Единственный в истории УМГБ ЕАО начальник еврей подполковник Иосиф Фридманович Бранзбург |
|
Несмотря на то, что в 1948 г. СССР первым признал создание государства Израиль, с началом «холодной войны» Сталин во всем стал усматривать угрозу от «происков сионистов». Началом широкомасштабной антиеврейской кампании, которая не могла не затронуть и Еврейскую автономную область, стал разгром Еврейского антифашистского комитета (ЕАК) в Москве и зверское убийство 13 января 1948 г. в Минске на даче наркома госбезопасности Белоруссии Л.Ф. Цанавы руководителя ЕАК Соломона Михоэлса. По всей стране начались массовые аресты деятелей еврейской культуры.
8 февраля 1949 г. Сталин подписал подготовленное председателем правления Союза писателей СССР А. Фадеевым постановление Политбюро ЦК ВКП(б) о роспуске объединений еврейских советских писателей в Москве, Киеве и Минске. За этим последовали аресты ряда еврейских писателей, а также журналистов и редакторов, готовивших материалы для Еврейского антифашистского комитета. По большей части они были обвинены в шпионаже в пользу США, многие расстреляны.
Были закрыты еврейский музей в Вильнюсе, историко-этнографический музей грузинского еврейства в Тбилиси, краеведческий музей в Биробиджане, прекращены передачи Московского радио на идиш. В феврале закрыли Московское государственное еврейское театральное училище, затем ликвидировали все существовавшие в СССР еврейские театры - в Минске, Черновцах, Биробиджане. 1 декабря 1949 г. закрыли последний еврейский театр в Москве.
«Ночью казненных поэтов» называют ночь на 12 августа 1952 г., когда расстреляли 13 руководителей и членов ЕАК. Это были еврейские поэты и писатели: Давид Гофштейн, Лев Квитко, Давид Бергельсон, Перец Маркиш, Вениамин Зускин, Соломон Лозовский и другие. Всего же было арестовано в связи с делом ЕАК более 100 человек, в том числе жена В. Молотова - Полина Жемчужина, на которую собирали компромат еще с 1937 г.
В Еврейской автономной области на состоявшемся 25-26 февраля 1949 г. V пленуме обкома и горкома ВКП(б) отмечалось, что в автономии имеет место «оживление элементов еврейского буржуазного национализма в связи с образованием Государства Израиль. Это требует улучшения дела интернационального воспитания трудящихся, особенно новых переселенцев». Тогда же член Хабаровского крайкома ВКП(б) Карасев представил пленуму нового начальника УМГБ СССР по ЕАО майора М.А. Николенко. До этого на протяжении четырех лет управление возглавлял единственный в его истории начальник-еврей – подполковник Иосиф Фридманович Бранзбург, которого в сентябре 1948 г. перевели в Хабаровск и назначили начальником 4 отдела краевого управления МГБ.
Пленум единодушно избрал Николенко членом бюро обкома и поставил перед ним задачу – провести в ЕАО линию партии в борьбе с «безродными космополитами», вырвать с корнями «еврейский национализм».
В марте 1949 г. в ЕАО прибыла представительная комиссия Хабаровского крайкома партии, которой предстояло найти следы заговора «буржуазных националистов» на территории ЕАО. И она их нашла. Результатом работы комиссии стала докладная записка, которая была направлена на имя секретарей ЦК ВКП(б) Суслова и Пономаренко, а копия – в органы МГБ.
В записке утверждалось, что развитие культуры и хозяйства ЕАО идет неудовлетворительно, а со стороны обкома партии допущены грубые политические ошибки. Первый секретарь обкома А.Н. Бахмутский «… на протяжении ряда лет пропагандировал задачи форсированного развития области и превращения ее в союзную Еврейскую республику, разжигая националистические настроения не только у советских, но и у зарубежных, и в первую очередь у американских евреев».
Бахмутский обвинялся в забвении роли великого русского народа в строительстве Еврейской автономной области. Он якобы желал доказать, что ЕАО строилась, строится и будет построена как республика руками евреев, при этом игнорируя тот факт, что еврейское население области не превышает 18-20%.
Указывалось, что обком ВКП(б) не вел активной борьбы с проявлениями буржуазного национализма, пустил на самотек основные участки идеологической борьбы и даже установил связь с американскими евреями! Речь шла о еврейских детях, оставшихся сиротами во время войны и привезенных в ЕАО из западных регионов страны. Для их поддержки в США обществом «Амбиджан» был организован сбор средств, в результате чего в 1945-1948 гг. в ЕАО поступило подарков на сумму свыше 6 миллионов рублей, главным образом – одежда, обувь и продукты питания. Комиссия сделала вывод: «Если к организованной связи с американскими евреями добавить довольно широко распространенные личные связи отдельных граждан со своими родственниками и знакомыми в США и других странах – станет ясным, какая широкая почва для распространения в ЕАО проамериканских националистических настроений создавались тт. Бахмутским и Левитиным…». Бахмутского и Левитина срочно вызывают в Москву.
