Скандал, связанный с освоением федеральных средств на проведение саммита АТЭС-2012 во Владивостоке, не утихает.

 

Правоохранительные органы продолжают расследовать все новые уголовные дела, Счетная палата РФ продолжает проверки. (см. Блеск и нищета строителей саммита).

 

Главный смотрящий

 

В конце прошлой недели президент Владимир Путин отправил в отставку своего советника, долговременно отвечавшего за подготовку Приморья к международному форуму.

 

На сайте Кремля появился текст указа об освобождении от занимаемой должности советника главы государства Сергея Ушакова. В штабе Владимира Путина он курировал несколько направлений. В частности, руководил работой так называемой мобильной приемной президента. Такая выездная приемная работала во многих регионах России, собирая жалобы и предложения россиян.

 

Аналитики утверждают – Ушаков с работой над проектом мобильной приемной справлялся. А вот с контролем над федеральными средствами, выделявшимися на подготовку и проведение саммита АТЭС во Владивостоке, – нет.

 

Напомним: отставной чекист Сергей Ушаков перешел на работу в администрацию президента в 2007 году с должности первого заместителя директора Федеральной службы охраны. До этого в анамнезе у чиновника числились служба в органах КГБ-ФСБ и работа в «Газпроме», где он возглавлял корпоративную службу безопасности.

 

Пять лет назад Сергей Ушаков вошел в рабочую группу по подготовке саммита, где возглавлял объединенный штаб силовых структур форума АТЭС.

 

Официальной задачей штаба была координация деятельности силовиков по защите участников форума. Неофициальной, в числе прочих – контроль за расходованием средств, выделяемых на саммит. Благо опыт подобной работы у Ушакова, возглавлявшего СБ «Газпрома», уже был.

 

Характерно, что с официальной частью своей работы штаб Ушакова, по мнению специалистов, справился; на слуху многочисленные возвраты «перерасходов» субподрядчиками как в ходе строительства, так и после него. Плюс жалобы руководства «Крокуса» на жесткий контроль бюджета стройки со стороны силовиков…

 

Кремль, однако, не пояснил причины отставки чиновника. Отсутствие привычной в таких случаях формулировки «в связи с переходом на другое место работы», скорее всего, говорит о том, что Ушаков впал в немилость главы государства.

 

Поговаривают: недавно силовики положили на стол президенту масштабный и более-менее итоговый доклад о фактах и размерах коррупции при освоении средств саммита. В котором деятельность арестованного замминистра регионального развития Романа Панова, причастного, по версии следствия, к хищениям почти 100 миллионов рублей, на фоне остальных фигурантов и фактов доклада выглядит детской шалостью...

 

Говорят, что одним из основных выводов доклада стало утверждение о том, что Ушаков, который должен был присматривать за денежками, оказался неспособен это выполнить эффективно.

 

Неприкасаемые

 

Параллельно с увольнением экс-ФСБшника почетного звания «Заслуженный строитель России» прямо под новогоднюю елочку удостоен легендарный зачинатель стройки на Русском Евгений Рогоза. Приморцам он известен как бывший руководитель Дальневосточной дирекции Минрегиона – главного заказчика строительства объектов саммита.

 

В указе президента говорится: почетное звание присвоено Евгению Владимировичу «за заслуги в области строительства и многолетний добросовестный труд».

 

У следствия о многомиллионных хищениях к Евгению Рогозе вопросов нет. Ну, или пока нет. Ведь именно во времена Рогозы в числе подрядчиков на стройках саммита появились челябинские компании. В частности, та самая пресловутая инвестиционная группа «Пионер», деятельность которой глава Счетной палаты России Сергей Степашин назвал «классическим примером воровства средств федерального бюджета».

 

На фоне скандалов вокруг Дальневосточной дирекции и челябинских бизнес-партнеров Евгения Рогозы («МК во Владивостоке» писал об этом в предыдущих номерах) присвоение почетного звания за достигнутые трудовые успехи Евгению Рогозе выглядит своеобразной индульгенцией «неприкасаемости».

 

Контракт под заказчика

 

Очередной вполне ожидаемой веткой скандалов саммита стало дело аренды круизного лайнера Legend of the Seas. Теплоход стал гостиницей для участников саммита. Здесь жили члены технических делегаций как правительственного форума, так и форума лидеров экономики стран АТЭС.

 

Счетную палату, говорят, заинтересовали и стоимость контракта, и тот факт, что уже оплаченное из бюджета проживание в каютах «Легенды морей» продавалось затем непосредственным участникам саммита некими странными фирмами.

 

Оказывается, еще в середине 2010 года в администрации прежнего губернатора знали – обещанные пятизвездочные гостиницы к саммиту построить не успеют, и многих гостей придется размещать на пришвартованном во Владивостоке круизном лайнере.

 

Тогда же департамент промышленности и транспорта краевой администрации разместил на официальном сайте госзакупок информацию об открытом аукционе на аренду круизного теплохода.

