностью средне-профессиональных учебных заведений республики и Якутской сельхозакадемии.
У нас должно быть введено сквозное образование, которое объединит агрошколы, техникумы и сельхозакадемию. Авторитет самой сельхозакадемии тоже нужно повышать. В целом высшее аграрное образование республики нуждается в глубокой модернизации. В скором времени я подпишу отдельный указ по кадровой политике в сельском хозяйстве.
Необходимо принять меры для поднятия статуса специалиста сельского хозяйства, создавать ему все условия для проживания и труда, участия в культурной и общественной жизни села.
Хороший опыт применения такого подхода уже есть в Чурапчинском, Намском, Мегино-Кангаласском улусах. Рядом со школой строится современное благоустроенное жилье, а по соседству успешно функционируют фермерские хозяйства. Население в таких селах прибавляется, туда перебираются востребованные кадры, молодежь. Вот такие сельские мини-кластеры должны появляться у нас повсюду.
В зоне пристального внимания руководства республики остается развитие северных и арктических территорий, сельских поселений в труднодоступных и отдаленных местностях. Требует дальнейшего совершенствования система полномочий сельских поселений, но только на основе эффективного использования средств и ресурсов.
Уважаемые коллеги!
Наши текущие планы и намерения должны исходить из того, что больше всего беспокоит народ.
В ряду болевых точек, которые показывают наибольшее усиление тревог, переживаний якутян по сравнению с прошлым годом, наравне с безработицей стоит сейчас материальное положение населения.
Понятно, что в среднесрочной и долгосрочной перспективе в рамках Стратегии-2030 мы будем двигаться к снижению доли граждан с доходами ниже прожиточного минимума. Но задачи сегодняшнего дня - это, во-первых, продолжение реализации Концепции повышения заработной платы в соответствии с «дорожными картами» развития отраслей социальной сферы. Кроме того, должны быть приняты меры по повышению зарплаты категорий работников, не вошедших в перечень целевых, но также требующих особого регулирования.
Отмечу, что за пять лет реализации концепции региональная минимальная заработная плата увеличена в 2,5 раза, тогда как по России в целом за аналогичный период МРОТ вырос в 1,6 раза.
Тем не менее, Правительство Республики Саха (Якутия) должно обеспечить дальнейший постоянный мониторинг условий жизни семей с детьми и предлагать адекватные решения по поддержанию семей с низкими доходами.
В условиях ухудшения экономической ситуации мы приняли решение о предоставлении единовременной выплаты за счет средств республиканского материнского капитала «Семья» в размере 15 000 рублей. Помимо этого, в текущем году предусмотрена помощь крайне нуждающимся семьям в виде единовременного социального пособия на детей. Также, напомню, в начале этого месяца по результатам многочисленных встреч с населением мной подписан указ «Об обеспечении инфраструктурой земельных участков, предоставленных семьям, имеющим трех и более детей».
Неделю назад у меня на приеме была многодетная мать, представлявшая общественную организацию «Союз родителей «Туймаада» Саргылана Ивановна Шестакова. Она выступила с рядом предложений. Некоторые из них, конечно, пока неосуществимы. Но, например, обеспечение скидок для ребят из многодетных семей на посещение государственных учреждений культуры и спорта, абсолютно реальны. Повторяю, нынешние экономические условия ставят в очень тяжелое, иногда нищенское положение такие семьи. И нам, уважаемые народные депутаты, надо вместе находить новые меры поддержки.
Вот уже несколько лет мы не можем организовать систему персонификации социальных льгот. Критерии нуждаемости и принципы соблюдения адресности в общих чертах разработаны. На федеральном уровне принято решение о создании единой государственной системы социального обеспечения с трехуровневым сбором данных. Теперь мы должны подготовиться к ее внедрению на своей территории.
Следует еще более активизировать работу общественных, некоммерческих организаций, которые реализовывали бы совместные проекты с малоимущими, детскими домами, домами-интернатами для инвалидов и престарелых. Кстати, если кто-то не знает, в Якутии сегодня уже работает около полутора тысяч добровольцев, систематически занимающихся социальным волонтерством.
Уважаемые друзья!
Начиная с 2017 года, остается ровно пять лет до наступления знаменательной даты - 100-летия образования Якутской автономной республики. Безусловно, Стратегия-2030, которую мы должны утвердить, становится для нас главным долгосрочным документом планирования. Но реализацию целевых задач, намеченных к вековому юбилею республики, никто не отменял. По некоторым из них мы сегодня идем с запасом прочности, а по некоторым отстаем.
