КГУП «Крайдорпредприятие» еще в 2012 году получило 13 единиц новой дорожной техники. Фото: Валерий Спидлен |
|
Хоть трава не расти
Напомним, 31 марта закончились контракты по зимнему содержанию автомобильных дорог Хабаровского края. Это значит, с апреля должны быть заключены весенние договоры на ремонт трасс региона. Заказчиком всех этих работ от имени правительства края официально является КГКУ «Хабаровскуправтодор».
Работник «Крайдорпредприятия» Евгений Бургасов подал жалобу в краевое Управление Федеральной антимонопольной службы о «неправомерных действиях «Хабаровскуправтодора» при размещении 15 заказов на выполнение работ по ремонту и содержанию автодорог» в районах края на сумму более 40 млн рублей.
В жалобе отмечается, что размещенная «Хабуправтодором» на государственном сайте zakupki.gov.ru документация об аукционе «содержит грубые нарушения законодательства».
В частности, «обоснование начальной (максимальной) цены контракта состоит из одинакового количества пунктов, объема работ и соответственно одинаковой стоимости работ для районов с разной протяженностью дорог». Даже время на элементарную перевозку рабочих до места работ и обратно во всех 15 контрактах составило 7 часов, вне зависимости от расстояний.
Кроме того, в жалобе в адрес УФАС отмечается, что «конкурсная документация содержит виды работ, которые уже были выполнены осенью прошлого года участником аукциона ОАО «ПМК-83».
- Умиляют в новом конкурсе еще несколько пунктов, - говорит Евгений Бургасов. - Так, в каждом из 15 предложенных к исполнению весенних контрактов значится скашивание травы механизированным способом на обочинах и откосах. Причем объем работ везде одинаков, как такое может быть? Кроме того, известно, что трава зимой не растет, она будет только в мае.
В объявленном мартовском аукционе есть пункт о «закрытии на зиму водопропускных труб» и много чего еще, не поддающегося логике сезонных дорожных работ.
- Во всех без исключения полутора десятках предложенных контрактах, составленных будто по лекалу, речь идет о зимнем содержании дорог, - раскрывает секрет дорожный инженер Евгений Бургасов. - И, естественно, условия конкурса позволяют заказчику - «Хауправтодору» и будущему исполнителю сговориться, изменив по своему усмотрению объем и виды работ.
По предположению Евгения Бургасова, такие условия государственного контракта не могут быть исполнены добросовестным подрядчиком в принципе. Тем самым, считает эксперт, ставится своеобразный заслон на участие в аукционе профессиональным и честным отраслевым организациям, в частности, «Крайдорпредприятию».
Автор жалобы попросил УФАС провести проверку размещенной конкурсной документации и привлечь заказчика к административной ответственности.
Аудиенция у Гулягина
Но обращения к антимонопольщикам Евгению Бургасову показалось недостаточно для наведения порядка в дорожной сфере. В прошлый вторник г-н Бургасов добился аудиенции у заместителя Генерального прокурора РФ в Дальневосточном федеральном округе Юрия Гулягина.
На встрече Юрий Гулягин был проинформирован о крайне тяжелой ситуации на «Крайдорпредприятии»: инспирируемом банкротстве, невыплате зарплат сотрудникам и многом другом.
В заявлении заместителю генпрокурора Евгений Бургасов назвал конкретные фамилии должностных лиц, которых он подозревает в коррупции и считает виновными в развале «Крайдора».
- Коррупционерам выгодно будет свалить всю вину на нового внешнего управляющего предприятия Владимира Игнатова, - говорит Евгений Бургасов. - Но мы просим прокуратуру разобраться и выявить тех, кто заставляет работать крупнейшее дорожное предприятие края на субподрядах у подконтрольных им же ООО, не имеющих даже собственной техники. При этом коррупционеры прекрасно знают, что из 100 рублей стоимости контракта «Крайдору» достается в лучшем случае 20-30 рублей, которых, по понятным причинам, не хватает на заработную плату.
Юрий Гулягин заявил Евгению Бургасову, мол, можете считать, что проверка по вашему заявлению уже началась.
Табуретку выбили
Напомним, в мае 2012 года из-за накопившейся кредиторской задолженности в 240 млн рублей на «Крайдоре» ввели процедуру внешнего управления. Правительство края, реально озабоченное тем, что дорожная отрасль оказалась под угрозой, передало «Крайдорпредприятию» 70 единиц новой техники.
Это почти вытащило компанию из финансовой ямы. Ее выручка в кризисном 2012-м году составила почти два миллиарда рублей, чистая прибыль - 117 млн руб. (данные с баланса предприятия).
Однако для участия в главном контракте, уже на 2013 год, от «Крайдора» требовалось обеспечить своими активами 96 млн руб. Но из-за формального отсутствия на счету денег в тот момент предприятие не получило этот контракт, сумма которого составляла 960 млн руб. Кстати, этих средств, да еще с новой техникой, с лихвой хватило бы и на содержание дорог, и на ликвидацию долгов предприятия. Так считают некоторые специалисты «Крайдора».
Контракт в прошлом году передали второму участнику аукциона - частной фирме «ПМК-83», которая, как утверждают знающие люди, за всю свою историю построила чуть больше полусотни километров дорог.
В итоге с самого начала 2013 года «Крайдорпредприятие» практически не работало. А ПМК-83 не справлялось с задачами по выполнению госконтракта на обслуживание дорог края. Зимой трассы засыпало снегом. СМИ пестрили заголовками: «Дорожные службы вынудили ГИБДД закрыть трассу Хабаровск-Комсомольск»; «Люди жгут костры на трассе Лидога-Ванино».
Прошлой весной трассы нуждались в серьезном ремонте. Но делать его, по большому счету, было некому. Дорожные чиновники экстренно подключили к этому двух подрядчиков, которые попросту латали дороги подручными средствами - так сказать, для виду - деньги ведь нужно было осваивать. А осенью в край пришла большая вода - дороги затопило, поэтому уже никому не было никакого дела до их ремонта.
И вот опять пришла весна. Кто будет ремонтировать дороги, и главное - как? Вопрос открыт, по-прежнему.
Под сурдинку «Хабуправтодор» подал судебный иск к «Крайдорпредприятию» с требованием вернуть ему переданную правительством края в 2012-м году новую дорожно-строительную технику. 17 марта арбитраж удовлетворил этот иск. Теперь у «Крайдора» нет и техники. Словно табуретку выбили из-под него.
А 5 мая для «Крайдорпредприятия» и вовсе грядет время «Ч». По судебному решению оно от внешнего должно перейти к конкурсному управлению. И тогда это предприятие вообще не сможет участвовать ни в каких торгах. Спасти его в этом случае уже не сможет ничто и никто... И больше тысячи дорожников станут безработными.
Андрей Мирмович
P.S. Как сообщили в краевой прокуратуре, задолженность по зарплате на «Крайдорпредприятии» составляет сегодня более 40 млн рублей. Предприятие не выплачивало денежные средства за декабрь 2013 года и январь-февраль 2014 года.
В филиале «Крайдора» - ДСУ-4 полностью не выплачена задолженность по заработной плате: 205 работникам за декабрь 2013 года, 188 работникам за январь и февраль 2014 года на общую сумму более 7,7 млн рублей.