Через несколько дней вышло постановление ЦК ВКП(б) от 25 июня 1949 г. «Об ошибках секретаря обкома ВКП(б) ЕАО Хабаровского края Бахмутского и председателя облисполкома Левитина», согласно которому Бахмутский и Левитин были освобождены от своих постов, а затем исключены из партии. Вслед за этим в конце июня 1949 г. Сталин направляет в ЕАО солидную комиссию ЦК, которая подтвердила, что в области существует «националистическая организация», и укоренилась она непосредственно в редакциях газеты «Биробиджанер штерн» и журнала «Биробиджан», в областном радиокомитете, областном краеведческом музее и некоторых других «идеологических» учреждениях. Над многими жителями ЕАО, и в первую очередь над руководителями области, нависли черные тучи…
26 июля 1949 г. состоялась VII областная партийная конференция, на которой был определен курс на начало масштабных репрессий против биробиджанских «космополитов, сионистов и буржуазных националистов». Конференция избрала новый состав обкома ВКП(б) ЕАО, который возглавил П.В. Симонов, ранее работавший инструктором ЦК ВКП(б). Именно он со всей партийной ответственностью выполнит установку ЦК по очищению ЕАО от «заразы буржуазного национализма и космополитизма».
В своем выступлении на конференции начальник УМГБ СССР по ЕАО М.А. Николенко заявил, что вместе с переселенцами из США, Аргентины, Бразилии, Палестины, а также из западных областей и краев России, в ЕАО были завезены чуждые явления и настроения. Свои слова он «проиллюстрировал» несколькими примерами из практики контрразведывательной работы областного управления МГБ, и заверил, что органы госбезопасности и впредь будут вести решительную борьбу по разоблачению «шпионов, террористов, диверсантов-вредителей и всех врагов, кто только будет пытаться вести подрывную работу против дружбы народов, против нашей советской Родины…Нам надо решительно очищать большевистские ряды от всего чуждого, не допуская просачивания в наши ряды врагов».
«Очищение большевистских рядов» началось с работников печати и народного образования ЕАО. В июле-октябре 1949 г. органы МГБ «вскрыли и ликвидировали группу активных еврейских буржуазных националистов» - по двум групповым делам были арестованы 9 человек: писатель и редактор газеты «Биробиджанер штерн» Б.С. Мейлер (Борис Миллер), литсотрудники этой же газеты Г.Б. Рабинков и И.Н. Гольдвассер-Яновский (Эмиот Исроэл), писатель и переводчик областного радиокомитета Б.А. Слуцкий, поэтесса Л.Ш. Вассерман, актер еврейского театра Ф.Л. Аронес, директор педучилища З.Х. Ворсовский, зав. методкабинетом облОНО И.Е. Черняк, а также работник переселенческого отдела облисполкома С.Б. Синявский-Синделевич. Их вражеская деятельность заключалась в том, что они «предоставляли страницы еврейской областной газеты и журнала для опубликования националистических статей и пропагандирования через печать националистических взглядов; протаскивали националистические идеи в своих литературных произведениях и школах; распространяли клеветнические измышления о том, что в Советском Союзе антисемитизм носит государственный характер и поощряется партией и Советским правительством».
31 мая 1950 г. Особое совещание при МГБ СССР по статьям 58-10 ч. 2 и 58-11 УК РСФСР приговорило всех к 10 годам исправительно-трудовых лагерей (кроме З.М. Ворсовского, получившего 8 лет).
В марте-июле 1950 г. арестовали заведующего переселенческим отделом облисполкома А.А. Гершкова, инспектора переселенотдела С.Б. Ликах, инспектора облОНО Я.М. Ясинского-Шарфмана. По утверждению следствия, «будучи еврейскими буржуазными националистами, они занимались антисоветской националистической деятельностью, распространяли клеветнические измышления и провокационные слухи о многочисленных проявлениях антисемитизма в СССР. Заявляли о необходимости построения «еврейской государственности», для чего город Биробиджан должен стать центром сохранения и развития еврейской национальной культуры. С целью практического осуществления этих замыслов стремились создать и воспитать национальные еврейские кадры, для чего специально привезли из детских домов г. Винницы в Биробиджан еврейских детей-сирот и принимали меры к воспитанию их в духе и традициях «еврейской культуры».
