Сегодня 20 частей Дальневосточного военного округа полностью сформированы из военнослужащих-контрактников. О том, в каких условиях служат сейчас на Дальнем Востоке и какой в итоге реформ должна стать российская армия, размышляет накануне Дня защитника Отечества командующий войсками ДВО Герой России генерал-полковник Владимир Булгаков.

 

Российская газета | Владимир Васильевич, вам вверен один из самых крупных военных округов страны, в чем его особенности?

Владимир Булгаков | Дальневосточный военный округ прикрывает четыре часовых пояса и три климатических, от Курильской гряды на востоке и до станции Ерофей Павлович на западе, это около трех с половиной тысяч километров, и на четыре тысячи километров от северной границы России до границы Амурской области на юге. Его площадь — 6,2 миллиона квадратных километров. Он граничит с четырьмя государствами. Протяженность сухопутных рубежей — четыре тысячи километров, из них всего 16 километров — с КНДР, остальное — с Китаем. По морю округ граничит с Японией, это около девяти тысяч километров, и с США, протяженность этой границы — больше четырех тысяч километров. Исходя из своеобразия региона подобран состав войск округа боевого, технического и тылового обеспечения. В нем представлены все рода войск — разумеется, сухопутные, матушка-пехота, ракетные войска и артиллерия, войска ПВО, мотострелковые и танковые войска.

 

РГ | Наш читатель, кстати, бывший танкист, ветеран Великой Отечественной войны Анатолий Моисеевич Чуркин из Магадана спрашивает: «Я очень переживаю, сумеем ли мы удержать на нужном уровне боеспособность наших войск, особенно технических, после того, как солдаты-срочники начнут служить только год. Успеют ли их подготовить?»

Булгаков | Такой проблемы нет. Военной специальности и раньше, и сейчас рядовых в учебных центрах обучают полгода. Программы менять не стали. Другое дело, что возрастет нагрузка на те войска, куда новобранцы прибудут после «учебки». Определенные трудности в совершенствовании овладения техникой будут, тут, конечно, все зависит от того, как сработают офицеры на уровне подразделений. Конечно, одновременно государство должно обеспечить систему допризывной подготовки молодежи, многое предстоит сделать Российской оборонной спортивно-технической организации — РОСТО, наследнице системы ДОСААФ.

 

РГ | Владимир Васильевич, нарисуйте, пожалуйста, портрет современного воина-дальневосточника.

Булгаков | Он опытен, выполнял боевые задачи в Северо-Кавказском регионе, и молод. Боец-срочник — конечно, 18-летний парень, офицеру менее 35 лет, служащему по контракту около 25.

 

РГ | А как идет передача боевого опыта?

Булгаков | В этом, как и во всем процессе создания преимущественно контрактной армии, трудно переоценить роль профессионального сержантского ядра. За формирование сержантского корпуса в Вооруженных силах сейчас взялись всерьез, но проблем у нас по-прежнему немало. Они связаны и с тем, что в мирное время многие офицеры вместо того, чтобы настойчиво учить младших командиров, привыкли их подменять. Плохая черта! В боевых условиях совсем иначе. Там сегодня воюют не только батальонами и ротами, но и отделениями, боевыми двойками, тройками. Каждого командира отделения, каждого сержанта в бою подменять просто невозможно. А значит, подбором, обучением, закалкой сержантов нужно заниматься постоянно. Кстати сказать, именно в Чечне и выковался тип настоящего сержанта, профессионала не по формальному статусу, а по сути. Всю полноту ответственности брали на себя 19-20-летние парни, были среди них и срочники, и контрактники.

 

РГ | В соответствии с Федеральной целевой программой на контрактный принцип комплектования должны перейти части постоянной боевой готовности. Как идет этот процесс в округе?

Булгаков | Выполнение программ по переводу соединений и частей на контрактный способ комплектования в округе завершено, 20 дальневосточных частей состоят полностью из контрактников, это мотострелковые и артиллерийские части. Вообще-то я считаю, что деление офицерского состава армии на контрактников и неконтрактников неверно, ведь все молодые офицеры, заканчивая военные учебные заведения, подписывают свой первый контракт сроком на пять лет, так что все офицеры — стопроцентные контрактники. Но будем придерживаться устоявшегося значения этого слова.

