В елизовском доме культуры «Юность» прошел первый чрезвычайный съезд общин коренных малочисленных народностей Севера Камчатского края.
 
Поскольку в основе политической и общественной жизни лежит экономика, то и на съезде, в основном, речь шла об экономике, точнее, рыбе и праве на ее вылов на всей территории Камчатского края - от севера до мыса Лопатка, а также в морской акватории любыми орудиями лова. Наши журналисты присутствовали на этом съезде.
 
Из представителей власти в самом начале был глава администрации Елизовского района Дмитрий Зайцев. Присутствовали глава Усть-Большерецкого района Игорь Бондарь, вошедший в клинч с краевым правительством, а также председатель Думы этого же района. По некоторым данным 14 апреля должен состояться краевой съезд КМНС. Стало понятно, что «чрезвычайный» съезд проводит своего рода оппозиция...
 
Итак, в самом начале съезда выступила депутат Заксобрания Татьяна Романова, возглавляющая краевую ассоциацию КМНС. Она приветствовала собравшихся, сказав несколько слов, и быстро покинула трибуну.
 
Председатель съезда Владимир Добрынин зачитал приветственную телеграмму от депутата Госдумы и президента АКМН Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ Григория Ледкова.
 
Уже в ходе «чрезвычайного» съезда мне удалось узнать, что, оказывается, местные аборигены условно расколоты на два лагеря. Одни - за В. Броневич, другие - против. Неформальным лидером противников является депутат Т. Романова. Меня спросил мой коллега из Оссоры: ты за кого - за Фроловну или Тадеевну? Я ответил, что за Броневич, потому что у нее я вижу наличие ума, а кого она там «прикормила», да и правда ли это, не знаю.
 
Национальное меньшинство льготников
 
Аборигены назвали свой съезд общин первым чрезвычайным. Почему «чрезвычайным»? Обычно такое применяют, когда создается угроза войны, голода и т.п. Аборигены говорят, что им стало известно о неких «коварных» планах камчатского правительства, что в октябре 2013 года вице-губернатор А. Потиевский написал письмо в правительство РФ с просьбой изменить распоряжение правительства РФ от 8 мая 2009 г. № 631-р и предложил исключить из перечня мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности КМН Севера, Сибири и Дальнего Востока 7 муниципальных образований Камчатского края:
 
- Вилючинский городской округ;
- Елизовский муниципальный район;
- Мильковский муниципальный район;
- Петропавловск-Камчатский городской округ;
- Соболевский муниципальный район;
-Усть-Камчатский муниципальный район;
-Усть-Большерецкий район.
 
В обоснование своей позиции правительственные чиновники приводят довод о том, что в указанных районах численность КМНС незначительна, нет информации, что эта небольшая группа населения ведет традиционный образ жизни и традиционное хозяйствование. Аборигены в корне не согласны с этим и приводят свои цифры о количестве проживающих в указанных районах малочисленных народностей. К примеру, в Петропавловске-Камчатском таковых числится 3217 человек, в Вилючинске - 300, а в Усть-Большерецком районе – 165. Многие из аборигенов объединены в 178 различных общин (родовых, семейных, территориально-соседских и др.). Этим общинам ежегодно выделяются квоты на рыбу для обеспечения традиционного образа жизни и поддержания традиционного хозяйствования.
 
На территории Елизовского района зарегистрированы 70 общин, 10 из которых на договорной основе имеют 14 рыбопромысловых участков, за тремя общинами закреплены 4 охотничье-промысловых участка и т.д. Аборигены заявили на съезде, что предложения местного правительства имеют ярко выраженные коррупционные и дискриминационные направленности.
 
«У вас заруба?»
 
Эта история началась с 2009 года с легкой руки тогдашнего губернатора А. КузьмицкОГО. Именно по его предложению правительство РФ окрасило Камчатку как место традиционного проживания и регион традиционной хозяйственной деятельности КМНС.
 
С тех пор пошла заруба. Сначала делили лосося, потом дело дошло до крабов, хотя аборигены их отродясь не добывали. Сотни людей с лицами славянских трактористов и доярок вдруг вспомнили, что у них бабушка или прадедушка были, оказывается, коренными.
 
Почему бы, имея несколько молекул аборигенской крови, русскому человеку вдруг не стать туземцем, чтобы попасть в категорию льготников, и урвать рыбки?
 
Поскольку в нынешних паспортах граждан РФ отсутствует графа «национальность», то «новые аборигены» стали заваливать камчатские суды исками с просьбой признать себя коренными. В 99% случаев суд признает любого желающего ительменом, коряком, эвеном и т.п. Поэтому стали часто говорить про лжеаборигенов, лжеобщины, «асфальтовых» аборигенов и т.д. В том числе сами коренные, ведь они признают, что такая проблема есть, и она дискредитирует понятие КМНС. Я думал, что на чрезвычайном съезде об этой ситуации заговорят, но никто даже не заикнулся. Как я понял, потому, что среди делегатов было немало тех, кто прикрывается новой национальностью.
 
