Министр транспорта РФ Игорь Левитин не видит перспектив развития Хабаровского аэропорта «в том виде, в каком он существует сейчас». Об этом он заявил на прошедшем в Хабаровске совещании с руководителями транспортных структур. По словам министра, вкладывать деньги в развитие инфраструктуры хабаровского аэропорта и создание на его базе хаба правительство начнет только после того, как имущество порта перейдет в ведомство Минтранса РФ. Речь, в частности, идет о зданиях на территории порта и земле под взлетно-посадочными полосами. "В противном случае мы будем вынуждены отказаться от финансирования этого проекта", - заявил Игорь Левитин.
После этого заявления министра руководство Хабаровского края не могло не почувствовать себя в, мягко говоря, сложном положении. Ведь большая честь объектов, о которых шла речь, давно уже находится в собственности компании «Альянс», владеет которой семья бизнесменов Бажаевых.
Два года назад крупнейший на Дальнем Востоке аэропорт, приносящий 132,4 млн. руб. чистой прибыли ежегодно, был продан «Альянсу» без приватизационного конкурса и всего за $10 млн. – что намного меньше той суммы, которую получил бы краевой бюджет в случае открытой продажи. Например, аэропорт Сочи, сопоставимый с Хабаровским по пассажиропотоку, ушел с открытых торгов за сумму, в двадцать раз большую. Если федеральный центр решит заинтересоваться историей этой сделки с госсобственностью, руководству края и лично губернатору Виктору Ишаеву придется пережить немало неприятных минут: им будет трудно объяснить причины, по которым стратегический объект ушел в частные руки без проведения торгов и по откровенно невыгодной государству схеме.
Купив аэропорт, «Альянс» получил возможность диктовать «свой» уровень цен на авиационный керосин, поставляемый с Хабаровского НПЗ, принадлежащего «Альянсу»: 24 тыс. рублей за тонну при отпускной цене 17,9 тыс. рублей. В случае отказа покупать у «Альянса» топливо по завышенной цене, самолеты в Хабаровском аэропорту просто не заправляются. На прошлой неделе были задержаны или отменены сразу несколько рейсов: Хабаровск—Иркутск—Санкт-Петербург, Хабаровск—Краснодар и Санкт-Петербург—Иркутск—Хабаровск—Южно-Сахалинск. Такая позиция «Альянса» вызвало особенное возмущение у главы «Аэрофлота» Валерия Окулова, который назвал собственников «Альянса» «циниками и мракобесами». Он провел специальную пресс-конференцию, на которой резко критиковал монопольное положение» «Альянса» как поставщика авиатоплива в Хабаровске. «Такими действиями пытаются выкручивать руки авиаперевозчикам», - заявил г-н Окулов. - «Хабаровский аэропорт» и «Альянс-Пром» противодействуют организации альтернативного топливообеспечения. Доильный аппарат пристроили к пассажирам».
Однако гендиректор компании ОАО «Хабаровский аэропорт» Алексей Власов настаивает на том, что отказ дозаправки самолетов является «вынужденной мерой». А цену авиационного керосина в аэропорту, вопреки очевидным фактам, называет «самой низкой по сравнению с другими». В сущности, «Альянсу» сегодня не о чем беспокоиться: являясь держателем основных активов Хабаровского аэропорта, фактически – монополистом, он обеспечил себе устойчивый рынок сбыта производимого топлива. Однако, по словам директора «Аэрофлота» по связям с общественностью Льва Кошлякова, «Альянс» «не могут не раздражать» призывы «Аэрофлота» к организации альтернативного снабжения топливом во всех аэропортах России вообще и в Хабаровске в частности.
Продажа краевой администрацией аэропорта «Альянсу», явно пошла в разрез с планами Минтранса. А это может привести к тому, что министерство переориентирует создание хаба на порт во Владивостоке. К участию в развитии Приморья сегодня активно привлекаются инновационные компании и финансовые институты. На днях во Владивостоке начала работу Тихоокеанская венчурная площадка, которая проводится в рамках программы Первого Тихоокеанского экономического конгресса, запланированного на июль этого года. Конгресс станет подготовительным этапом к председательству России в форуме АТЭС в 2012 году.
Явное усиление позиций Владивостока в конкуренции с Хабаровском не добавляют политических очков губернатору Ишаеву среди земляков. В этой связи перспектива его дальнейшей карьеры выглядит далеко не безоблачно. Продажа хабаровского аэропорта может еще больше усугубить положение Ишаева. Ухудшение его отношений с Кремлем началось два года назад, когда губернатор Хабаровского края отправил Путину письмо, в котором обвинил его в нарушении Российской Конституции. Поправки к федеральному законодательству, внесенные президентом в рамках реформы по разграничению полномочий, были названы Ишаевым: «изменяющим государственное устройство России» и «отменяющим федеративные принципы ее построения». Напряжение между губернатором и Кремлем с тех пор явно не пошло на убыль. О чем свидетельствует и боязнь Ишаева ставить перед президентом вопрос о продлении своих полномочий. Пролет жителей Хабаровска мимо хаба, также явно не будет способствовать укреплению позиций губернатора.
Ольга Краснова, solomin, 16.04.2007.