87% капитанов заявили, что необходимо строить новый флот, оснащенный современным оборудованием. Фото Сергея Балбашова.
87% капитанов заявили, что необходимо строить новый флот, оснащенный современным оборудованием. Фото Сергея Балбашова.
С флотом надо что-то делать. Удивительное дело - личная заинтересованность! Тротуарная плитка на улицах Москвы меняется чаще, чем трусы у звезды экрана, а российский рыболовецкий флот помнит еще комиссара Берию...
 
Российский рыбопромысловый флот в последние времена славится не грандиозными объемами вылова или экономическими успехами, а рекордными возрастами траулеров, которые до сих пор держатся на плаву благодаря какому-то чуду.
 
По прогнозам экспертов, вылов минтая в 2016 году сократится на 40 тысяч тонн по сравнению с 2015 годом. Далее динамика ещё более удручающая: в 2017 - минус 44 тысячи тонн, 2018 - уже минус 107 тысяч тонн. Так к 2025 году, если глобально не обновить флот, промысловая мощность вылова минтая упадет до 609 тысяч тонн, при том, что в 2015 году она составила 1424 тысячи тонн.
 
Самое распространённое в Дальневосточном бассейне крупнотоннажное судно - это большой автономный траулер морозильный (БАТМ) типа «Пулковский меридиан». Длинна такого судна - 103,7 метра, водоизмещение 5720 тонн, а грузоподъемность - 1364 тонны. Во флоте «Меридианов» числится 44 единицы, а их средний возраст - 28 лет. Уже в 2018 году будут списаны первые пять таких супертраулеров, а к 2025 их останется всего 19.
 
В Советском союзе был чётко установлен срок эксплуатации судов. При достижении 25-летнего возраста, корабль списывали и заменяли новым. Сейчас же, обязательного предельного срока эксплуатации судов нет. Из 639 судов Дальневосточного бассейна, по данным ВЦИОМ, 80% - старше 20 лет. 37-летние 100-метровые БМРТ «Прометей» ещё бороздят моря, рассыпаясь на ходу. Правда к 2020 году их всё-таки спишут, но встаёт вопрос, чем их заменят, и не утонут ли они, не дождавшись списания.
 
В 2015 году ВЦИОМ провел опрос, в котором респондентами выступили 60 капитанов крупнотоннажных рыбодобывающих судов. Также были опрошены представители рыбопромышленного бизнеса представители судостроительной отрасли, федеральные чиновники и межотраслевые эксперты в области рыболовства.
 
Так вот, подавляющее большинство капитанов оценили состояние своих судов как среднее, плохое или очень плохое. Только 13% назвали свои суда хорошими и лишь 2% отличными. Из 49% моряков, оценивших состояние судов как среднее, многие отвешивали такие комментарии, как «все гнилое, всё течёт», «дизельный генератор устарел - мощности не хватает», или «хотели сдать на металл», но одумались - плавает ведь, и тому подобные.
 
Также, рыбная отрасль испытывает дефицит кадров. На новых судах, как правило, собирается более профессиональная и молодая команда. Конечно - на новых судах лучшие условия, повышенная безопасность, да и, благодаря повышенной производительности - зарплаты выше. А после крушения траулера «Дальний Восток» 2 апреля 2015 года, на котором погибли 62 человека, желания плавать на ржавых посудинах не прибавилось.
 
87% капитанов заявили, что необходимо строить новый флот, оснащенный современным оборудованием. При этом никто не видит смысла модернизировать старые суда, ведь с износом металла бороться бесполезно. Также, многие сетуют на дороговизну нового флота и на бездействие государства, которое могло бы предоставить некие льготные варианты.
 
В настоящее время на рассмотрении в Государственной думе находится законопроект «О внесении изменений в федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов». Основной идеей законопроекта является введение инвестиционных квот, то есть квоты собираются перераспределить, выделив 20% под судостроение и развитие переработки рыбы. Эти поправки обсуждаются уже полтора года, а флот, тем временем, приходит в полную негодность.
 
«Из-за того, что мы так долго занимаемся этим вопросом, мы упустили полтора года того времени, когда могло происходить строительство и закупка судов, - заявляет управляющий группой компаний «Доброфлот» Александр Ефремов. - А эти полтора-два года - это то время, когда происходит перелом и выбытие флота. У нас флот устарел, основной пик строительства флота приходился на 1984-86 года. Расчетный срок эксплуатации этих судов - 30 лет. Уже второй или третий год идет максимальное выбытие флота на Дальнем Востоке, а мы тем временем занимаемся выбором принципов стимулирования».
 
Если не исправить сложившуюся ситуацию, не принять меры, ловить рыбу будет некому и нечем. У населения снизится душевое потребление рыбы, йод, фосфор и Омега-3 перестанут поступать в достаточном количестве в человеческие организмы, и мозги у народа отключатся… Удобно!
 
Макс Фишман