 

РГ | Много ли женщин среди контрактников?

Булгаков | Совсем небольшой процент, раньше было больше. Сокращено количество воинских специальностей, где должности могут занимать представительницы прекрасного пола. Сейчас они служат в тылу — связистками, поварами, медработниками, в инженерных и химических войсках.

 

РГ | Еще один вопрос от читателя. Игорь Пуртов из Комсомольска-на-Амуре намерен стать контрактником и спрашивает, будет ли он иметь право на приобретение жилья по накопительно-ипотечной схеме.

Булгаков | В перспективе профессионалы получат право приобретения жилья по этой системе. Сейчас же на очереди стоит создание фонда служебного жилья для младших командиров и семейных военнослужащих, проходящих службу по контракту в военных городках. К примеру, год назад, когда один из мотострелковых полков постоянной готовности закончил переход на контрактную систему комплектования, ровно через месяц для него в одном из микрорайонов Хабаровска открылся комплекс из трех общежитий для военнослужащих. Каждое общежитие рассчитано почти на 500 человек. Здания созданы с использованием современных материалов по типовым проектам и как нельзя лучше отвечают требованиям сурового дальневосточного климата. Для проживания военнослужащих оборудованы комфортные кубрики, предусмотрены все необходимые помещения вплоть до комнат досуга и укомплектованных современными тренажерами спортзалов. В прошлом году здесь было закончено строительство учебного корпуса, а в 2008 году намечено создание спортивно-оздоровительного комплекса с бассейном, который позволит организовать досуг военнослужащих и членов их семей. Поскольку данный военный городок находится в черте города, проблем с устройством детей в детский сад или среднюю школу не будет.

 

РГ | Это не единственный пример?

Булгаков | Нет. В минувшем году в Дальневосточном военном округе закончилось обустройство еще двух частей постоянной готовности. Задача по созданию инфраструктуры военных городков в соответствии с новыми стандартами является в округе одной из главенствующих.

 

РГ | Как обстоит дело с жильем для офицеров, для тех, кто увольняется в запас?

Булгаков | Примерно четверть наших офицеров нуждается в получении жилья или улучшении жилищных условий. Президент поставил перед нами задачу — полностью обеспечить жильем офицеров, несущих службу, до 1010 года, а тех, кто уволился или увольняется в запас, — до 1012 года. Для выполнения этого объединяются две жилищные программы — федеральная и ведомственная. Так, мы провели опрос среди офицеров, которые уходят в запас, чтобы узнать, где бы они хотели жить после завершения службы. Ведь как получается — уволившись, офицеры с семьями продолжают жить в гарнизонах, и тем, кто заступил на их место, некуда заселяться. Выяснилось, что на Дальнем Востоке отставники отдают предпочтение трем городам — Хабаровску, Благовещенску и Уссурийску.

 

РГ | И как вы отреагировали на результаты анкетирования?

Булгаков | Мы начали ввод жилья именно в этих городах. В прошлом году в Хабаровском гарнизоне сданы в эксплуатацию четыре многоэтажных дома почти для 400 семей военнослужащих. Один из них построен в будущем жилом квартале на территории военного городка — в перспективе здесь планируется возвести микрорайон из пяти современных десятиэтажек, рассчитанный на 593 квартиры. Еще четыре дома заложены в Уссурийске и Благовещенске.

 

РГ | Похоже, оснований для оптимизма вполне хватает. Какой, в этом свете, вы видите российскую армию в будущем?

Булгаков | Сильной, могучей, высокооснащенной.

 

РГ | И последний вопрос, Владимир Васильевич. Что бы вы хотели пожелать нашим воинам в канун Дня защитника Отечества?

Булгаков | Желаю всем крепкого здоровья, воинской удачи, счастья для близких. Тем, кто несет срочную службу, желаю вернуться домой сильными и веселыми, а офицерам — успеха в их нелегкой работе.

 

Беседовала Нина Доронина,

«Российская газета», № 39

Нажмите, чтобы увеличить

------

Полет над побережьем ДВ

Полет над Хабаровском

См. также Самое главное для командира

Прощание командующего КДВО

Дальневосточный, как прежде, прочный, но…

Генерал Чечеватов и коррупция в армии.