В Кремле утверждают, что запретных тем не будет. И если кто ворует - всех в тюрьму. С таким заявлением выступил первый вице-премьер Игорь Шувалов, побывавший во Владивостоке.

 

Напомним, не один год он лично курировал подготовку Владивостока и Русского к саммиту.

 

С Дирекцией плохо, без Дирекции еще хуже?

 

Шувалов утверждает: он подозревал, что в Дальневосточной дирекции Минрегиона, которая выступала заказчиком строительства, не все ладно.

 

- В какой-то момент я даже дал формальное поручение Минрегиону и МВД проверить деятельность Дирекции на предмет соответствия ее работы федеральному законодательству, проверить, есть ли там какие-то нарушения, - говорит Шувалов. - Я всегда считал, что Дирекция — лишнее звено. И об этом неоднократно информировал Минрегион. Министерство при этом приводило свои аргументы,что невозможно оставить без дополнительного контроля такую большую стройку. И что Дирекция должна в первую очередь приглядывать за тем, как будет возводиться университетский комплекс на острове Русском. И если мы не будем работать через Дирекцию, будет еще больше злоупотреблений, — отметил первый вице-премьер.

 

Чтобы понять, что в Дальневосточной дирекции есть проблемы с финансовой дисциплиной, первым вице-премьером быть не обязательно. О том, что чиновники, по меньшей мере, слишком вольно обходились с нормами закона, известно немало.

 

Первым звоночком, к примеру, должны были стать результаты проверки использования средств федерального бюджета, проведенной Приморским управлением Росфиннадзора еще в 2010 году.

 

Миллионы за невыполненные работы

 

Специалисты этой организации изучили расходы Дирекции за период с 01.01.2008 по 01.03.2010 год. К тому времени через Дирекцию прошли чуть более 10 миллиардов рублей. 9 миллиардов 700 миллионов рублей организация потратила тогда на проектирование и строительство объектов, а 400 с лишним миллионов – на содержание собственной структуры.

 

Список нарушений – на добрый десяток страниц убористого текста. Вот лишь некоторые из них.

 

При проверке использования средств на проектирование и строительство объектов установлены, к примеру, факты оплаты расходов контрагентам без оправдательных документов на сумму 7 с половиной миллионов рублей! Контролерами Росфиннадзора были выявлены случаи оплаты невыполненных объемов работ. Здесь сумма больше - 23 213 300 рублей.

 

На момент проверки обнаружилось и еще одно серьезное нарушение – Дирекция «забыла» перечислить обратно в федеральный бюджет 3 272 800 рублей, которые ранее взыскала с недобросовестных поставщиков. Нарушение вроде бы несущественное. Но дающее представление о том, что финансовая дисциплина в Дальневосточной дирекции постоянно хромала – разницы между федеральным бюджетом и бюджетом собственной организации здесь, похоже, не очень-то и видели.

 

Премии за ненужную работу?

 

Еще печальнее выглядит финансовая дисциплина при оплате собственных расходов Дирекции. Из 400 миллионов, потраченных на собственные нужды, 81 миллион рублей потратили с нарушением закона.

 

Специалисты Дирекции щедро оплачивали работу сторонних привлеченных организаций. Нормальная, казалось бы, практика. Если закрыть глаза на то, что эти самые работы, заказанные на стороне, должны были выполнять сами сотрудники Дирекции – они входят в их должностные обязанности, и за это им платят не самые маленькие зарплаты. При этом, как следует из результатов проверок, Дирекция в нарушение действующего законодательства не раз заказывала услуги, даже не удосужившись обосновать их необходимость.

 

Да, можно сослаться на форс-мажор и отсутствие времени для требуемых по закону согласований. Но, если верить специалистам Росфиннадзора, это не тот случай.

 

Распространенной практикой в Дирекции была выплата существенных премий. При этом вопиюще выглядит факт, что 8 122 000 рублей были выплачены в качестве премии за работу, результаты которой никогда и никем не были использованы.

 

Дирекцией, как утверждают в Росфинмониторинге, приобретались товарно-материальные ценности сверх необходимых нужд. Распространенной практикой были списание и оплата расходов сотрудников сверхустановленных размеров и без оправдательных документов.

 

В этой связи не более чем детской шалостью представляются факты оплаты личных телефонных переговоров сотрудников – в Дирекции неоднократно путали личную шерсть с государственной.

 

Кстати, и по большому счету, назвать это воровством сложно. По нашим законам это всего лишь нецелевое использование средств федерального бюджета.

