Краб в урне. Фото Виктора Гуменюка.
Краб в урне. Фото Виктора Гуменюка.
Такое зрелище можно встретить, наверное, только на Камчатке: изысканный морской деликатес, за который иностранцы готовы платить большие деньги, лежит в городской урне. Кто-то решит: совсем камчатцы заелись, если стали выбрасывать крабов, как сор. Но так ли это?
 
Когда я впервые увидел это фото, решил, что это монтаж или постановочная съемка. Но все взаправду, никакого «Фотошопа». Краб действительно был кем-то брошен в урну. Эту душераздирающую картину случайно запечатлел известный камчатский фотограф Виктор Гуменюк.
 
Виктор Васильевич в журналистике много лет. Заядлый путешественник, который побывал в самых экзотических уголках нашей страны, а уж Камчатку исколесил вдоль и поперек. Он повидал на своем веку много удивительного, но такого удивления, как в этот раз, давно не испытывал.
 
«Это было раннее утро. Я ждал автобус на остановке рядом со зданием УМВД по краю. Краба в урне заметил не сразу. А когда заметил, сначала не поверил глазам, - рассказывает Виктор. - Судя по виду, краб был выловлен всего несколько часов назад. Он бы не успел испортиться. Значит, выбросили его по другой причине».
 
Сделав несколько фото, Виктор сел в подъехавший автобус и покинул «место происшествия». Дальнейшая судьба крабика неизвестна. Почему же он оказался среди окурков и пустых пивных банок?
 
Допустим, кто-то переел крабов и видеть их уже не может. Но зачем выбрасывать? Он мог продать деликатес и неплохо заработать. Цены за килограмм крабовой продукции сейчас такие: мясо - от 900 рублей, фаланги - от 1 250 рублей, клешни - от 500 рублей. Если речь о камчатском крабе, то цены на порядок выше. Но сбыть крабов не так просто.
 
О нюансах крабового рынка на Камчатке мы рассказали в материале «Невидимая клешня рынка». Напомню, что правила рыболовства позволяют гражданам свободно добывать самцов краба всех видов в Восточно-Камчатской, Западно-Камчатской и Камчатско-Курильской подзонах в границах нашего края. Но продавать улов частным лицам запрещено. Все, кто рискнул торговать крабами на улицах или публикует объявления о продаже в интернете, нарушают закон.
 
До недавнего времени правоохранительные органы смотрели на эти факты сквозь пальцы. Однако весной 2016 года ситуация стала меняться: одному из кработорговцев устроили контрольную закупку, в результате в его отношении возбуждено уголовное дело.
 
Но вот в чем вопрос: почему граждане вправе законно ловить краба на Камчатке, а купить их улов законным путем невозможно? В легальном обороте краб доступен по большей части в консервированном виде. А если я хочу купить свежего или живого краба? Если я хочу его сам приготовить?
 
Недавно во Владивостоке пытались провести фестиваль живого камчатского краба с целью привлечь туристов. Еле-еле тернистыми путями наскребли по 21 килограмму живого краба на каждый из 14 ресторанов, принявших участие в фестивале. Вряд ли стоит ждать, что после этого к нам повалят толпы иностранных гурманов.
 
А вот в японском метро есть даже специальные автоматы по продаже краба в живом виде. Потому японцы и занимают одно из первых мест в мире по продолжительности жизни, что могут спокойно купить свежевыловленные морепродукты на каждом углу.
 
Старожилы Петропавловска вспоминают, как в советское время покупали свежих и живых крабов с подошедших к причалу сейнеров по рублю за штуку. А рыночная экономика на этот спрос ответить не может. Нонсенс!
 
Но не рынок виноват, а наше замечательное законодательство. Улов должен пройти столько административных препон, что живым и свежим до прилавка ему не добраться. Поэтому свежевыловленные крабы уходят в тень. Точнее говоря, в теневую экономику, которая задирает цены до «мирового уровня». Будь у рыбаков-частников возможность честно продавать свой улов, то все (в первую очередь потребители) оказались бы в выигрыше. И не пришлось бы кому-то раскидывать излишки улова по городским урнам.
 
Алексей Платонов,
«Рыбак Камчатки», 21.07.16
http://rybak.kam-kray.ru/243-kto-obelsja-krabami.html