Лжетрадиционный образ жизни
 
На протяжении 20 с лишним лет я часто слышу на Камчатке: возрождение, традиционный образ жизни, традиционные методы хозяйствования и пр. Особый угар «возрождения» наблюдался в 90-е. Теперь часто возникают споры и ругань. Вплоть до того, что, к примеру, глава Соболевского района говорит местным тузецам: если вы чего-то там возрождаете, то идите в лес, живите в чумах, землянках и балаганах, ловите рыбу крапивными сетями. Тогда все будет по традиции, как это описывали Крашенинников, Стеллер и прочие историки. Другие говорят, что коренные тоже развивались и заимствовали у пришлых людей новые орудия лова. Именно поэтому недавно арбитражный суд рассматривал иск общины «Кизвизвэч» с просьбой признать снюрревод (мутник) традиционным видом орудия лова аборигенов.
 
Наша справка: Традиционный образ жизни коренных малочисленных народов  Севера - способ существования, основанный на историческом опыте их предков в области природопользования, социальной организации, проживания, на самобытных культуре и обычаях, религиозных верованиях. Традиционное общество  - общество, которое регулируется  традицией. Сохранение традиций является в нем более высокой ценностью, чем развитие. Данная организация общества стремится сохранить в неизменном виде социокультурные устои жизни. Традиционное общество - аграрное общество.
 
Язык предков
 
На съезде в выступлениях делегатов промелькнуло, что они изучают свой родной язык. Позволю себе смелость заявить, что на прошедшем собрании никто из делегатов толком не знал языка предков. Ительменский язык умер. Корякский умрет в недалеком будущем. У меня супруга-ительменка в 90-е ходила на языковые курсы и водила туда дочь, но что-то дома я не слышу ительменской речи...
 
Процесс умирания языков малых народностей наблюдается по всей планете. Пусть лучше аборигены учат английский или китайский. Умирающие языки представляют интерес только для лингвистов. Если бы кто-то из делегатов чрезвычайного съезда пригласил к себе домой заезжих туристов, не раскрыв свою национальную принадлежность, уверен, что никто бы не понял, что в этой семье ведут традиционный образ жизни. Потому что уклад семьи аборигенов, живущей в краевом центре, ничем не отличается от уклада семьи титульной русской нации. Скажу больше: во многих национальных ансамблях танцуют в кухлянках русоволосые девушки и парни, похожие на узбеков.
 
По второму кругу
 
Если А. Потиевский или кто-то из правительства края подготовил предложения об исключении вышеуказанных районов полуострова из территории традиционного хозяйствования аборигенов, то ничего нового не придумано, ибо такую инициативу в 2010 году выдвинули депутаты Заксобрания. Народные избранники совершенно справедливо сочли, что Кузьмицкий породил конфликтную ситуацию, которая длится уже 5 лет.
 
Вообще-то чрезвычайный съезд аборигенов Камчатки уже был и примерно на эту же тему. Он прошел 3 июня 2010 года в краевой библиотеке. На нем присутствовал вице-президент АКМНС РФ Павел Суляндзига. Резкую позицию против лжеаборигенов заняли тогда депутаты Борис Невзоров и Роман Гранатов, коих пытались закидать шапками. Тогда депутаты Заксобрания приняли решение об исключении из   перечня    мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов РФ, утвержденного    Распоряжением правительства РФ от 8 мая 2009 г. №631-р, южных районов Камчатки (Усть-Большерецкий, Елизовский, Мильковский, Соболевский, Усть-Камчатский районы) и двух городских округов. Депутаты посчитали, что заезжий губернатор не посоветовался с ними и наломал дров.
 
Депутаты писали министру регионального развития РФ В. Басаргину: «…возникают серьезные конфликты представителей коренных малочисленных народов при реализации ими преимущественного права на территории Камчатского края с законными пользователями природных ресурсов, от деятельности которых зависит состояние экономики края и пополнение доходной части бюджета».
 
Говоря о тяжелых последствиях для экономики, депутаты тогда не ошиблись в прогнозах: на лососевые реки Камчатского края с 2009 года вышла лавина людей. Как представителей КМНС, так и представителей лжеКМНС, которых дифференцировать было попросту невозможно.
 
Лосось реки Большой, бассейн которой является самым доступным для жителей южнокамчатских городов, был обречен на уничтожение. Нет сил и законодательных возможностей, чтобы остановить браконьерский беспредел, который происходит сегодня на этой реке под лозунгом «Мы все - камчадалы!» Индейцу, живущему в Чикаго, не придет в голову претендовать на бесплатное получение рыбы, которую ловят его соплеменники на озере Кларка, или требовать от общественных представителей, чтобы они отловили и доставили ему рыбу. Если же он потеряет работу, то у него есть выбор между жизнью на пособие и трудностями жизни в индейской общине (резервации).
 
