С. Братенков
С. Братенков

Уважаемые коллеги!

 

В современном правовом государстве суды являются органами государственной власти, основной функцией которых является осуществление эффективной правовой защиты всех субъектов права.

 

Суды общей юрисдикции края, реализуя эту основную свою функцию, рассмотрели в 2012 году по первой инстанции 263 092 судебных дела.

 

Этот значительный массив дел рассмотрели всего 304 судьи, из которых 229 федеральных судей районных судов и 75 мировых судей. В год на каждого из этих судей в среднем пришлось 865 рассмотренных дел, а в месяц 72 дела. Это большая нагрузка, но несмотря, ни на что, судьи по-прежнему достойно выполняют возложенные на них задачи.

 

Названные мною цифры подтверждают востребованность суда в нашем обществе и веру в суд как государственный орган, способный восстановить нарушенные права субъектов права.

 

Наибольшее количество из числа рассмотренных судебных дел составляют гражданские дела. Их за прошлый год было рассмотрено районными судами и мировыми судьями 149 642 дела.

 

Из числа гражданских дел, рассмотренных с вынесением решения, порядка 90 процентов дел, рассмотрено с удовлетворением требований обратившихся в суды лиц.

 

Следует отметить, что лишь около 5 процентов судебных решений по гражданским делам обжалуются в вышестоящие суды, а по основной массе дел стороны фактически соглашаются с принятыми судебными решениями. Этот показатель ещё раз подтверждает эффективность судебной системы, кто бы, что бы ни говорил о недоверии к судам.

 

Что касается уголовных дел, то за 2012 год их было рассмотрено 12 388 дел и 32 147 материалов по заявлениям и ходатайствам различных органов и граждан по вопросам применения уголовно-процессуального законодательства.

 

Районными судами края было осуждено 6779 лиц, оправдано 21 лицо. За совершение особо тяжких преступлений было осуждено 694 лица, за тяжкие преступления - 2 293 лица, за преступления средней тяжести - 3 144 лица и за преступления небольшой тяжести - 648 лиц.

 

К лишению свободы реально районными судами было осуждено 2 497 лиц, что составляет 36,8 % от числа всех осуждённых.

 

Мировыми судьями края за 2012 год было осуждено 2 678 лиц, оправдано 45 лиц. За совершение преступлений средней тяжести осуждено 46 лиц, за преступления небольшой тяжести - 2 632 лица.

 

К лишению свободы реально мировыми судьями было осуждено 136 лиц, что составляет 5,1 % от числа всех осуждённых.  

 

За 2012 год районными судами и мировыми судьями края было рассмотрено 68915 дел об административных правонарушениях.

 

Административному аресту подверглись 11146 лиц, лишению специального права – 12732 лица, штрафу – 25822 лица

 

По-прежнему большое количество лиц привлекается к административной ответственности за управление транспортными средствами в состоянии опьянения и за невыполнение водителем  требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения

 

Мировыми судьями края за данные правонарушения 10296 лиц лишены водительских прав и 3857  лиц подвергнуты административному аресту.

 

Изменение законодательства об ответственности по данным составам административных правонарушений уже давно назрела и требует своего разрешения в виде установления штрафа в размере стоимости автомобиля при повторном совершении данных правонарушений.

 

Уважаемые коллеги!  2012 год ознаменовался VIII Всероссийским съездом судей, который определил задачи и наметил пути развития судебной системы России.

 

В Государственной Думе РФ находятся на рассмотрении, и надо надеяться будут, приняты законопроекты, направленные на снижение нагрузки на судей.

 

Это законопроект о внесении изменений в Налоговый кодекс РФ, в соответствии с которым взыскание неуплаченного налога или сбора в судебном порядке допускается, если сумма неуплаченного налога составляет не менее 3000 рублей. В январе 2011 года в Налоговый кодекс РФ были внесены аналогичные изменения до суммы 1500 руб. Это дало положительный результат, количество дел данной категории, поступающих в суды края, сократилось на 20 процентов. Повышение суммы задолженности для взыскания в судебном порядке до 3000 рублей, как это предусматривает законопроект, сократит поступление таких дел в суды ещё на 20 процентов.

 

Находится на рассмотрении в Государственной Думе РФ и законопроект о назначении мировых судей не на конкретный судебный участок, а в судебный район, что предоставит дополнительные возможности для управления служебной нагрузкой. Этот же законопроект предусматривает изготовление мотивированного решения по гражданскому делу только по отдельным категориям гражданских дел или по ходатайству сторон. Это также позволить облегчить работу судей.

 

Рассматривается законопроект и о значительном сокращении категорий дел об административных правонарушениях, подлежащих рассмотрению судом.

 

Постановлением Правительства РФ принята Концепция Федеральной целевой программы развития судебной системы Российской Федерации в 2013-2020 годах, которой предусмотрено выделение на развитие судебной системы около 90 млрд. рублей.

