В течение 2007 – 2013 годов ежегодное финансирования федеральной целевой программы «Дальний Восток и Забайкалье» будет увеличено как минимум на 50 миллиардов рублей (против нынешних 300 – 600 миллионов рублей), а портфель инвестиций вырастет примерно на 700 миллиардов рублей (против 180 – 200 миллиардов рублей в настоящее время). Об этом было заявлено на первом Дальневосточном региональном форуме, прошедшем в Хабаровске.

 

Уйти от сырьевой специализации

 

За круглым столом, где собрались федеральные и региональные законодатели, губернаторы и ученые со всего региона, по сути, решали судьбу Дальнего Востока. Именно здесь определили пути дальнейшего развития экономики. Ее характер должен быть опережающим и комплексным. Ставки сделаны на интенсификацию производства, основанную на применении эффективных средств производства (оборудования, машин), современных технологий, совершенных форм и методов организации труда и управления производством. А одной из финансовой составляющей экономики станет рента – доход с капитала, земли, имущества, который не связан непосредственно с предпринимательской деятельностью.

По словам губернатора Хабаровского края Виктора Ишаева, если учитывать рентную составляющую, то Дальний Восток и Сибирь будут финансово самодостаточными, а значит, будет на что развиваться.

Правда, что касается самостоятельности, то как отметили участники форума, при нынешней внешней политике, можно потерять не только экономическую, но и физическую самостоятельность. Китай уже лидирует по темпам роста экономики, а значит, способен оказывать влияние на будущее региона, на его экономическую структуру. Уже сегодня производители подстраиваются под интересы Китая и выполняют все их требования. А требование у них простые: им нужен в неограниченных количествах лес, газ и нефть…

- Нас с удовольствием принимают страны АТР, но только как сырьевой придаток, - подтверждает губернатор Виктор Ишаев.

По его словам, в расчете на российский импорт леса на северо-востоке Китая строят гигантские деревообрабатывающие комплексы, способные перерабатывать до 110 миллионов кубометров древесины в год. Только в соседнем Суйфэньхэ построено пятьдесят деревообрабатывающих предприятий. В расчете на российский импорт нефти, Китай развивает нефтехимическое производство. К примеру, в Даляне нефтеперерабатывающие заводы способны производить до 20 миллионов тонн нефтепродуктов в год, а в провинции Хэйлунцзян планируют построить дополнительно еще 90 нефтеперерабатывающих предприятий.

- Мы загружаем их предприятия, даем развиваться их экономики, вместо того, чтобы производить продукцию у себя, оставлять добавочную стоимость и развивать свое производство, - говорит губернатор края. -  А еще даем им рабочие места. В Китае только в деревоперерабатывающей отрасли занято два миллиона человек, а у нас от силы несколько тысяч.

 

Нужен буфер…

 

По мнению экономистов, чтобы дать импульс развитию экономики Дальнего Востока, не надо выдумывать новых форм и методов, надо посмотреть, как работает в этом направлении Китай, и перенять их модель развития.

Так лесо- и нефтеперерабатывающие производства работают в Китае вдоль российской границы, тем самым, китайцы создали на своей территории некую «контактную зону», которая является буфером в экспорте и импорте товаров и услуг.

Эксперты обращают внимание, что подобную экономическую контактную зону с сопредельными экономиками стран Северо-Восточной Азии (СВА) можно сформировать вдоль границы на нашей территории. Эта контактная зона сможет опираться на крупные промышленные предприятия: в Благовещенске, в Хабаровске, в Комсомольске-на-Амуре, в Уссурийске, во Владивостоке и в Находке. Именно здесь должен быть создан своеобразный фильтр, который будет поставлен на пути сырьевых, транспортных и энергетических потоков, обеспечивая производство добавленной стоимости, повышение доходности региона.

Другое дело, что в контактную зону с сопредельными странами надо привлекать частный бизнес. Но как?

 

… и частные инвесторы

 

Экономисты выделяют пока два широтных пояса экономического развития, которые потенциально привлекательны для частных инвесторов.

