Он откликнулся на мою публикацию об управкомпании из Хабаровска, которая заменила металлические трубы на полимерные, оказавшиеся бракованными. Новые трубы разрывала горячая вода, заливая квартиры и этажи («Халтура городского масштаба», «Приамурские ведомости», 15 февраля 2013г., «Дебри-ДВ», 18 февраля 2013г.).
 
«Э-э, ребята! Не ищите правды там, где ее нет! - съехидничал в сети Виктор Киселев. - Кем работает человек, разваливший ванинское жилищно-коммунальное хозяйство? Министром ЖКХ Хабаровского края! Совместно с руководителем РЖЭП они уничтожили муниципальное предприятие… »
 
В Интернете я нашел другие комментарии, однако подписаны они были никами или псевдонимами. А Виктор Киселев - реальный человек. Как подсказали ванинские знакомые, он работал в местном профессиональном училище до его ликвидации, после чего устроился электриком в управкомпанию. В депутаты не стремился, в партиях не состоял.
 
Министр жилищно-коммунального хозяйства края А.А. Литвинчук в 2005-2008 годах был заместителем главы Ванинского района, но означает ли это, что он развалил РЖЭП - ремонтное жилищно-эксплуатационное предприятие? На смену муниципальным структурам, обслуживавшим жилфонд, повсеместно пришли частные управкомпании. Этот процесс стимулировался на федеральном уровне: средства на ремонт жилья из Фонда реформирования ЖКХ получали исключительно частные фирмы. Так, в Советско-Гаванском районе при содействии Фонда удалось отремонтировать многоквартирные дома в селе Гатка, поселке Лососина и непосредственно в городе. В Ванинском районе - лишь в поселке Токи. Вывод напрашивается сам: ванинцы не получили миллионы рублей из-за игнорирования новых форм обслуживания жилфонда. Вряд ли РЖЭП, который был в долгах как в шелках, представлял собой пример образцового хозяйствования.
 
Признаюсь, Киселев откликался и на другие мои публикации, неизменно критикуя Литвинчука. Но разве за деятельность управкомпаний отвечает министр регионального правительства? Как вытекает из разграничения полномочий между уровнями власти, за жилфонд и, в частности, работу управкомпаний в ответе глава поселения. Однако в многочисленных киселевских репликах в Интернете глава поселка Ванино с 2005 года М.З. Губайдулин почти не упоминается.
 
Самому активному ванинскому интернетчику я отправил письмо с предложением организовать в доме, в котором он квартирует, если не товарищество собственников жилья, то управкомпанию, чтобы не на словах, а на деле отстаивать интересы народа. Именно так поступил в Хабаровске специалист с опытом, и панельная девятиэтажка, которую обслуживает созданная им управкомпания, не только избавила дом от текущей кровли и нечистот в подвале. Дисциплинированные плательщики за жилищно-коммунальные услуги поощряются льготами и подарками, что не позволяют себе куда более состоятельные управкомпании.
 
«То, что вы советуете, интересно, но я, понимаете, государственник, а не частник по своему ощущению, - отвечал мне Киселев. - Вы хотите, чтобы я организовал еще один комплект столов для себя, бухгалтера, диспетчера, мастера и т.д.?.. По мне лучше муниципальной управляющей компании, подчиненной власти и контролируемой ею, ничего нет».
 
В нашу переписку вклинился активный интернет-пользователь, который подписывается ником simply. «Михаилу Карпачу. Починить розетку сможет всякий, но не всякий способен острить, как Виктор Киселев. Сеть не должна пустеть».
 
Как мне представляется, simply попал в десятку: острить в сети предпочтительней, нежели делать конкретное дело. Государственников и частников, жителей глубинки и больших городов, школьников и пенсионеров, которые часами просиживают в Интернете, ресурс «Луркоморье» называет хомячками.
 