В 2010 году чрезвычайный съезд по сути был шантажом и выкручиванием рук властям: мы поднимем бучу, если вы решитесь отменить такое лакомое постановление. И отмена его приостановилась. Если этот бардак прекратит правительство губернатора В. Илюхина, то население его поддержит. Лжеаборигены перебесятся, ну проведут еще пару чрезвычайно-шантажистских съездов.
 
Мы писали не раз, как в северных поселках заезжие дельцы собирают у местных справки на право вылова рыбы для личного потребления и под легендой того, что они этим аборигенам хотят наловить рыбки (потому как они сами не могут), вырезали нерестилища, отправляя контейнеры с икрой в Петропавловск-Камчатский. Рыбу, естественно, выбрасывали...
 
Упадок
 
Выступившие на съезде говорили об озабоченности невысоким уровнем жизни туземного населения в глубинке. В целом упадок начался с развалом СССР, когда закрылись госпромхозы, совхозы и строительные предприятия. На смену им пришли новые частные хозяева, которые довели поголовье оленей до ничтожного, а рыбой вообще стали рулить чужаки.
 
Оппозиционер Михаил Пучковский в своем выступлении сказал, что аборигенам надо брать дубину и выгонять с родных рек всяких заезжих... Один из выступавших сказал, что бывший «хозяин» Апуки Герман Пак, неплохо заработав в местах проживания коренных, сейчас успешно встречает старость в Южной Корее.
 
Наверное, было бы справедливым вытурить с рек и рыбопромысловых участков со ставными неводами заезжих ребят - москвичей, приморцев, кавказцев. Им нет дела до развития камчатских сел и самих аборигенов. В лучшем случае они оказывают небольшую социальную помощь, чтобы потом вовсю трубить и хвалить себя. Но как их выгнать, когда они получили участки по конкурсу, вложили деньги в предприятия?! Это можно сделать только в результате национализации (революции) или рейдерского (бандитского) захвата.
 
Доклады
 
Первый доклад на съезде зачитала Дарья Монина, которая поздравила 51-го делегата с важной победой государства - присоединением Крыма к России, за что получила в ответ жидкие хлопки, т.к. это поздравление было ни к селу, ни к городу. В свое время Россия присоединила многие территории различных аборигенов. Зачастую - огнем и мечом.
 
Д. Монина спрашивала делегатов о том, развиты ли экономически общины КМНС, получают ли они прибыль? Говорилось, что рыбопромысловые участки (РПУ) непродуктивны и не имеют перспективы развития для общин. Говорилось и о том, что разработан закон о видах предпринимательской деятельности для общин, но чем аборигенам торговать - сувенирами, песнями и танцами?
 
Законы для КМНС создавались без согласования с ними, а все, что теперь происходит, - результат несовершенства федерального и регионального законодательства. России необходимо ратифицировать международную конвенцию труда о коренных народах и народах, ведущих кочевой образ жизни.
 
Д. Монина заявила, что законодательные органы власти мешают аборигенам развиваться. Затронула тему того, что нет должного объединения и между общинами: они - сами по себе, ассоциация КМНС - сама по себе. С некоторых пор между краевым союзом общин и АКМНС подписано соглашение о сотрудничестве. Теперь будет один общий рычаг для решения проблем. «Это большое достижение, что мы наши общий язык с ассоциацией», - сказала Дарья Сиониевна.
 
В докладе поднимался вопрос о том, что за последние годы не было выработано ни одного закона для развития общин, что аборигенам негде взять первоначальный капитал, что в 2008 году были проведены неправомерные конкурсы по закреплению РПУ. Многие общины недовольны своими РПУ, но держатся за них, потому что, имея квоту, можно договориться с контролирующими «крышами» и взять наиболее продуктивные места.
 
Жаловались представители КМНС и на силовиков. Говорили, что курировать общины могут все: прокуратура, ФАР, участковый, ученые. Спрашивали, почему на речках силовики требуют документы о национальности. «Проверяющие живут на немалую зарплату, но к нам идут в надежде заработать на пару новых джипов», - говорила Д. Монина. «Нам ставят препоны.
 
Чиновники не вникают в суть вопроса, им лишь бы примазаться к рыбалке. Все нормы, ущемляющие права аборигенов, должны быть отменены. Давайте обратимся к Путину», говорили выступающие.
 
В общем, ситуация с камчатскими аборигенами заходит все глубже и глубже в тупик. Гордиев узел придется кому-то разрубить. Но в основе всего лежит стремление лжеаборигенов к лову рыбы под видом традиционной хозяйственной деятельности и «возрождения» чего-то непонятного.
 
Игорь Кравчук,
«Камчатское время», 28.03.14
http://kamtime.ru/node/2847
 
P.S. В стране приняты три специальных федеральных закона:
 
- О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации (1999).
- Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
- О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (2001).
Желая искупить историческую вину за покорение туземцев, а также понимая, что аборигенам деться некуда, наше государство принимает законы, чтобы помочь людям. При этом многие вопросы все еще остаются неурегулированными, чем пытаются воспользоваться рвачи всех мастей, желающие попасть в категорию «коренных».