Виталий Потопахин |
|
Всегда можно было услышать о том, как педагоги сердце отдают детям, о школах будущего и «Кто рассеет тьму, если ты гореть не будешь!» и т.д. А сейчас чуть ли ни каждую новую или реконструированную школу называют школой будущего, в общем, пафос зашкаливает. А насколько это оправдано?
Я уверен, что хвалить любую систему должны извне, какие-то независимые эксперты, если таковые есть, общество, если ему это интересно, но ни в коем случае не руководство системы.
Образование в этом отношении представляет собой нечто особенное. Мы сами себе ставим задачи, сами вырабатываем критерии успешности, сами проверяем свою эффективность и ставим себе оценку, конечно пафосную, с упоминанием как много еще предстоит поработать, закатав рукава.
Вопрос в том, насколько этот восторг своей деятельностью оправдан, с моей точки зрения даже не стоит. Невооруженным глазом видна огромная армия репетиторов затыкающих дыры перед экзаменами, падающие результаты ЕГЭ, низкое качество абитуриентов. Лично я об этом уже говорил, и повторяться особого желания нет.
Нет желания и напоминать о том простом факте, что пройдя через систему образования, наши дети массово теряют мотивацию на учебу, и это после того, как им отдали сердце, построили школы будущего и горели ради них лучшие люди системы.
Пафос созидания сегодня это единственная возможность сделать хорошую мину при плохой игре. А хорошей игры можно даже не ожидать, так как идей, что делать нет, и видимость деятельности удается создавать только благодаря солидным суммам, вливаемым в краевую систему образования. Поэтому единственный успех, который можно признать, это серьезные вложения федерального и краевого бюджета. Но согласитесь это нельзя признать доблестью системы образования. Ее заслуга должна заключаться в идеях и реализуемых программах. А что мы имеем сегодня.
Давайте для начала договоримся не обсуждать различные конкурсы и олимпиады, это все давно стало чистой воды показухой. Чтобы в этом убедится достаточно посмотреть на конкурс учителя года. Мероприятие давно превратилось в обычное шоу, что по моему просто не прилично по отношению к профессии учителя. Так вот если убрать всю шелуху, то я бы выделил два действительно интересных момента.
Первое, в Хабаровском крае действительно развивается новое направление образования - робототехника и второе, в крае действительно идет техническая модернизация школ. Это реальные вещи, несмотря на то, что вокруг новых школ и робототехники пафоса созидания даже больше чем в среднем по больнице.
Но есть два больших НО.
Почему традиционные отрасли дополнительного образования: судомоделирование, авто- и авиамоделирование, программирование имели и могут иметь и сейчас серьезную образовательную функцию для будущих инженеров и конструкторов. По очень простым причинам. В этих отраслях знания возрастной порог вхождения в предмет не высок. Мальчишка 10-12 лет уже может строить корабль или самолет, разбираться в базовых принципах физики, техники и математики, учится работать руками и наблюдать процесс от куска дерева или металла до летающей и плавающей модели, работающей программы.
Возможны здесь и высокие технологии в виде современных станков, новых материалов, систем дистанционного управления, компьютерного проектирования (для ребят уже немного постарше). В общем, можно реально выстроить учебный процесс, в котором будет и творчество и работа головой и руками, и интересный законченный продукт.
А что такое робот? Это устройство, построенное на механических узлах и электронных компонентах, понять принципы работы которых, для школьника вряд ли реально, а уж тем более воспроизвести. Поэтому робототехника и появилась как направление в студенческой среде.
Для людей владеющих хорошей физикой, знающих хотя бы основы анализа и некоторых других отраслей современной математики это более реально, для всех прочих занятие робототехникой превращается в усложненный вариант игры Лего, с единственной возможной педагогической целью - развитие комбинаторного мышления, а это низший уровень развития мыслительного аппарата.
Я понимаю, что готовый робот выглядит впечатляюще, но попробуйте задать себе вопрос, а сколько там труда и мысли собственно ребенка. Сильно сомневаюсь, что здесь можно говорить о каком-то реальном творчестве. И тот ажиотаж, который сейчас есть вокруг робототехники, для школьников говорит только о нежелании или скорее неспособности чиновников понимать простые вещи, соединенным с жаждой показать хоть какую-то суету.
Кстати, для демонстрации суеты робототехника подходит идеально. И звучит хорошо, и самое главное - вложений практически не требует. Я не берусь судить, как обстоят роботехнические дела в вузах, а для школьников, все что нужно, это купить уже готовые наборы деталей. Нет необходимости в грамотных технических специалистах, нет нужды покупать дорогостоящие станки, которые к тому же потребуют специальных помещений и т.д.
Теперь о школах будущего. Современные школы действительно хороши с точки зрения материального обеспечения. Только вот школа - это не здание и даже не Интернет.
Советские школы не имели Интернета, и даже не использовали интерактивных досок, но почему-то могли решать более масштабные задачи, чем современные. А это от того, повторюсь, что школа это не набор технических средств обучения, а определенная идеология, коллектив профессионалов, и грамотно поставленная задача.
А школа будущего это соответственно задача поставленная на будущее. Какая задача стоит перед нашей школой, кроме сдачи ЕГЭ? В общем-то никакой. А бесконечные разговоры о каком-то информационном обществе, это скорее из области мифологии.
Поэтому нет у нас никаких школ будущего, а есть некоторое количество неплохо укомплектованных с хорошими возможностями для организации учебного процесса при отсутствии какой-либо внятной образовательной политики. И если где-то учат хорошо, то это личная заслуга конкретных учителей и конкретных директоров школ.
Еще один важный вопрос. Предположим все волшебным образом изменилось и у нас в крае оказалось лучшее в стране или даже на планете образование. Это что-то изменит для края? Да, в худшую сторону.
Просто еще больше молодежи будет уезжать из Хабаровского края в лучшем случае в Сибирь и на запад России, а в худшем за рубеж.
Можно как заклинание повторять, что нам нужно привязать молодое поколение к Дальнему Востоку, но оно будет уезжать, если не увидит перспективы. А пока что наша перспектива это сырьевая экономика Дальнего Востока и для молодежи нет больших и интересных задач. И вот когда большие и интересные задачи появятся, тогда появятся у нас и школы будущего и даже без циркуляров министерства образования.
Виталий Потопахин,
педагог.
Хабаровск.