 

В этой программе предусмотрено решение различных вопросов и в том числе такой важный вопрос для судов общей юрисдикции как аудио- и видеопротоколирование судебных процессов.

 

Объем рассматриваемых судами общей юрисдикции дел не позволял до сих пор сделать это, так как для этого необходимы значительные средства. Между тем аудио- и видеопротоколирование процессов просто необходимо, так как оно, с одной стороны, объективно и полно обеспечит права участников процесса, так как роль показаний участников процесса в судах общей юрисдикции очень значительна и существенно влияет на конечный результат судебного процесса и, с другой стороны, защитит судей от необоснованных претензий и обвинений в заинтересованности по ведению процесса и отражения его хода в протоколе судебного заседания. Можно надеяться, что этот вопрос начнет реально решаться в ближайшие годы, возможно на первых порах лишь по определённым категориям дел в зависимости от объёма финансирования на реализацию данной задачи.

 

В прошедшем 2012 году стороны по судебным делам получили возможность получать оповещения по делам с их участием посредством СМС-оповещений.

 

Однако следует иметь ввиду, что далеко не все участники процесса заинтересованы в CMC-оповещении, так как эта процедура лишит некоторых возможности затягивать судебные процессы посредством уклонения от получения уведомлений по делу.

 

Поэтому в практическом введении СМС-оповещения заинтересованы сами судьи, поскольку это сократит сроки рассмотрения дел, повысит эффективность судебных процессов, да и существенно сэкономит финансы судебной системы, которые мы тратим на почтовые расходы. Так только по районным судам края в 2012 году на эти цели было израсходовано 26 млн. рублей.

 

Надо самым активным образом внедрять практику CMC-уведомлений в жизнь.

 

Не могу обойти стороной и проблему конвоирования лиц, содержащихся под стражей, в судебные заседания. Дело в том, что ещё в 2011 году законодательно было принято решение передать функцию конвоирования с 01 января 2013 года от органов МВД в службу судебных приставов.

 

Однако во втором полугодии 2012 года это решение было изменено и функция конвоирования осталась за МВД. Вполне понятно, что МВД не горит желанием осуществлять эту функцию и в течение 2011-2012 годов готовилось снять её с себя. Поэтому значительно сократило эту службу, а сейчас, когда передача не произошла, конвойные подразделения МВД стали испытывать острую нехватку личного состава. Ситуация требует решения этого вопроса. Я прошу новый состав Совета судей края подключиться к решению этого вопроса, обсудить его с приглашением представителей Управления МВД России по Хабаровскому краю в контексте увеличения штатной численности конвойных подразделений. Может быть, необходимо совместное обращение в Министерство внутренних дел России с просьбой выделить дополнительную штатную численность для укомплектования конвойных подразделений в Хабаровском крае.

 

По-прежнему важным для судейского сообщества остаётся вопрос открытости и гласности судопроизводства.

 

13 декабря 2012 года Пленум Верховного Суда РФ принял постановление «Об открытости и гласности судопроизводства и о доступе к информации о деятельности судов», в котором судам даны рекомендации, направленные на обеспечение транспарентности правосудия.

 

Впервые Пленум дал разъяснения о самых широких формах доступа к информации о судебной деятельности, включая интернет-трансляции судебных заседаний.

 

Безусловно, органам судейского сообщества необходимо и дальше уделять этому вопросу повышенное внимание, делая всё возможное для формирования позитивного отношения к судебной системе.

 

К сожалению, остаётся не решённой проблема низкой заработной платы работников аппарата судов, что отрицательно сказывается на работе судов, так как создаёт большую текучесть кадров, да и нехватку работников аппарата судов. Этот вопрос требует своего разрешения, но на сегодняшний день он остаётся и надо продолжать прилагать усилия для его разрешения.

 

Безусловно, в процессе совершенствования судебной системы возникают многообразные и сложные проблемы.

 

Однако в Конституции Российской Федерации закреплено, что каждый гражданин вправе защищать свои права и интересы в суде. Поэтому граждане желают видеть суд в качестве реального механизма защиты их прав и законных интересов, а судей - беспристрастными, высококвалифицированными и справедливыми служителями правопорядка. Эти ожидания обязывают судебную систему постоянно совершенствоваться. И мы с вами должны сделать всё от нас зависящее, чтобы каждый гражданин на территории Хабаровского края, если его права оказались нарушенным смог бы быстро и без проволочек восстановить их в судебном порядке и тем самым обеспечить верховенство права.

 

Председатель Хабаровского краевого суда

С.И. Братенков

14.02.2013 г.

http://kraevoy.hbr.sudrf.ru/modules.php?name=press_dep&op=3&did=10

Хабаровский краевой суд

.