Комсомольчанин Владимир Ленский, обратившись по личной инициативе в Высший Арбитражный Суд РФ, навсегда прекратил в июне 2013 года действие приказа Министерства автотранспорта РСФСР (№ 200 от 31.12.1981) «Об утверждении Правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте». В результате судебного заседания в Москве нынешний министр транспорта М. Ю. Соколов также без спора признал утратившими силу прежние правила перевозок пассажиров, утвержденные его предшественниками в 1997 году.
 
ПРОЩАНИЕ С ОБРАЗЦОМ АБСУРДА
 
Однако чиновники Минтранса Хабаровского края, как и их  коллеги во всех регионах России, от этой новости пока в замешательстве. Ведь приказ № 200, имевший со времен СССР большую юридическую силу, служил более 30 лет основой для выработки соответствующих правил во всех субъектах постсоветского государства-правопреемника. Теперь в свою очередь и региональным законодателям придется в корне пересмотреть сравнительно свежий прошлогодний Закон от 29.02.2012 №173 «Об организации транспортного обслуживания регулярных пассажирских перевозок межмуниципального сообщения в Хабаровском крае».
 
Серьезно пришлось задуматься и территориальным представителям транспортной госинспекции, так как надзорные органы с первых дней лета фактически лишены нормативной базы для проведения проверок транспортных предприятий Приамурья.  Зато, прослышав о больших переменах на автотрассах страны,  вздохнули многие предприниматели, работающие в сфере пассажирских перевозок.
 
Признание представителя Минтранса РФ в несовершенстве базового Закона  прямо в зале, где председательствовала судья Наталья Павлова,  фактически освобождает один из самых «сморщенных» видов  бизнеса от бюрократических препон и наездов со стороны местных органов власти. Кроме прочего, организаторам и контролерам перевозок впредь уже, возможно, не суждено столь рьяно требовать от владельцев пассажирских автобусов составления паспорта на каждый межмуниципальный маршрут и схемы следования автобуса с  указанием опасных участков.
 
Как отмечают дальневосточные правозащитники, представлявшие в Москве интересы  гражданского активиста В. Б. Ленского из Хабаровского края, Приказ № 200 брежневского периода был актуален лишь для плановой экономики. В условиях свободного рынка и развития конкуренции, по справедливому убеждению независимых юристов и бизнесменов, данные правила советского образца являлись образцом откровенного абсурда.
 
Но кое-кому этот абсурд был явно на руку. Владельцу же пассажирского автобуса, как настаивал со ссылкой на главные законы страны заявитель-комсомольчанин Ленский, вполне достаточно для прозрачного бизнеса лишь зарегистрировать предпринимательскую деятельность, а также получить лицензию. Почти как в известном изречении древнего мыслителя Фомы Аквинского: «Полюби Бога и делай все, что хочешь».
 
«НЕУПРАВЛЯЕМЫЙ» ПЕРЕВОЗЧИК
 
Действительно, у перевозчика Владимира Ленского, кроме парка техники и больших планов по развитию компании, было, есть и будет свидетельство о регистрации ИП, ИА также  соответствующая бессрочная лицензия. Но административный барьер районного масштаба оказался непреодолимым бревном, перекрывшим сразу  несколько маршрутов, которые он самостоятельно разработал для перевозки граждан из индустриального центра  в пригородные и отдаленные поселки Приамурья.
 
Владимир Борисович развивал сервис, платил налоги, а за счет прибыли своего предприятия оплачивал 50 процентов стоимости билетов пассажирам льготных категорий. И при этом даже не ведал, что после очередного муниципального конкурса его маршруты окажутся вне закона. Возможно и  по случайному совпадению, но крест на бизнесе Ленского был поставлен после того, как он составил жесткую конкуренцию главе Комсомольского района на очередных выборах муниципального руководителя.  
 
Впрочем, официальным поводом  к объявлению бизнесмена-перевозчика персоной нон грата явились официальные обоснования. Например, первый заместитель краевого министра транспорта С. И. Ивашкин направил в начале прошлого года первому лицу Комсомольского муниципального района служебное письмо, в котором сообщал: «…транспортные организации, не заключившие договор с Правительством Хабаровского края, не имеют правовых оснований на осуществление указанных перевозок. По этой причине В. Б. Ленский …занимается несанкционированной деятельностью».
 