До сих пор не утвержден перечень 100 социально значимых юбилейных объектов. Правительство должно возглавить эту работу, не пускать дело на самотек.
Зато по объему валового регионального продукта на душу населения наблюдается опережение целевых индикаторов. Напомню, к 2022 году мы должны добиться результата в 1 миллион рублей ВРП на душу населения. Здесь у нас нет повода для сомнений, хотя, конечно, и повода останавливаться тоже нет.
Была поставлена амбициозная задача - довести численность населения республики до миллиона человек. Благодаря принимаемым мерам социальной поддержки, по этому показателю наблюдается положительная динамика. И все-таки выполнение этой задачи требует от нас бо̀льших усилий. Прежде всего, конечно, нам надо делать упор на здравоохранение, образование, культуру, спорт, патриотическое воспитание.
В медицине мы приступили к коренным преобразованиям с внедрением высоких технологий. В августе подписан указ об улучшении медицинского обслуживания и совершенствовании качества медицинской помощи в республике. Хотя его реализация будет непосредственно зависеть от качества подготовки кадров и личной заинтересованности каждого специалиста в результатах своего труда.
Пока в структуре медицинского персонала очевидны диспропорции, в том числе между врачами общего профиля и узкими специалистами, между различными территориями, городской и сельской местностью, между учреждениями специализированных видов помощи и первичным звеном.
Министерству здравоохранения придется крепко поработать, чтобы обеспечить подготовку специалистов в соответствии с потребностями практического здравоохранения и задачами структурной перестройки отрасли, повышения имиджа медработника и престижа профессии врача. Надеюсь, проект «Вежливая медицина» в этом смысле даст хороший толчок, изменит взаимоотношения врачей и пациентов.
В сфере образования большого дефицита преподавателей нет, лучшие учебные заведения получают грантовую поддержку, проводятся новые формы аттестации и разнообразные профессиональные конкурсы, в том числе деловые игры. Но прозрачная система оценки качества работы образовательных организаций и индивидуальных достижений обучающихся, включающая в себя различные критерии, так и не создана. Прошу министерство образования республики расценивать это как главную свою задачу на 2017 год. Мы должны в буквальном смысле видеть расшифровку эффективности каждого педработника.
В республике проводится системная работа по поиску и поддержке талантливых детей. Создана Малая академия наук, члены которой получают стипендии. Однако успехи этих ребят по большому счету неизвестны широкой общественности.
Принятые меры поддержки талантливой молодежи позволили нам увеличить количество призеров заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников. Работу в этом русле необходимо продолжать.
Как вы знаете, в 2018 году будут проведены Международные интеллектуальные игры. Наша республика должна стать не только спортивным, но и интеллектуальным центром притяжения одаренной молодежи. Поручаю правительству заранее начать подготовку этого мероприятия, в том числе качественную подготовку участников игр со стороны республики.
Профориентация детей и молодежи, формирование у них трудовых навыков должны начинаться со среднего звена общего образования. К 2022 году участием в мероприятиях движения Junior Skills должны быть охвачены не менее четверти школьников, а в World Skills по региональным компетенциям - не менее двух третьих обучающиеся средне-специальных учреждений.
Подчеркну, от подготовленности и целевых установок обучающихся зависит то, насколько мы сможем обеспечить инновационный путь развития республики.
В связи с реформой Российской академии наук в сложной ситуации оказались научные учреждения республики, которые находятся под угрозой лишения юридической самостоятельности. Здесь нам пора уже, наконец, выработать единую позицию и поставить точку.
Большие и разноплановые задачи прикладного свойства стоят и перед Академией наук Республики Саха (Якутия) в части научного сопровождения социально-экономического развития нашего северного края. В совокупности наше внимание должно быть обращено на организацию комплексной экспедиции Российской академии наук.
Как заявил президент России Владимир Владимирович Путин, органичной частью жизни нашего общества должно стать патриотическое воспитание.
В целях популяризации культурно-исторического наследия Якутии поручаю правительству ежегодно проводить республиканскую тотальную олимпиаду по культуре, истории и географии с подведением ее итогов на уровне правительства.
Этой весной, в День космонавтики, я побывал на базе местного отделения ДОСААФ, где простые мальчишки, многие с незавидной судьбой, проходят настоящую школу мужества, дисциплины, ответственности, приобретают полезные умения и навыки. Призываю правительство как можно чаще обращать внимание на нужды системы ДОСААФ, на патриотические клубы, оказывать им всестороннюю поддержку.
