Министру по развитию Дальнего Востока Виктору Ишаеву вопрос о содержательных полномочиях его министерства пока прояснить не удается. Фото: Павел Кассин /  Коммерсантъ
Министру по развитию Дальнего Востока Виктору Ишаеву вопрос о содержательных полномочиях его министерства пока прояснить не удается. Фото: Павел Кассин / Коммерсантъ

Министерство по развитию Дальнего Востока не желает смириться с ролью координатора инициатив федерального центра в регионе. Министерство разработало проект постановления правительства, согласно которому оно получит возможность распоряжаться всем федеральным имуществом на территории ДФО и контролировать его использование, в том числе проводить приватизацию. По данным «Ъ», и эта идея уже не находит понимания у Минэкономики России.

 

Минвостока 27 ноября направило на согласования в ведомства проект постановления правительства, который определяет полномочия министерства по управлению федеральным имуществом. Напомним, в начале лета полпред президента в ДФО Виктор Ишаев, возглавивший в новом правительстве Министерство по развитию Дальнего Востока, предложил предоставить этому министерству беспрецедентные полномочия. Речь шла, помимо прочего, о возможности управлять всем федеральным имуществом на территории региона и организовывать его продажу. Однако в ходе согласований в Белом доме запросы господина Ишаева подверглись серьезной корректировке. Согласно положению о министерстве, одобренному постановлением от 30 июня за подписью Дмитрия Медведева, Минвостока может «осуществлять полномочия собственника федерального имущества на территории ДФО в порядке и пределах, установленных федеральными законами, актами президента и правительства».

 

Минвостока предлагает прописать эти порядок и пределы в постановлении правительства, проект которого и был направлен на согласование. Документ практически полностью повторяет идеи, предлагавшиеся господином Ишаевым в начале лета. Так, министерство, помимо функций управления, получает полномочия по распоряжению федеральным имуществом и контролю за его использованием, в частности, имеет право проводить проверки. Не обойдена вниманием и приватизация - министерство по проекту получает полномочия по проведению торгов и оценке приватизируемых активов. Для осуществления этих функций предлагается переподчинить Минвостока территориальные подразделения Росимущества. При этом министерство собирается само вести реестр федерального имущества, расположенного в регионе. Все эти меры необходимы для того, чтобы «сократить сроки принятия управленческих решений», «более эффективно управлять федеральным имуществом в условиях усиления глобальной конкуренции со стороны стран Восточной Азии» и «укрепить позиции дальневосточных компаний на мировых высокотехнологических рынках», говорится в пояснительной записке к документу.

 

По данным «Ъ», эти предложения не встретили понимания в Минэкономики. В ведомстве считают, что амбиции Минвостока выходят далеко за пределы полномочий, закрепленных в положении о министерстве от 30 июня. По мнению Минэкономики, министерство Виктора Ишаева может лишь управлять федеральным имуществом, но не распоряжаться им; что касается проведения приватизации и контроля за использованием имущества, то такие функции в положении о Минвостока вообще не указаны. Кроме того, речь идет фактически о создании особого режима управления федеральным имуществом на части территории страны, и такой подход неизбежно приведет к возникновению коллизий. Например, неясно, как быть с имуществом, расположенным на границе нескольких федеральных округов, и как обеспечить единство реестра, если Минвостока собирается учитывать подконтрольное федеральное имущество отдельно.

 

Хотя процесс согласования еще идет, сложно предположить, что Белый дом неожиданно позволит министерству со штаб-квартирой в Хабаровске получить почти полный контроль над федеральным имуществом на трети территории страны. На данный момент вес Минвостока в нынешнем правительстве минимален. Министерство из всех федеральных органов получает наименьшее финансирование - всего 800 млн руб. в следующем году, в 2014-2015 годах эта сумма сократится до 280 млн руб., то есть до нынешнего фонда оплаты труда. Впрочем, в необходимость экстраординарных мер для развития Дальнего Востока верят не только в Хабаровске, но и в Кремле: Владимир Путин неделю назад предложил вернуться к идее создания соответствующей госкорпорации, после чего сомнений в самой необходимости Минвостока станет еще больше.

 

Юрий Барсуков,

«Коммерсантъ», №232 (5017), 07.12.2012

http://www.kommersant.ru/doc-y/2084266

--------------

 

Министра понесло на Восток


 

Минвостокразвития заявило о намерении уравнять в условиях бизнесменов ДФО и других регионов

 

Министр по развитию Дальнего Востока Виктор Ишаев предложил реализовать на Дальнем Востоке сразу несколько амбициозных проектов. По его мнению, строительство «второго БАМа», модернизация Транссиба и строительство перехода на Сахалин обеспечат расширение бизнеса и дадут региону толчок для развития, уравняв его по условиям с другими субъектами РФ. Участники рынка и аналитики считают проекты перспективными, однако говорят, что подходить к ним надо комплексно, иначе не избежать проблем как с их функционированием, так и с дальнейшим привлечением инвестиций в данные сектора.