Первый из них: южный широтный пояс экономического развития, который идет вдоль Транссибирской магистрали. Здесь наряду с крупнейшими городами сосредоточены центры обрабатывающей промышленности. Формирование и развитие второго пояса - северного широтного экономического пояса, возможно посредством создания в нем производственно-транспортных (инфраструктурных) зон (ИПТЗ). Формирование этого пояса должно опираться на сырьевые ресурсы.

В качестве пилотных проектов, на форуме были предложены: Нижнеангарская зона в Красноярском крае, Южно-Якутская зона в Республике Саха (Якутия) и Ванинско-Совгаванская зона в Хабаровском крае.

Перспективы Южно-Якутской зоны связаны с замещением вырабатываемого нерюнгринского угля  - эльгинским, путем строительства Эльгинского разреза и последующим экспортом его через порт Ванино. Ванинско-Сонгаванская зона, будучи выгодным промышленно-транспортным узлом имеет преимущества перед другими портами Дальнего Востока в связи с прямым выходом на две независимые железнодорожные магистрали - Транссибирскую и Байкало-Амурскую. Транспортировка грузов по БАМу позволяет сократить маршрут почти на 700 километров, что дает экономию времени и транспортных издержек.

Интерес к Ванинско-Совгаванской зоне уже проявляют крупные российские корпорации как «СУЭК», «Евразфинанс», «Базовый элемент», «Покровский ГОК», а также иностранные компании, связанные с лесо- и рыбопереработкой, алюминиевым бизнесом. С учетом развития нефтяного порта в Де-Кастри и сахалинских проектов на побережье Хабаровского края, видно, что здесь формируется достаточно мощная прибрежная экономическая зона.

Что касается Северо-Читинской зоны, то там сосредоточены крупные запасы нефти, полиметаллов, а также урана. В рассматриваемой перспективе предполагается разработка Талаканского месторождения нефти и строительство нефтеперерабатывающего завода. В освоении рудных месторождений (Удоканские медные руды и Чинейское месторождение ванадийсодержащих титано-магнетитовых руд) заинтересованы Уральская горно-металлургическая компания и «Базовый элемент».

Лидирующие позиции этих компаний сырьевого сектора связаны с отраслевой структурой промышленности, которая станет базой для формирования еще одной формы экономического развития - кластеров (объединенных по родственным признакам зон), ориентированных на законченный цикл - «добыча-переработка».

Потенциальные возможности такого развития наиболее перспективны в Хабаровском и Приморском краях с развитой производственной и социальной инфраструктурой, наличием предприятий машиностроения и металлообработки. А имеющиеся технологические возможности машиностроения позволяют обеспечивать потребности компаний нефтяной и газовой промышленности Сахалина в освоении запасов углеводородного сырья континентального шельфа, алмазодобывающей промышленности Республики Саха (Якутия), золотодобывающей - Магадана, Чукотки и Амурской области, рыбной - Камчатки, Сахалина, Приморья.

Именно эти мероприятия позволят уйти от преимущественно односторонней - сырьевой специализации Дальнего Востока, как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

 

Требуется тарифная политика…

 

По мнению участников форума, импульс для роста развития экономики на Дальнем Востоке должно дать также выравнивание базовых тарифов. Парадоксально, но факт: сегодня при имеющихся свободных объемах производимой электроэнергии развивать энергоемкие виды производства становится не возможным из-за дороговизны, а экспорт электроэнергии по ценам ниже внутреннего регионального рынка способствует лишь развитию приграничных государств, но ограничивает развитие региона.

Что касается высоких транспортных тарифов, то наряду с другими факторами, они способствуют существенному сокращению межрегиональных связей и поставок готовой продукции с востока на запад страны. Ныне реалии таковы, что потребность страны в продукции Дальнего Востока составляет всего 4,3 процентов (против 75 процентов в советское время).  

 

… и льготы для работы

 

Еще одна задача: закрепление и привлечение населения на Дальний Восток, которые решаемы только в связи с потенциальными проектами в области экономики, при создании комфортных условий для жизни и льготных - для работы.

Дальний Восток за последние пятнадцать лет потерял 1,5 миллиона человек, из них 1,2 миллиона – это эмигранты, которые покинули Дальний Восток в поисках лучшей жизни. За год Дальний Восток теряет до 10 процентов населения, и по прогнозам, к 2020 году, в регионе останется 4,7 миллионов человек (из нынешних 6 миллионов человек), к 2050 году – менее 4 миллионов. При этом, в соседней провинции Хэйлунцзян (КНР) – население уже сейчас составляет примерно 100 миллионов человек. Если в 1990 году на Дальнем Востоке на каждые сто человек приходилось 13 новорожденных, то в 2005 году – эта цифра стала меньше: всего 11 новорожденных на сто человек.