В июле и октябре 1950 г. Особое совещание при МГБ СССР приговорило А.А. Гершкова к 20, а Я.М. Ясинского – к 10 годам исправительно-трудовых лагерей. С.Б. Ликах был осужден 31 октября 1950 г. областным судом ЕАО на 10 лет лагерей.
В период с октября 1950 г. по июнь 1951 г. арестовали бывших партийно-советских работников ЕАО: первого секретаря обкома ВКП(б) А.Н. Бахмутского, секретаря обкома по пропаганде З.С. Брохина, председателей облисполкома М.Н. Зильберштейна и М.Е. Левитина, секретаря облисполкома А.М. Рутенберга, а также редактора газеты «Биробиджанская звезда» и члена бюро обкома М.М. Фрадкина, зам. редактора газеты «Биробиджанская звезда» Н.М. Фридмана, редактора альманаха «Биробиджан» Х.И. Мальтинского. Они обвинялись по статьям 58-1а ч. 2, 58-10 и 58-11 УК РСФСР в том, что «будучи врагами ВКП(б) и Советской власти, пробравшись на руководящие посты в партийные и советские органы ЕАО, окружив себя еврейскими буржуазными националистами…, проводили контрреволюционную деятельность, направленную на подрыв существующего в СССР государственного строя…, а также сообщали американцам шпионские сведения об экономическом развитии и культурном строительстве ЕАО».
В декабре 1951 г. следствие, которое велось в хабаровском краевом управлении МГБ, было закончено, и дело направили в МГБ СССР для дальнейшей передачи на судебное рассмотрение.
23 февраля 1952 г. Военная Коллегия Верховного Суда СССР приговорила Брохина и Левитина к 25 годам лишения свободы в исправительно-трудовых лагерях с поражением в избирательных правах на 5 лет и с конфискацией имущества, а Рутенберга, Мальтинского, Фридмана и Фрадкина - к 10 годам лишения свободы в ИТЛ с поражением в избирательных правах на 5 лет и с конфискацией имущества.
Бахмутского и Зильберштейна осудили к высшей мере уголовного наказания с конфискацией имущества. Однако 5 апреля 1952 г. Президиум Верховного Совета СССР помиловал осужденных, заменив расстрел на 25 лет исправительно-трудовых лагерей с поражением в избирательных правах на 5 лет и с конфискацией имущества.
Наряду с «еврейскими буржуазными националистами» в ходе репрессий в эти годы пострадали и некоторые «чекисты» – евреи по национальности. Под различными предлогами они были переведены в другие органы безопасности, либо вовсе уволены со службы. Бывшему начальнику УМГБ по ЕАО И.Ф. Бранзбургу Центральный райком ВКП (б) г. Хабаровска объявил строгий выговор с предупреждением «за политическую близорукость, притупление чекистской бдительности и непринятие мер к разоблачению вражеской деятельности буржуазных националистов в ЕАО».
29 июля 1949 г. Бранзбурга отстранили от должности и отозвали в Москву в распоряжение Управления кадров МГБ СССР в связи с тем, что во время работы в УМГБ по ЕАО ему «… как начальнику УМГБ и члену бюро обкома ВКП(б) ЕАО были известны факты националистических проявлений со стороны отдельных руководящих работников области, однако он не принял мер к их разоблачению, не проявив в этом деле партийной принципиальности и чекистской бдительности, допустил политическую близорукость в разоблачении антисоветского националистического подполья, не сделал правильных политических выводов из проводившейся в области шумихи по возрождению еврейской культуры и государственности, и, оказавшись под влиянием бывшего первого секретаря обкома ВКП(б) Бахмутского, как вдохновителя этих идей, шел у него на поводу…». В декабре 1949 г. его ненадолго назначат заместителем начальника 2-го отдела УМГБ по Читинской области, а в сентябре 1950 г. уволят из органов «за невозможностью дальнейшего использования с передачей на общевоинский учет».
На протяжении нескольких лет шла необъявленная война против евреев, развязанная по инициативе партийного руководства страны. Она сопровождалась необоснованными репрессиями известных деятелей культуры, науки, партийных, советских руководителей и простых граждан еврейской национальности, огульно обвинявшихся во враждебной буржуазно-националистической деятельности. Лишь после смерти Сталина и осуждения «культа личности» на XX съезде партии в 1956 г. большинство невинных жертв тоталитарного режима реабилитируют и вернут им честные имена.
Владимир Журавлев, Биробиджан