«Метеор-251», принадлежащий ОАО «Амур-порт», после длительного простоя возобновил рейсы на линии Комсомольск - Николаевск. Под занавес навигации дополнительный теплоход остро востребован населением населенных пунктов, куда как раз сегодня добрался гребень паводка. Однако пристани, которыми владеет ОАО «Амурское пароходство», оказались недоступны для пассажиров скоростного судна «Амур-Порта».
 
Шкиперы на дебаркадерах у Николаевска-на-Амуре, поселков Тыр, Тахта, Сусанино, Софийское, Богородское, Инокентьевка при появлении «Метеора» под номером 251 поднимают сходни без особого объяснения причин. Эти действия, якобы, мотивируются с 13 сентября неким распоряжением руководства ОАО «Амурского пароходства». В итоге пассажиры, вопреки всем нормам безопасности и причальному этикету, вынуждены перелазить через закрытые калитки, самостоятельно перескакивать на берег и проявлять незаурядные ловкость и смекалку для высадки на родной берег.
 
Встревожен ситуацией и опытный капитан «Метеора-251» Анатолий Пассар. С подобным беспределом амурские судоводители столкнулись впервые. А представители органов местного самоуправления 6 отдаленных поселков Амурской низовки, намереваясь жаловаться во все инстанции власти и надзорные органы, обращают особое внимание краевого СМИ на характерный факт. Неразбериха у причальных стенок Николаевского района началась сразу же после того, как прежний кабинет правительства Хабаровского края ушел после выборов губернатора в вынужденную отставку, а новый его состав еще не утвержден.
 
Возмущенные пассажиры и судоводители ждут правовой оценки очередному бардаку и недобросовестной конкуренции на перечисленных выше пристанях. Между тем дебаркадеры «Амур-Порта», как выяснил вчера корреспондент «Приамурских ведомостей», в отличие от конкурента добросовестно обслуживают приход и отход скоростных теплоходов «Амурского пароходства» на своих дебаркадерах у поселков Мариинское, Циммермановка и Киселевка.
 
Как пояснило журналисту по телефону руководство ОАО «Амур-Порт», с гендиректором «Амурского пароходства» Антоном Пятковым у них было заключено так называемое «зеркальное соглашение», согласно которому предприятия, мол, обязались обслуживать пассажиров судов конкурирующих компаний. Но игнорирование негласного контракта в условиях свободного рынка вдруг показалось кое-кому из речных бизнесменов более выгодным, чем традиционное партнерство. Тем более, что обновленный салон «Метеора-251» и условия проезда в нем от Комсомольска до Николаевска привлекают значительную часть пассажирского потока. Прибыль дороже интересов граждан?
 
Напомним, что до недавнего выхода на линию «Метеор-251», которому «Амурское пароходство» отказывает в подаче трапа, в недавнем прошлом находился в аренде у компании «Амуртрансфлот-1». Ее руководитель Игорь Меерсон продолжает находиться под следствием по обвинению в попытках крупных хищений у ОАО «Амур-Порт». Вместе с партнерами, как установил суд, на «восстановление» трех арендованных «метеоров» он только на бумаге затратил свыше 16 млн, а после фиктивной модернизации их стоимость для продажи упала почти до 15 млн. За это мошенничество уже отбывает наказание 3,5 года в колонии-поселения бывший конкурсный управляющий Е.Х. Пак.
 
Кроме того, в дебаркадерных услугах вышедшему на линию «Метеору-251» было отказано вскоре после того, как за совершение ряда преступлений против чужой собственности осужден экс-руководитель ООО «Речной порт» Александр Богомолов, он же бывший коммерческий директор ОАО «Амур-Порт» и учредитель нескольких компаний, арендовавших имущество Комсомольского речпорта в период его банкротства. Богомолов признан виновным в совершении сразу трех преступлений, включая мошенничество в особо крупном размере, хищение чужого имущества и фальсификацию решения общего собрания акционеров.
 
Нынешняя ситуация у дебаркадеров вновь напоминает о событиях, при которых Александр Богомолов, завладев имуществом «Амур-Порта», не подпускал его сотрудников даже к забору порта, игнорируя, кроме прочего, и государство, и определение Арбитражного суда. Тогда указанными действиями он причинил ОАО «Амур-Порт» ущерб на общую сумму более 45 млн рублей, а государству - на сумму около 43 млн рублей. Подсудимому назначено наказание в виде 6-ти лет лишения свободы условно, с испытательным сроком на 4 года, а также штраф в размере 250 тыс. рублей.
 
Пока речные бизнесмены Хабаровского края в очередной раз рвут друг на друге чубы, пытаясь убрать из прибыльной ниши лишних конкурентов, на других крупных реках Востока России речники занимаются настоящей модернизацией судов и улучшением услуг для населения при прямом содействии региональных властей. Например, в Ханты-Мансийске два «Метеора» 1975 и 1978 годов выпуска оснащены не так давно двигателями фирмы MAN. Кстати, эти мощные и экономичные зарубежные моторы предназначались изначально для переоснащения стареющих «Метеоров» «Амур-Порта».
 
Увы, ОАО «Амур-Порт» не сумело полностью произвести оплату по контракту на поставку этих двигателей. В результате поставщик продал их ОАО «Северречфлот». Теперь капитаны «метеоров», оборудованных изделиями от MAN, в полном восторге: «На переоборудованном теплоходе советского образца даже в машинном отделении можно разговаривать при работающем двигателе. В кормовом салоне вибрации нет, тишина и комфорт». Эта выдержка - из прошлогоднего номера многотиражной газеты Ленского пароходства. Об этом же с воодушевлением рассказывает капитан Амурского «Метеора-251» Анатолий Пассар, который направлялся руководством «Амур-Порт» для изучения возможностей модернизации речных судов в Санкт-Петербург.
 
Пока на других реках закладывается фундамент пассажирских перевозок на последующие 10-15 лет, на Амуре по-прежнему хмуро ходят искусственные тучи, нагоняемые крупными судовладельцами на речных пассажиров. И разогнать их слишком долго никому не удается.
 
Юрий Ковалев
«Приамурские ведомости», 19.09.13
http://priamurka.ru/society/1171/