Усть-Гур - село в Амурском районе Хабаровского края. Входит в состав Вознесенского сельского поселения. |
|
На высоком живописном берегу у богатейших тоней, где до развала СССР процветал рыболовецкий колхоз села Хунгари, давно уж нет ни школы, ни клуба, ни медпункта, ни магазина, ни представителя органов власти. А на уроки местные дети добираются сегодня по зимнику за 3,5 километра - в учебное заведение Вознесенского. Здание устьгурской школы на первой волне приватизации в начале 90-х тихо перешло в собственность некого городского предпринимателя. Тогда же без шума закрылся детсад.
За последние два десятилетия деревня, переименованная в Усть-Гур, привлекала к себе только залетных добытчиков рыбы и папоротника. Село «прославилось» на всю страну лишь однажды: несколько лет назад здесь вдруг покончили жизнь самоубийством один за другим сразу 7 подростков в возрасте от 13 до 17 лет. СМИ обошлись тогда коротким информативным сообщением. Причиной шокирующего детского суицида, по словам экспертов, стал неблагополучный климат в семьях этнических рыболовов, выживающих исключительно за счет добычи осеннего лосося и на сезонном сборе дикоросов.
И все же, даже повальная безработица, провоцируя высокую смертность среди работоспособного населения, а также массовый отток аборигенов в города, не привела к ликвидации населенного пункта, который по своему виду все больше напоминал угасающий хутор. Парадокс, но даже на фоне такой безутешной статистики никогда не переставали активно рожать устьгурские нанайки, подавляющее большинство которых носит родовые фамилии Оненко, Заксор, Бельды.
Между тем, именно многодетные семьи Усть-Гура, чей основной источник дохода - детские пособия, уже не первый год обитают в убогих сооружениях, аварийное состояние которых теперь никем не оспаривается. Последний раз дряхлая лачуга, где Алексей Оненко растит шестерых наследников, ремонтировалась, кажется, в период М.С. Горбачева. Черная хибара отца целой армии ребят Александра Оненко грозила обрушением кровли, вроде бы, еще при Б. Н. Ельцине, а покосившаяся избушка, где хозяйничает мама-бабушка Ирина Оненко, нуждалась в подпорках с прошлого века. Смирился с бытом в «шалаше» из досок и пожилой сельчанин Вячеслав Афанасьевич Заксор.
Однако заинтересованного участия со стороны главы сельского поселения Вознесенского, в состав которого входит Усть-Гур, вышеперечисленные семьи так и не дождались. В телефонном разговоре с корреспондентом газеты «Приамурские Ведомости» руководитель сельской администрации Сергей Стрелков сполна обозначил свою позицию: «Они сами виноваты в том, что довели своим бездействием жилье до такого состояния».
- Но где же им взять, к примеру, те же доски, если нет ни денег, ни собственной пилорамы? - вступается за своих земляков 73-летняя Н. М. Чида, успешно руководившая в свое время крупной рыболовецкой артелью и активно помогавшая всем односельчанам. - У меня уже не тот возраст, чтобы активизировать депутатскую деятельность, нет нынче сил добиваться чего-либо для людей. Но прежний глава Вознесенского Александр Угрюмов хотя бы ставил перед вышестоящими инстанциями власти соответствующие вопросы, выносил проблемы Усть-Гура для публичного обсуждения в электронных СМИ. Теперь, чтобы наладить быт устьгуровцев, мы решили напрямую обратиться к губернатору и депутатам законодательной думы.
В целях сохранения национального села задумано, в первую очередь, восстановить более 3 километров дороги, по которой в весеннюю распутицу и осеннюю слякоть с трудом перевозит школьников даже отечественный автобус с солидным клиренсом. Правда, к середине марта главой Вознесенского уже подготовлены документы для оформления официальной процедуры передачи этой грунтовки на обслуживание из бюджетных средств Амурского района.
Тем не менее, на сходках жителей Усть-Гура уже не первый год звучит острый вопрос: «Где же все-таки 13 миллионов рублей, давно направленных из казны на асфальтирование нашей дороги»? Действительно, эти средства в свое время были официально афишированы в местных печатных СМИ. Но воз и ныне там. Родовая община не понимает, почему в других национальных селах района строятся и дома, и клубы, а они - «словно изгои на отшибе».
Последний раз заботу о себе жители Усть-Гура почувствовали прошлой зимой, когда однажды утром посреди села возникла игровая горка, установленная по каким-то причинам без особой помпы, в ночное время. Теперь это яркое сооружение стало единственным развлечением местной детворы.
Обида потомков рыболовов, посвящавших себя при СССР развитию колхоза Хунгари, вполне понятна и представителям региональной власти. Рассказывая минувшей зимой парламентеру из краевой столицы о своих невзгодах, обитатели поселка скромно напоминали лишь о необходимости самых безотлагательных мер социально-экономической поддержки.
Прежде всего, устьгуровцы просят изыскать возможности для строительства из бруса 4 двухквартирных домов, чтоб переселить в них многодетные семьи, обитающие в аварийном жилье. Однако, депутат Иван Федоров, как сообщили встречавшие его жители Усть-Гура, видит в перспективе более масштабный план возрождения села.
Возможно, уже вскоре сельчане обсудят проект строительства деревенского культурного центра, где может появиться зал для сходок и библиотека с компьютерным обеспечением, возродятся давно забытые клубные мероприятия для молодежи, возникнет в устьях Гура и этнический музей для привлечения туристов.
«Чем наше этническое село хуже Ачана, Падали или Джуена»? - вопрошают при встрече с властями устьгуровцы в преддверии 51 годовщины Амурского района. И, как показалось журналисту, этот вопрос новое поколение Усть-Гура адресует сегодня, прежде всего, самим себе.
Егор Львов (фото автора)