Необычное дело рассмотрел вчера Хабаровский гарнизонный военный суд: он признал краевого военкома генерал-майора Александра Бондаренко виновным в совершении насильственных действий над коллегой по службе и приговорил его к штрафу в 20 тысяч рублей.

 

Генерал-майор, как явствует из дела, в состоянии весьма ощутимого алкогольного опьянения явился вечером на краевой сборный пункт и, прервав доклад дежурного офицера Евгения Шевчука, завел с ним «шутливый разговор о службе в армии» - в нецензурных выражениях. Потом ударил его в пах рукой, а затем сжал пальцы... Ну вы понимаете где...

 

По отзывам сослуживцев, Евгений Шевчук более 20 лет служит в Вооруженных силах, отец двух дочерей, занимающихся каратэ, добропорядочный муж. В тот момент, ощутив сильную боль, а главное - унижение своего достоинства на глазах младших офицеров, пострадавший подполковник впервые в армейской биографии решил восстать против старшего командира.

 

Он не стал делать из случившегося секрета и обратился в правоохранительные органы. Как и ожидалось, не везде его поняли. Например, в прокуратуре и Следственном комитете офицеру порекомендовали не шуметь. Лишь в гарнизонном суде делу дали ход. Кстати, после случившегося с Шевчуком понявший странность своей выходки генерал предлагал ему этот эпизод забыть - даже не извинившись. А на суде уверял, что просто толкнул истца. А тот, дескать, мстит ему за непредоставление квартиры.

 

Недобрую службу генералу сослужили камеры видеонаблюдения, установленные в военкомате: в суд были представлены снятые с компьютера доказательства нелепой прихоти генерала. Факт причинения боли подтвердили и показания военнослужащих - очевидцев, находившихся в тот злополучный момент неподалеку и наблюдавших монолог на матах и неприглядную «историю с гениталиями», - они видели, как от боли дежурный офицер отпрянул назад.

 

В итоге генерал Бондаренко был признан виновным по ч. 1 статьи 116 УК РФ - за совершение насильственных действий и приговорен к штрафу в сумме 20 тысяч рублей.

 

Вчера, после оглашения решения суда, подполковник Евгений Шевчук, не постеснявшийся огласить эту историю, находился на службе.

 

- Служу, как и прежде, - ответил он на наш звонок. - До суда давление начальства, конечно, было: например, мне ставили задачи с невыполнимыми сроками, ставили новые нормативы, чтобы поймать на невыполнении. Откровенно говоря, я думал, суд встанет на сторону генерала. Сослуживцы все правильно понимают, встретили меня рукопожатиями.

 

Ну не везет хабаровскому краевому военкомату - начальник отдела призыва Басловяк (см. Цена полковникам...) погорел на взятках, а предшественник нынешнего военкома Евгений Феоктистов (см. Бывший военком Хабаровского края Евгений Феоктистов получил шесть лет условно) на том, что направлял солдат на строительство своего частного дома и куда-то дел более одного миллиона рублей, выделенных для проведения учебных сборов.

 

---------------------

Комментарий

 

В министерстве обороны о выходке Бондаренко знают и поведение генерала оценивают крайне негативно. «Такие люди позорят армию и свое высокое звание», - сказал корреспонденту «РГ» один из офицеров Генштаба. Но это вовсе не значит, что облвоенкома уже завтра с позором выгонят из Вооруженных сил.

 

Новое Положение о военных комиссариатах, принятое в прошлом году, возложило руководство военно-призывными структурами на командующих округами. Если комиссар или другой офицер военкомата серьезно проштрафился и на него заведено уголовное дело, командующий имеет право временно отстранить его от должности. Однако окончательную судьбу провинившегося можно решать только после вынесения обвинительного приговора. Правда, и здесь имеются юридические тонкости. Ни в одном армейском документе нет прямого указания: увольнять ли человека, если он был осужден за какое-то преступление. Конечно, от таких людей стараются избавляться, но официальной причиной для отставки, как правило, становится несоблюдение условий контракта. Понятие это достаточно широкое, и у провинившегося всегда есть зацепка для опротестования такого решения в суде. Словом, выгнать из армии негодяя у нас не так-то просто.

Тем не менее в Генштабе уверены, что со службой Бондаренко в любом случае придется проститься. «Нам преступники в комиссариатах не нужны, да и гражданские власти после столь громкого скандала вряд ли захотят дальше работать с этим человеком», - сказал корреспонденту «РГ» высокопоставленный офицер минобороны.

 

Ирина Степура, Хабаровск,

«Российская газета», 03.07.08