В предстоящем году в республике также должно произойти становление и укрепление регионального движения школьников и Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического движения «Юнармия». Кроме того, следующей осенью в Якутске нам предстоит на высоком уровне провести Всероссийский слет студенческих отрядов. А в октябре в Сочи молодые якутяне должны достойно представить наш северный край на XIX Всемирном фестивале молодежи и студентов.
В области культуры нельзя не отметить успехи якутян в театральном и музыкальном искусстве, а особенно в кинематографии. Подтверждением этому служат гастроли наших театров в Средней Азии, Европе, в Москве и Санкт-Петербуге. Фильмы якутских режиссеров, продюсеров получают признание не только в России, но и за рубежом, номинируются и удостаиваются призов на международных кинофестивалях, выходят в широкий прокат.
Завершающийся Год кино в РФ стал действительно прорывным для республики. И вдвойне приятно, что в авангарде культурной жизни тоже идут наши молодые дарования. Все эти достижения должны быть основой дальнейшего развития культуры народов Якутии и получать всяческую поддержку со стороны органов власти.
Молодежь - это основа развития Якутии, наш самый ценный человеческий капитал. Это люди, в которых особенно нуждается республика, страна, общество в целом. Смелые, креативные идеи участников III Республиканского съезда молодежных общественных организаций настолько вдохновили нас, меня и моих коллег, что после некоторых раздумий было решено объявить 2017 год - Годом молодежи.
Сразу предупреждаю всех, что Год молодежи не рассматривается как праздник или какой-то формальный набор мероприятий. Прежде всего мы должны использовать его, чтобы обеспечить развитие в самом широком смысле системы работы с молодежью. Тем более что у нас есть и другая прослойка молодых людей, которые не могут самореализоваться, испытывают тяжелые психологические проблемы, теряются, закрываются, а в самых худших случаях уходят в асоциальную среду.
Нам нужно выработать инструменты диагностики и оздоровления выпадающей из нашего поля зрения проблемной молодежи, поддержать таких ребят, вывести из опасной зоны. Особую роль играет в этом спорт, физическая культура и трезвый образ жизни.
Заметны сдвиги в работе по противодействию пьянству. Уже более 90 наслегов ввели полный запрет на продажу алкоголя. Из полутора тысяч алкогольных магазинов 520 прекратили свою деятельность. Реализация алкоголя в абсолютном выражении сократилась с 8,7 до 6,8 литра на душу населения. Теперь нам важно ужесточить борьбу с нелегальной продажей спиртного. Контрафактный алкоголь угрожает не только здоровью, но и жизни людей.
Сейчас, в это тяжелое время, нужно проявлять неусыпную заботу и о пожилых людях. Недавний случай в Республиканском доме престарелых и инвалидов, где согласно прокурорской проверке, выявлены нарушения - это урок всем нам. Вопрос персональной ответственности причастных к этому руководителей в ближайшее время будет рассмотрен на моем уровне.
В органах власти установлена строгая система контроля за государственными служащими по соблюдению антикоррупционного законодательства. Своевременно выявляются факты ненадлежащего исполнения должностных обязанностей, допущения конфликта интересов, нарушения Кодекса этического поведения членов Правительства РС(Я) и государственных гражданских служащих. Провинившиеся несут наказания. В последние годы в отношении республиканских чиновников вынесено более сотни административных дисциплинарных взысканий, в том числе 26 в этом году. Это предупреждения о неполном должностном соответствии, выговоры, замечания и в отдельных случаях увольнения.
Работа в этом направлении будет усиливаться. Подчеркну, что высокий уровень коррупционных правонарушений и преступлений по-прежнему фиксируется на уровне муниципальных образований. С этого года Управление при Главе РС(Я) по профилактике коррупционных правонарушений получило право проверять муниципальных служащих. Но и этого, на мой взгляд, недостаточно. Сегодня даю поручение Правительству РС(Я) обеспечить единую конкурентную политику на всех рынках товаров и услуг, способствовать созданию «аукционного дома» по принципу одного окна.
Уважаемые товарищи!