 

По данным все того же Росфинмониторинга, к Дальневосточной дирекции Минрегиона и позднее возникали вопросы. Финансовые контролеры сталкивались со случаем завышения цен по контрактам Дальневосточной дирекции. В частности, были претензии и к пресловутому контракту на осуществление технического надзора за ходом строительства объектов саммита. Росфинмониторинг посчитал, что сумма контракта, скорее всего, была завышена заказчиком почти на 150 миллионов рублей.

 

Джипы-люкс для курьеров

 

Вообще, Дальневосточная дирекция Минрегиона не сильно ограничивала себя в тратах.

 

К примеру, только на автотранспортное обслуживание сотрудников Дальневосточная дирекция потратила в 2012 году около 22 миллионов рублей.

 

Речь идет о договорах аренды автомашин с водителями для нужд представителей заказчика во Владивостоке и в Москве.

 

Во Владивостоке Дирекция арендовала для собственных нужд два Land Cruiser-200, шесть Land Cruiser Prado и одну Toyota Camry для руководящего состава. Остальным предлагалось перемещаться на Toyota Hiace, FIAT Dukato и четырех UAZ Patriot.

 

Оплата за аренду предполагалась почасовая. Час работы, к примеру, Land Cruiser-200 определялся в 514 рублей, а Land Cruiser Prado – в 505 рублей.

 

По договору Land Cruiser-200 и Land Cruiser Prado должны были предоставляться заказчику ежедневно с 8 утра до 9 вечера.

 

Честно говоря, не очень понимаю: как руководство Дальневосточной дирекции планировало выполнять свои непосредственные обязанности, если, исходя из условий контракта, собиралось каждый день проводить в дороге как минимум 12-13 часов.

 

Не очень представляю, сколько на самом деле ежедневно проводил в пути глава Дальневосточной дирекции Олег Букалов. Скорее всего, не более 40 минут утром по пути на работу, не более часа-полутора днем, перемещаясь по городу, и не более 40 минут вечером – по пути домой.

 

Все остальное время машина простаивала в ожидании высокого пассажира под окнами. И за каждый час ожидания Дальневосточная дирекция Минрегиона не задумываясь готова была платить 500 с лишним рублей.

 

Или Land Cruiser-200 чиновники арендовали для ежедневного использования курьерами компании, которым необходимо было с утра до ночи развозить документы по городу и краю?

 

Ведь, если судить по ценам официального дилера Toyota, потраченные на автопростои 10 с лишним миллионов рублей можно было бы запросто истратить на покупку как минимум семи Land Cruiser-200 в люксовой комплектации!

 

Нет ясности и в том, для чего Дальневосточной дирекции потребовалось арендовать столько люксовых машин. Если верить другому контракту – на страхование автотранспортных средств, в собственности Дирекции и так были как минимум две машины Toyota Camry, семь Land Cruiser Prado и два Land Cruiser-200, два микроавтобуса Toyota Hiace и один Mercedes Viano.

 

Формально, по бумагам, все эти контракты абсолютно законны. А вот вопрос целесообразности подобных трат - из другой области.

 

Сотовая связь – по максимуму

 

Не стесняла себя Дальневосточная дирекция и в телефонных переговорах. Только на предоставление услуг сотовой связи за последний год с небольшим казенное учреждение объявило три конкурса. На общую сумму 1 305 371 рубль. Компания была готова оплачивать разговоры по 96 номерам сотрудников Дирекции.

 

При этом тарифы мобильных операторов выбирались не самые дешевые. К примеру, в среднем треть из этих сумм – оплата трафика мобильного Интернета.

 

Немудрено, что суммы выходили немаленькие. Ведь стоимость трафика в конкурсной документации была рассчитана по 8,45 рубля за мегабайт. Сложно поверить в то, что чиновники из Дальневосточной дирекции не знали о существовании практически у всех сотовых операторов тарифных опций, в разы снижающих стоимость мобильного Интернета.

 

Примерно так же обстоят дела и с оплатой международных звонков. Даже несмотря на наличие у компаний мобильной связи специальных скидок на звонки за границу, руководство Дирекции за все было готово платить по максимуму.

 

Опять повторюсь: формально никакого криминала в этом нет. Просто не свои деньги тратить без счета легко и приятственно...

 

Вообще же, похоже, что все контракты Дальневосточной дирекции Министерства регионального развития требуют детального изучения. Хотя бы на предмет обоснования целесообразности произведенных затрат. Аренда представительских джипов и оплата по максимуму сотовой связи – это лишь малая толика закупок, по которым возникают вопросы даже при поверхностном взгляде на контракты.

 

«МК во Владивостоке», 28.11.12

http://vlad.mk.ru/article/2012/11/28/780281-blesk-i-nischeta-stroiteley-sammita.html

.