Хомячки прыгают в комментариях, выражают свое мнение по поводу различных событий, показушно рвут и мечут. В характере хомячков - установка на собственную уникальность и отличие от окружающих.
 
Когда в Ванинском районе началась кампания по выборам главы, местными пользователями сети была предложена неожиданная кандидатура. Это человек с практикой работы в администрации района и правительстве края, интеллигентный, способный консолидировать местное сообщество. Словом, Литвинчук. Да-да, тот самый, которого Киселев неизменно критиковал.
 
Можно согласиться с «Луркоморьем», полагающим, что хомячки демонстрируют позицию, которая не поддерживается большинством. Но мне выбор представителей ванинского интернет-сообщества показался удачным, хотя на их мнения о Литвинчуке как оптимальном кандидате для консолидации территории внимания не обратили. Обилие негатива из Ванино на сайтах, сетевые дискуссии, переходящие в ругань, наконец, монолог редактора газеты с побережья на пресс-конференции в Москве подтверждают: после осенних выборов район охвачен новым витком противостояния.
 
Дворовая заповедь
 
Представилась командировка в Ванино, и в первый же день я позвонил Киселеву. Встретились мы в его квартире в пятиэтажке, примыкающей к главной площади райцентра. Первое впечатление: немолод, но энергичен, всегда имел собственное мнение по насущным вопросам, однако востребовано оно, как я понимаю, не было. Над его бдениями в Интернете подтрунивает супруга, которая не скрывала от меня, что двери гаража она открывает чаще, чем любящий муж.
 
Сам Виктор Юрьевич признался, что воспитан двором, где драки происходили регулярно. «Лучше получи в морду, но не трусь», - напомнил он дворовую заповедь, которой остался верен всю жизнь.
 
Борьбу за справедливость Киселев начал в мостоотряде, куда был направлен после техникума. В столице в Орликовом переулке, где располагались союзные министерства, он был принят министром.
 
- Пожал руку, выслушал, поручил разобраться, - рассказывал мне Виктор Юрьевич. - Без письменного заявления и предварительной записи…
 
В знак протеста против свободного ценообразования, веденного российским правительством, Киселев перевел обесценившийся рубль в Москву на имя Б.Н. Ельцина. Реакция последовала: получил перевод на 79 копеек - надо полагать, тот же рубль за вычетом почтовых расходов.
 
Недавно получил на орехи президент Беларуси, в которой Виктору Юрьевич довелось побывать. Правда, его критика главы района у местного интернет-сообщества вызвала по меньшей мере непонимание. В вину Н.С. Ожаровскому поставлено отсутствие телефонного справочника района.
 
- Есть же федеральный закон «О защите персональных данных», который гарантирует неприкосновенность частной жизни, - привел я аргумент пользователя сети, выступающего под ником Ванинец.
 
- Если бы Невельской руководствовался инструкциями, он бы не открыл устье Амура и Амурский лиман. Геннадий Иванович пренебрег бумагами и совершил выдающееся географическое открытие, - парировал Киселев.
 
Но ведь от такой интерпретации свершений полуторавековой давности прямая дорожка на Майдан к насильственному свержению власти!.. Впрочем, недовольство Виктора Юрьевича отчасти объяснимо: на телефон квартиры, где он живет не первый год, звонят из школ и детсадов Высокогорного, других удаленных от райцентра поселков. Может, не телефонный справочник требуется, а бумага с изменившимися номерами телефонов, разосланная районным управлением образования в подведомственные учреждения?
 
Характеристика в стиле хип-хоп
 
В конце марта возбуждено уголовное дело по факту невыплат работникам предприятия «Аркаим». Интернет-сообщество Ванинского района можно поздравить: оно добивалось этого не один год. Были красноречивые признания в сети, протестное прекращение работы, пикеты и митинги, однако в государственных структурах предпочитали озвучивать проблемы лесной отрасли в целом, не отвечая на конкретные вопросы, которые будоражат Интернет. Как оплачивать услуги жилкомхоза, банковские кредиты, платное обучение детей в вузах, когда вместо полноценной зарплаты выдают на руки в лучшем случае авансы?
 
