Возможен ли рост благосостояния комсомольчан без современного аэропорта?
Возможен ли рост благосостояния комсомольчан без современного аэропорта?
Старт ТОСЭР в индустриальном центре ДФО нацелил власти всех уровней на более динамичное развитие транспортной инфраструктуры. Под особым контролем губернатора Хабаровского края ситуация в аэропорту индустриального центра, где вместе с пассажиропотоком растут основные показатели авиапредприятия.
 
Только будущее перспективного аэродрома «Хурба» проглядывается пока с трудом из-за густого тумана межведомственной неразберихи.
 
В ожидании генеральского росчерка
 
Выполняя поручения Владимира Путина к авиаперевозчикам России, ОАО «Комсомольский-на-Амуре аэропорт» наращивает обороты. Правительственные эксперты в самый разгар летних отпусков вновь констатируют существенный рост его финансово-хозяйственной деятельности.
 
Предприятие под руководством Леонида Гамея впервые с начала века получило прибыль от основной деятельности, а в первых кварталах 2015-го его убытки почти в 8 раз меньше чем за аналогичный отчетный период прошлого года.
 
Действительно, сравнительная статистика демонстрирует очевидный успех аэропортового комплекса «Хурба», изыскавшего внутренние резервы для сокращения расходов и добившегося в непростых экономических условиях повышения производительности труда сверх плана. Только за первое полугодие перевезено 16 315 пассажиров, выполнено 169 регулярных рейсов - в 9,4 раз больше чем в 2014 году.
 
Бесперебойный мост «Комсомольск-Москва» усилен дополнительными контрактами с ведущими аэроперевозчиками России. Географию полетов через город Юности дополнил маршрут «Хабаровских авиалиний», обеспечивший воздушную связь Амурской низовки с краевой столицей.
 
Привлечение авиакомпании «Русская Арктика» открыло новые перспективы северного завоза из Комсомольска в самые отдаленные точки ДФО. Введение в эксплуатацию нового оборудования улучшило качество обслуживания грузовых перевозок на борту крылатых тяжеловесов АН-12.
 
По убеждению первых лиц Хабаровского края в аэропорту индустриального центра можно прогнозировать более мощный скачок показателей, если бы его не одолевали хронические проблемы бюрократического характера, а гарантированная государством поддержка стала бы явью. Распоряжение, подписанное прошлым летом Дмитрием Медведевым, казалось бы, дает авиатерминалу реальный импульс. Ведь внесение «Хурбы» в федеральный перечень аэродромов совместного базирования позволяет раз и навсегда урегулировать отношения с представителями Министерства Обороны, в ведение которых передана взлетно-посадочная полоса (ВПП).
 
- Руководство аэропорта начало эффективную работу над соответствующим договором сразу после подписания распоряжения Правительства РФ, - напоминает Леонид Гамей . - В итоге обоснованы объекты совместной эксплуатации, разработана технология взаимодействия. Подписанный с нашей стороны документ уже согласован со старшим авиационным начальником воинской части и территориальным управлением имущества МО РФ. Но воз и ныне там. Представители Минобороны всячески уклоняются от окончательного утверждения договора.
 
Увы, соответствующее соглашение, способное прекратить многолетнюю неразбериху на территории государственного стратегического объекта, так и остается в стадии проекта, уже более года ожидающего согласования с военным командованием. Документ, определяющий судьбу воздушных ворот Комсомольска, судя по всему, застрял в высоких армейских инстанциях без каких-либо объяснений и комментариев.
 
Если подрезать крылья ТОСЭР...
 
Между тем, источники в штабах ВВС не исключают наихудший для Комсомольского аэропорта сценарий: в обозримом будущем может поступить приказ о закрытии аэродрома Минобороны на ремонт. Тогда все планы гражданского авиапредприятия и его компаньонов «нежданно» обрушатся вместе с чаяниями сотен тысяч потенциальных пассажиров. Крепко задумаются и деловые партнеры промышленной кузницы Приамурья. Мягко приземлиться рядом с площадкой ТОСЭР будет проблематично.
 
Снять с повестки дня наболевшую проблему могло бы строительство дополнительной взлетно-посадочной полосы на аэродроме Хурбы. Но этот проект как-то незаметно угас, хотя дорогостоящие изыскательские работы по заказу профильного министерства были в свое время проведены. Выделение финансирования на создание современной ВПП могло бы сдвинуть с мертвой точки целый пласт проблем, но пока ни один из опрошенных чиновников в сфере воздушного транспорта не берет на себя ответственность официально предсказывать развитие ситуации.
 
Прогнозируемое закрытие аэродрома никак не совпадает с курсом ТОСЭР. Тем более, распоряжение Правительства РФ № 945-р о совместном базировании в Хурбе гражданских и военных авиаторов фактически обеспечило гарантии крупным авиакомпаниям, не желавшим до прошлого года крепко связываться с аэропортом города Юности, прежде всего, из-за неопределенного статуса его аэродрома.
 
Кроме того, отсутствие подписи со стороны Минобороны в договоре о продуктивном соседстве штатских и армейских структур в Хурбе не дает включить ОАО «Комсомольский-на-Амуре аэропорт» в реестр получателей субсидий для эксплуатантов аэродромов, находящихся в федеральной собственности в Северных районах и приравненных к ним местностях. Ключевое авиапредприятие Приамурья лишается в итоге многомиллионных госинвестиций, способных в корне преобразить облик аэропорта.
 