Выборы в Государственную думу, состоявшиеся в сентябре, подтвердили, что большинство активных якутян разделяет политику Президента Российской Федерации и действующего руководства республики, высказывается за продолжение курса поступательного и стабильного социально-экономического развития. При этом некоторая часть населения подала сигнал о том, что не удовлетворена своей жизнью и действиями властей. И мы должны прислушиваться к их мнению, нормально воспринимать критику, когда она справедлива и конструктивна.
Мы и впредь будем продолжать практику проведения отчетов перед населением. Кстати, в этом году по личному поручению главы государства этот наш опыт работы с гражданами рассмотрен на консультативной комиссии Госсовета России, одобрен и рекомендован для использования во всех регионах страны.
Отмечу, что по предварительным итогам этого года, выполнение обязательств правительства республики в рамках соглашений с муниципальными районами и городскими округами составляет в среднем 90%. Товарищи, это очень высокий показатель.
Уважаемые народные депутаты, члены правительства, нам нельзя снижать активность работы с федеральным центром. Надо постоянно изучать и анализировать ситуацию, своевременно готовить и продвигать качественные законодательные инициативы.
Показательной в этом смысле стала работа по законопроекту о дальневосточном гектаре. Мы убедились, что у нас есть сильный и высокопрофессиональный кадровый корпус. Скромничать не надо. Надо действовать наступательно, единым фронтом с правительством республики, с нашими депутатами, сенаторами.
У нас возникает много вопросов в межбюджетных отношениях, при формировании федеральных программ, совершенствовании законов. Нам нужно довести до логического конца и добиться реализации всех наших инициатив по развитию Арктики.
Сейчас начинается процесс подготовки новых национальных приоритетных проектов, в него нам всем вместе тоже надо включаться без раскачки. Тем более что субъектам такая возможность дана.
Коллеги!
В прессе и в кулуарах идет много пересудов о новых грядущих изменениях в структуре и аппарате правительства республики. Чтобы никто лишний раз не отвлекался на это, скажу, что определенные преобразования будут. Но все они возникают не просто так, по чьей-то прихоти, а продиктованы теми приоритетами, о которых я говорил в сегодняшнем своем докладе.
Мы переходим на проектное управление экономикой. Мы делаем ставку на местное производство, на дальнейшее оживление малого бизнеса, привлечение инвестиций. Обострение проблемы занятости требует более кропотливой работы.
В связи с этими установками возникает необходимость перехода тех или иных министерств и ведомств на другую функциональную ступень. Чтобы содержание и качество работы органов власти соответствовало запросам общества и тем целям, к которым мы стремимся. Чтобы получить большую отдачу от нашей работы.
Все указы о структурных преобразованиях в правительстве я подпишу в ближайшие 3-4 дня.
Завершая свое сегодняшнее Послание позволю себе сказать вот о чем…
Не так давно я имел честь близко, в неформальной обстановке пообщаться со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом, побывавшим у нас с миссионерским визитом в Тикси. Это было два месяца назад.
Я спросил у патриарха совета: что же нужно делать, какие слова нужно подбирать мне, как главе такого огромного по территории края, чтобы мобилизовать людей и сделать Якутию процветающей? Патриарх ответил очень простыми словами к моему удивлению. Он сказал, что самое главное - это сохранять единство народа, беречь его от зла и греха через веру и традиционные ценности, через, как он выразился, сорабо̀тничество общества и государства. Тем самым он лишний раз подтвердил мои собственные размышления, мою собственную позицию.
Уважаемые коллеги! Дорогие якутяне!
Нам всем нужно идти на сближение. Власти, бизнесу, обществу. Жителям городов и сел. Молодым и пожилым. Рядовым исполнителям и руководителям. Идти вперед с теми, кто есть рядом, не пеняя на недостатки. Не обсуждая и осуждая чужие поступки. Не тратя силы на сплетни. Объединяться и шаг за шагом двигаться вместе к общим целям, которые потом станут общими успехами, общей гордостью. Помнить, что наш многонациональный северный народ всегда отличала взаимовыручка, стойкость и душевная теплота.
И тогда, выстроив четкую систему взаимной ответственности, равные и ровные взаимоотношения внутри своих коллективов, поселений, бизнес-сообщества, органов власти, мы свернем горы.
Миссия жителей Якутии, в моем понимании, довольно проста - понять собственную роль в судьбе родной республики и достойно, честно ее выполнять.
Баҕарабын түмсүүнү, ситиһиини, дьолу соргуну!
Махтал!
Спасибо вам всем большое за внимание!
Егор Борисов,
глава Республики Саха (Якутия).