Последние решения федерального правительства в ЖКХ, в частности, создание муниципального жилищного контроля и лицензирование управкомпаний, подтверждают, что допущенный в эту сферу бизнес если в чем-то преуспел, так это в приписках и непрофессионализме. В общем, не так уж не прав Киселев, полагающий, что управкомпании должны контролироваться муниципальной властью.
 
Вряд ли потеряла актуальность другая вынесенная им в Интернет тема. Почему частник в ЖКХ - прогресс, а муниципальное предприятие - вчерашний день, с которым надо скорей покончить? Если Россия во внешней политике теперь на Запад не равняется, если «Газпром» ведет дело вопреки желаниям европейских чиновников, к чему тогда приверженность либерализму на региональном и муниципальном уровне? Гайдаровские наследники в московских кабинетах не желают вступать в дискуссию ни с Киселевым, ни с другими интернетчиками, которые полагают, что не форма собственности, а уровень руководства формирует успех финансово-хозяйственной деятельности.
 
Известный хабаровский блоггер Александр Симонцев убежден: власть призвана не только откликаться на высказывания в сети, но и оперативно на них реагировать.
 
- Есть люди, которые благодаря Интернету сами по себе стали СМИ. Конечно, они могут ошибаться, но в любом случае их читают, с ними вступают в дискуссии, - говорит Симонцев, между прочим, посол живого журнала или просто ЖЖ - популярного в Интернете сервиса онлайн-дневников.
 
Среди 6,5 миллиона жителей Дальнего Востока более половины не только имеет доступ в сеть, но и высказывается в сети. В Хабаровском крае порядка трех тысяч человек ведут свой блог, размещая в нем записи. Хотя большую часть рождаемого в крае сетевого продукта, который включает в себя не только тексты, создают порядка тридцати человек.
 
Как я понимаю, Киселев в эту статистику не входит, как Карлос, Гость, Николай Филатенков, другие борцы за справедливость с никами и без оных. Виктор Юрьевич игнорирует Живой журнал, не располагает персональным сайтом, не контачит «ВКонтакте». Он реализует себя в откликах на журналистские публикации, и в этих коротких текстовках он и аналитик, и мемуарист, и мастер слова. Хотя это мое сугубо личное мнение, и я знаю ванинцев, которые склонны считать Киселева сумасшедшим.
 
Впрочем, сумасшедшими считали и князя Мышкина из романа Достоевского, и Виктора Зилова из пьесы «Утиная охота». Да и Виктор Служкин из недавнего кинофильма «Географ глобус пропил» в глазах коллег несостоятелен и неадекватен. Но ведь все эти герои не только симпатичны и умны, но остро чувствуют несовершенство окружающего мира. И об этом не молчат.
 
«Луркоморье» дает иную характеристику сетевым борцам за справедливость. Причем, в стилистике хип-хопа. «Да, действительно, модно стало ругать власть, рифмовать с гордым словом «украсть». Хомячок или лемминг, брызжа слюною, хрипит: правда - на его стороне, правда - победит. Компьютера предостаточно, и вот он - встречайте Глас Правосудия. В отличии от Мартина Лютера бессмертный, всегда несогласный, и не идущий на уступки судия. Действительно, модно, стало ругать власть, рифмовать с оскорблениями. Политика, как ни странно, дело тонкое достаточно. Но у лемминга все это искупается самомнением».
 
Прикосновение к мышке компьютера - и хип-хоп уступает место на мониторе черному юмору анонима. «Ждем обстоятельных комментарием Виктора Киселева и других закл… Тьфу-тьфу! Простите, Виктор! Век тюрьмы вам не видать!..»
 
Михаил Карпач,
Хабаровск-Ванино.
«Приамурские ведомости», 14.04.14