 

В ходе выступления в Совете Федерации Виктор Ишаев предложил с целью ускорения развития Дальнего Востока сделать упор на развитие транспортной системы, инфраструктуры, обрабатывающих отраслей промышленности. «Крупные точки роста связаны, в первую очередь, с освоением природно-ресурсного потенциала макрорегиона, с комплексными инвестиционными проектами. Однако для их успешной реализации необходимы государственные инвестиции в инфраструктуру»,- сказал министр. Полпред заявил, что приоритетными должны быть те проекты, которые обеспечивают создание условий для привлечения частных инвестиций. К таковым, по его мнению, относятся проекты транспортного развития, а также перевозок. «Необходимо модернизировать Транссиб и порты, на которые выходит магистраль. Строительство второго пути БАМа увеличит пропускную способность магистрали. По сути, ее можно назвать БАМ-2. Речь также идет о строительстве мостового или тоннельного перехода на остров Сахалин. Это усилит геополитическое положение России на Дальнем Востоке. И, наконец, выход на Транссиб должна получить Транскорейская магистраль», - поделился планами министр.

 

Парламентарии решили создать рабочую группу по разработке предложений по развитию Дальнего Востока и соответствующего законопроекта, предусматривающего предоставление дальневосточным регионам льгот по уплате налогов, таможенных пошлин и льготных цен (тарифов) в сферах электроэнергетики, газоснабжения, теплоснабжения с целью создания равных условий развития с другими субъектами РФ (в некоторых западных регионах введены преференции для местного бизнеса). В частности, в Свердловской области власти дают налоговые льготы по налогу на имущество. «При наличии массированных инвестиций из различных источников, активизации государственно-частного партнерства, опережающем развитии транспортной инфраструктуры мы сможем решить многие проблемы дальневосточников, обеспечить расширение бизнеса и, самое главное, создать новую точку роста российской экономики», - резюмировал министр.

 

Участники дальневосточного рынка в целом положительно оценили планы министерства, но при этом отметили, что часть названных проектов - прямая забота государства. Например, модернизация причалов в портах. «Что же касается иной портовой инфраструктуры, то собственники об этом и так заботятся, поскольку напрямую заинтересованы в стабильной работе, увеличении объемов и т.д.», - отметил гендиректор МП «Трансазия холдинг» Иосиф Гурджа.

 

Говоря о модернизации Транссибирской магистрали, участники рынка заметили, что вопрос требует комплексного подхода. «Необходима плановая модернизация всей сети, именно плановая, скоординированная со всей остальной сетью»,- считает господин Гурджа.

 

При этом в необходимости строительства «второго БАМа» участники рынка сомневаются. «Наверное, это хороший проект, но нужно подсчитать, возможно, дешевле будет модернизировать сортировочные станции, обновить тяговый подвижной состав, разработать современные программы по диспетчеризации движения»,- полагает генеральный директор ОАО «РЖД-Логистика» Александр Воронин. Он добавил, что в текущей ситуации, когда грузопоток падает, деньги целесообразней вкладывать в технологии. «Впрочем, от реконструкции тех же припортовых станций отказываться нельзя. Так как они не справляются и с текущими объемами», - заключил собеседник.

 

Планы министерства по строительству мостового или тоннельного перехода на остров Сахалин участники рынка оценивают как хорошую альтернативу существующей паромной переправе, тем более что с последней, по их словам, постоянно возникают проблемы. «Это должно облегчить доставку грузов и в одном, и в другом направлении, уменьшить нагрузку на порты», - говорит господин Воронин.

 

Аналитики поддерживают мнение бизнесменов. «Если говорить об актуальности проектов, то я бы ранжировал их в следующем порядке: во-первых, необходимо ликвидировать «узкие» места на БАМе (участок Бикин-Амурский залив-Смоляниново-Находка) и Транссибе (от Комсомольск-Сортировочная до Сов. Гавани). Во-вторых, вывести на Транссиб Транскорейскую магистраль, в-третьих, построить переход на остров Сахалин», - считает аналитик группы «Метрополь» Андрей Рожков. Вместе с тем эксперты не берутся оценить финансовую составляющую, так как пока нет оценок строительства этих проектов. «Но с уверенностью можно говорить, что приоритетные проекты - Транссиб и узкие места на БАМе - должны быть реализованы - так как в них заинтересованы как бизнес, так и государство, а значит - они могут быть профинансированы как частным, так и государственным капиталом», - заключил господин Рожков.

 

Ксения Писарева,

Коммерсантъ (Владивосток), №232 (5014), 07.12.2012

http://www.kommersant.ru/doc-y/2084022

.