По мнению представителя власти,  Ленский «самым серьезным образом ухудшает безопасность и качество перевозок, подвергает угрозе жизнь и здоровье пассажиров, неоправданно соперничая в погоне за пассажирами.  …Кроме того, В. Б. Ленский своими действиями наносит экономический ущерб предприятиям». То, что по определению являлось настоящей конкуренцией на межмуниципальных маршрутах, региональные организаторы перевозок характеризовали как факторы, способные «привести к срыву организованных перевозок».
 
Административные меры, направленные на сворачивание бизнеса «недоговорившегося с властью  предпринимателя», летом 2012 года поддержала и прокуратура Комсомольского района, направив в суд исковое заявление  о понуждении ИП Ленского прекратить пассажирские перевозки. Районный прокурор В. Г. Хан, ссылаясь на действовавший тогда краевой закон  и 184-ФЗ, в котором нет ни слова об организации пассажирских перевозок, констатировал: «разработанные самостоятельно Ленским маршруты официально не открыты».
 
Точку в бизнесе «неуправляемого» перевозчика в апреле 2013 года ставил и Комсомольский районный суд. Председательствующая М. В. Пучкина признала несостоятельным довод ответчика Ленского о том, что заключение договора на перевозку пассажиров ограничивает его право на предпринимательскую деятельность и противоречит Конституции РФ. В итоге ИП Ленский, «самовольно» организовавший 4 коммерческих маршрута на «занятых»» межмуниципальных линиях, стал по решению местного органа правосудия «угрозой для пассажиров» и «нарушителем публичных интересов».
 
ВСПОМНИМ ИХ ПОИМЕННО?
 
Впрочем, не один Владимир Ленский пострадал от попыток местных властей привить законы плановой экономики СССР на ниве капитализма, развивающегося в России с явными правовыми перекосами в управленческих инстанциях, куда, как правило, принято было ходить на поклон по согласованию каждого вопроса.
 
Административными штрафами в прошлом году был буквально разорен предприниматель  Сергей Нестеров, пытавшийся наладить  в Комсомольске-на-Амуре собственные автобусные линии для граждан, уставших по часу ожидать муниципальный транспорт на остановках города юности. Увы, ему также не удалось оформить навязываемый чиновниками паспорт автобусного маршрута.
 
Не «договорился» с мэрией Комсомольска-на-Амуре и предприниматель Олег Воронин, нацеленный наладить перевозки силами 4 автобусов по двум городским маршрутам. Судья Е. Б. Матвеева удовлетворила иск прокурора, «уличившего» О. Н. Воронина все по тем же признакам незаконной предпринимательской деятельности. Увы, хронология «расправ» с неугодными перевозчиками, не нашедшими общий язык с муниципальными управленцами, исчисляется годами. На памяти журналистов города юности и давний трагический эпилог предпринимателя Даниловского, покончившего жизнь самоубийством вскоре после того, как муниципальные распорядители «забрали» у него коммерческие маршруты.  
 
Отмена с 31 мая 2013 года Приказа Минавтотранса РСФСР № 200, на основании которого чиновники требовали паспорта и договора, уже вряд ли вдохновит экс-перевозчиков, сдавших в недавнем прошлом  свидетельства ИП,  на очередную попытку создания подобного бизнеса. К тому же судебный процесс, инициированный в интересах всех российских коллег предпринимателем  Ленским при поддержке опытных правозащитников, еще, судя по всему, не завершен.
 
Минтранс РФ, учитывая вышеизложенные доводы дальневосточников, сам просил Высший арбитражный суд прекратить дело, признав утратившими силу базовые федеральные документы по организации автотранспортных пассажирских перевозок.  Однако кассационную жалобу по самым наболевшим и до сих пор незыблемым проблемам приамурского перевозчика предстоит вскоре рассмотреть  надзорной инстанции высшего арбитражного суда России.
 
Но при любом исходе событий на повестке дня останется вопрос: почему ведущие министерства РФ самостоятельно не прекращают действие давно устаревших нормативных документов,  дожидаясь того часа, пока простые граждане не начинают тревожно  сигнализировать из разных регионов страны, перестраивающей третье десятилетие свои экономические локомотивы на рельсы капитализма? По этому поводу в зале  Высшего Арбитражного Суда России прозвучала адекватная реплика из сокровищницы древнеславянских поговорок: «Дитя не плачет - мать не разумеет».
 
Юрий Ковалев (фото автора),
«Приамурские ведомости», 17.07.13
http://priamurka.ru/society/506/