 

Срок аренды техническим заданием по контракту определялся с 1 по 9 сентября, то есть 9 дней и 8 ночей.

 

Техническое задание, как говорят специалисты по госзакупкам, довольно странное. Очень похоже, что оно изначально писалось под конкретного заказчика и конкретное судно.

 

К примеру, в аукционной документации указывалось, что требуется судно, которое построено не раньше 1994 года, но не позднее 2006-го. И если первое ограничение «не ранее» еще понять можно, то требование «не позднее» наводит на мысль, что речь идет о вполне конкретном, заранее предопределенном теплоходе. То же самое касается и размеров судна.

 

Единственным участником, заявившим о своей готовности принять участие в аукционе, оказалась некая питерская компания – ЗАО «Инфлот Ворлдвайд». С ней и был заключен госконтракт на сумму 220 000 000 рублей. Компания обязалась поставить в аренду круизный теплоход Legend of the Seas. В его каютах могут с комфортом расположиться 2076 пассажиров.

 

Питерская компания не новичок на рынке морских круизов, выступает агентом ряда крупных пассажирских теплоходов. Ее учредители – бизнесмен Виталий Судник, владеющий, по данным ЕГРЮЛ, 80% акций компании, и капитан порта «Большой Санкт-Петербург» Петр Паринов – у него 20% акций.

 

Из технического задания тендерной документации ясно – организаторы саммита покупали не просто пребывание лайнера в порту Владивостока, но и расселение там гостей саммита и их трехразовое питание.

 

Плачу два счетчика!

 

Как определялась максимальная цена контракта при объявлении аукциона, из конкурсных документов не ясно. Требование обязательного обоснования максимальной цены федеральным законодательством было введено только в 2011 году.

 

Но небольшое исследование круизного рынка порождает массу вопросов. И главный из них – можно ли считать цену аренды Legend of the Seas обоснованной.

 

За точку отсчета, к примеру, можно взять цену обычного морского круиза на этом же лайнере. В 2012 году «Легенда морей» работает в Юго-Восточной Азии, следовательно, прибавлять стоимость перегона теплохода со Средиземного моря или Карибского бассейна – основных круизных регионов – к контракту нужды нет.

 

Отработав плавучей гостиницей во Владивостоке, Legend of the Seas через четыре дня ушла в очередной круиз – из Ниигаты через Шанхай в Гонгонг и обратно. Те же самые 9 дней и 8 ночей. За размещение в каюте класса Junior Suite, не самой дешевой 22-метровой каюте с балконом и видом на океан, туроператоры с учетом своей агентской маржи просили 56 000 рублей. Но таких кают на «Легенде» не большинство. Основу же «номерного фонда» составляют каюты класса Interior Stateroom. Путешествие в такой каюте обошлось бы любому желающему в том круизе в 29 000 рублей.

 

Даже если предположить, что загрузка в этом рейсе была 100%-ной и каждый из 2076 пассажиров заплатил, как за проживание в сьюте, компания-оператор в лучшем случае выручила бы за 9 дней морского круиза около 120 миллионов рублей. То есть практически в два раза меньше, чем заплатила администрация Приморья за стоянку Legend of the Seas во Владивостоке по контракту с ЗАО «Инфлот Ворлдвайд».

 

Сколько заплатила компания «Инфлот Ворлдвайд» оператору «Легенды морей» компании Royal Carribbean Int., сказать сложно. В сентябре «Форбс» со ссылкой на исполнительного директора ЗАО «Инфлот» Геннадия Михайлова называл цену фрахта - 100 миллионов рублей. Что в общем и целом смыкается с нашим очень приблизительным подсчетом.

 

Двойные продажи

 

Но история на этом не закончена. Выяснилось, что уже находящиеся в аренде у администрации Приморского края и честно ею оплаченные каюты, рестораны и конференц-залы Legend of the Seas во время саммита не всем участникам форума предоставлялись бесплатно. К примеру, Национальный деловой центр АТЭС и ФГУП «Президент-сервис» арендовали каюты для проживания гостей форума на лайнере у некоего ООО «Инфлот Круз энд Фэрри». Компания является официальным представителем в России туроператора Royal Carribbean Int.

 

Какое отношение это общество с ограниченной ответственностью имеет к уже известному нам ЗАО «Инфлот Ворлдвайд», сказать сложно. Но нечто родственное в названии присутствует.

 

По некоторым данным, сдавая каюты, уже и так щедро оплаченные из бюджетных средств, «Инфлот Круз энд Фэрри» заработало от 34 до 48 миллионов рублей.

 

Счетная палата и правоохранительные органы уже заинтересовались этими контрактами. Но дойдет ли до уголовных дел, покажет только время.

 

Пока что можно смело говорить только об одном – найти хоть одно направление в подготовке к саммиту, где бы не возникало финансовых вопросов, крайне сложно.

 

«МК во Владивостоке», 19.12.12

http://vlad.mk.ru/article/2012/12/19/789405-ne-usledili.html

.