Демографические процессы опосредованно влияют и на экономику. Так один условный человек, покидающий Дальний Восток снижает объемы производства валового регионального продукта (ВРП) на 1 процент. Только в Хабаровском крае рост ВРП уменьшился до 4,5процентов против 5,6 процентов предыдущего года. Правда, в этом случае, ВРП показывает не столько эффективность экономики, сколько характеризует уровень рационального использования трудовых ресурсов. Финансовое же состояние регионов определяют по уровню бюджетной обеспеченности от собственных налоговых поступлений.

В частности, в Чукотском и Корякском АО, Республике Саха (Якутия) и Магаданской области на душу населения приходится около 160 тысяч рублей, что в два раза больше, чем в среднем на одного жителя России. В том же Корякском округе, где в экономике преобладает рыбная промышленность, на душу населения производится около 180 тысяч рублей ВРП (в 2,2 раза больше, чем в среднем по России), а уровень бюджетной обеспеченности с собственными доходами не превышает и 40 процентов. Для достижения стопроцентного уровня обеспеченности здесь нужно производить на одного жителя около 500 – 600 тысяч рублей, то есть в 6 – 7 раз больше, чем в среднем по России. Такие показатели достигнуты пока лишь в Ненецком, Ямало-Ненецком, Ханты-Мансийском округах и в перспективе возможны в Эвенкийском АО на основе высокопроизводительной добычи нефти и газа. А значит, чтобы не зацикливаться только на сырье, Дальний Восток требует комплексного, динамичного социально-экономического и политического развития…

--------------------------

 

Комментарии

 

Владимир Пехтин, заместитель председателя Государственной думы РФ:

 

- В этом году особое внимание уделяется развитию экономики Дальнего Востока. Мы приступаем к планомерному развитию в регионе рыбопромышленного комплекса. На базе рыбозаводов будут созданы перерабатывающие центры, которые должны самостоятельно осваивать более половины выловленных объемов морепродуктов.

Также на Дальнем Востоке будут активизированы геологоразведочные работы.

В рамках федеральной целевой программы «Дальний Восток и Забайкалье» на этот год из федерального бюджета запланировано выделить 30 миллиардов рублей (из них 25 миллиардов пойдут во Владивосток). В следующем году финансирование программы будет увеличено до 40 миллиардов рублей, а всего за шесть лет, в регион поступит 250 миллиардов рублей, из которых, 100 миллиардов рублей достанется Приморскому краю. По федеральной программе, уже защитили проекты Сахалинская область на 14 миллиардов рублей, и Хабаровский край на 12 миллиардов рублей.

Также будет увеличено финансирование федеральной программы развития Курильских островов на 2007 – 2015 годы. Дополнительные средства составят 18 миллиардов рублей и будут отпущены в два этапа.

  

Елена Панина, заместитель председателя комитета Государственной думы РФ по экономической политике и предпринимательству:

 

- У нас есть национальная идея - это идея ускоренного развития экономики страны. Развивать экономику надо начинать с Дальнего Востока: модернизировать промышленность, строить новую инфраструктуру, вовлекать в экономическое развитие новые отраслевые проекты.

Сегодня на Дальнем Востоке нет четкой стратегии развития, нет прогнозов развития экономики, а без них, двигаться в неизвестном направлении, - нельзя.

Я помню, как на Сахалине, в девяностые годы жилищно-коммунальные службы переводили котельные на нефтепродукты, которые в ту пору были дешевле угля. И знаю, как в двухтысячные годы они занимались тем же самым, но только с мазута, котельные переводили на уголь, лишь потому, что уголь стал опять дешевле. Вот эти все шатания, приводят к тому, что экономика на Дальнем Востоке не развивается. Надо вначале разработать стратегию и тактику, а потом уже браться за реализацию конкретных проектов, просчитав наперед, не придется ли их через пять десять лет, переделывать или закрывать вообще.