Впрочем, не только перечисленные выше факты стали в июле 2015 года поводом для особо актуального обращения Вячеслава Шпорта к министру транспорта РФ Максиму Соколову и полпреду Юрию Трутневу.
 
- Пассажиропоток в аэропорту Комсомольска-на-Амуре за последние 5 лет увеличился более чем в 2 раза, почти в 6 раз увеличилась перевозка грузов, - констатирует глава региона. - В целях развития региональных перевозок маршруты «Комсомольск-на-Амуре - Южно-Сахалинск» и «Комсомольск-на-Амуре - Владивосток» включены в перечень маршрутов, субсидируемых из федерального бюджета. Кроме того, в Комсомольске создается ТОСЭР, где аэропорт будет являться важнейшим транспортным мостом между регионами, что увеличит спрос на воздушные перевозки.
 
Минтрансом России подготовлен проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений в федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России (2010- 2020 годы), предусматривающий исключение из программы «Реконструкцию инженерных сооружений аэропортового комплекса «Хурба».
 
- В связи с особой значимостью аэропорта для развития Хабаровского края и Дальнего Востока, прошу не исключать мероприятия по реконструкции инженерных сооружений аэропортового комплекса «Хурба» из федеральной целевой программы, - добавил Вячеслав Шпорт.
 
Будильник для надзора
 
Потенциальную бизнес-активность ОАО «Комсомольский-на-Амуре аэропорт», как убеждают журналиста юридические документы и судебные решения, стопорят не только неувязки министерского уровня. Хронология тотального контроля за деятельностью этого предприятия напрямую ассоциируется с известным наказом первых лиц государства: «Пора прекращать морщить бизнес».
 
Действия многочисленных надзорных органов, щедро выписывающих штрафы по поводу и без, вряд ли отвечают политике страны по созданию благоприятной среды предпринимательству.
 
Как быть, если у предприятия, переживающего не самые лучшие времена, нет пока возможности приобретать дорогостоящие инновации, тем более, что законодательство не обязывает строжайшим образом этого делать? По мнению дирекции, нет повода терзать строго фиксированный бюджет компании штрафными санкциями, скажем, из-за уровня расположения кнопки экстренного вызова, если до нее не способен сходу дотянуться гражданин в инвалидном кресле.
 
Ответственные лица аэропорта, общаясь намедни с репортером, единодушны: «Нам, как правило, достаточно просто сделать замечание … и только по необходимости. Будем благодарны каждой полезной подсказке инспектора и сразу же отреагируем на любое замечание. Но в интересах ли государства давить предприятие шеренгами проверяющих, штрафами и беспочвенными претензиями…»?
 
Однако чиновничий прессинг, по словам руководства аэропорта, продолжается. Беспрерывные плановые и внеплановые проверки перерастают в вязкие судебные процессы, причем не в пользу надзорных органов. Подтверждение тому - решение судьи М. А. Фетисовой, сполна удовлетворившей жалобу директора Л. А. Гамея, оспорившего постановление об административном нарушении, возникшем в ходе очередной прокурорской проверки, подытоженной госинспектором Ространснадзора без законных оснований.
 
Впрочем, в начале августа 2015 года всем территориальным надзорным органам в сфере транспорта поневоле придется переключить свою служебную бдительность на действительно аховую ситуацию вокруг трассы «Хабаровск-Комсомольск».
 
Сопряженную со смертельными рисками деятельность дорожников и междугородних перевозчиков уже не раз анализировал в краевых СМИ автор материала. Однако ни прокуроры, ни расшатанный на корню Крайуправтодор, ни хозяева печально известных автобусных парков никак не реагировали на тревожные публикации.
 
В итоге безнадзорный петух клюет самые тонкие места ключевой трассы 27 региона, унеся жизни и здоровье десятков людей. Среди пассажиров, погибших и покалеченных при трагическом ДТП на «слепом участке» шоссе у озера Гасси, как известно, были и семьи, добиравшиеся к родному дому со стороны аэропорта краевой столицы. Навстречу им неслись на погибель жители северных территорий края.
 
Комсомольчане и жители окрестных районов вынуждены по различным причинам добираться к трапу самолета на перекладных в Хабаровск. А этот путь, как известно, не менее рискован и уж точно более утомителен, чем сам перелет с Дальнего Востока в Москву. Тут уж прелести летнего отпуска невольно меркнут, перспективы индустриального туризма размываются, исподволь слабнут деловые связи с Комсомольском.
 
Возможно ли вообще развитие крупнейшего промышленного и оборонного центра страны без реального развития собственного современного аэропорта? Дождемся ли искренней улыбки резидентов ТОР, торящих путь к индустриальному центру по ухабам, а не по скоростному автобану. В древних плавсредствах к запущенному речному вокзалу, а не в быстроходных комфортных теплоходах к светлому причалу. По старым плитам военной ВПП, а не через авиатерминал ХХI века?
 
Юрий Ковалев
(фото автора)
«Приамурские ведомости», 11.08.15
http://www.priamurka.ru/society/6209/