«В городах и селах Хабаровского края сложилась прекрасная традиция уважительного отношения к истории, к памяти наших земляков. И эту традицию Хабаровское краевое отделение ВООПиК старается сохранять» (Т.С.Бессолицына, Л.С.Григорова).

Историк Марина Кузьмина  в своей статье  выражает сомнение в сохранности  этой традиции.

*   *   *

 

В памяти храним. Иллюстрированный каталог мемориальных досок Хабаровского края. Сост.: Т. С. Бессолицына, Л. С. Григорова. - Хабаровск: Изд. Хворова А. Ю., 2010. - 208 с., ил.
В памяти храним. Иллюстрированный каталог мемориальных досок Хабаровского края. Сост.: Т. С. Бессолицына, Л. С. Григорова. - Хабаровск: Изд. Хворова А. Ю., 2010. - 208 с., ил.

Иллюстрированный каталог «В памяти храним…», выпущенный Хабаровским краевым отделением ВООПиК (Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры, вышел в свет  к  65-летию Великой Победы. Но мне его довелось увидеть только спустя два года. В этом каталоге  меня, естественно,  заинтересовал  Комсомольск.  

 

Сказать, что после знакомства с разделом «Мемориальные доски Комсомольска-на-Амуре»  я испытала  разочарование, значит, не сказать ничего. Позволю себе краткий комментарий.

 

Авторы пишут о двух мемориальных досках, связанных с историей хетагуровского движения, которое возникло в 1937 году после призыва Валентины Хетагуровой к девушкам  страны - приехать на Дальний Восток. В каталоге – фотография мемориальной доски, посвященная 50-летию хетагуровского движения, установленная на доме № 18 по ул. Хетагуровской в 1987 году.  Этой доски уже нет. Вторая доска, по словам авторов, установлена на трехэтажном доме, который был построен к приезду девушек и получил название «дома хетагуровок».  Если «установлена», значит, она есть и по сей день.  Но дело в том, что самого дома хетагуровок не существует с середины 1980-х годов.

 

В 1972 году на здании педагогического института (бывшая средняя школа №1) была установлена мемориальная доска о том, что эту школу окончил Евгений Дикопольцев, будущий Герой Советского Союза. Этой доски нет.

 

Нет и мемориальной доски, установленной в 1981 году  на ул. Комсомольской «в ознаменование героического труда и мужества  комсомольцев и молодежи…».

 

На одном из домов на пр. Первостроителей в 1991 году  установили мемориальную доску  Малышеву Г.Т., бывшему главному режиссеру городского драмтеатра, драматургу и писателю. Доска состоит из трех блоков. На фотографии в каталоге один блок отсутствует.

 

Вместо фотографии мемориальной доски бывшему начальнику литейного цеха завода «Амурсталь», Герою Советского Союза А.А Павловскому, установленной  в 1975 году, в каталоге  предложена фотография  самого А.А.Павловского.

 

А у Игната Хоменко, Героя Советского Союза,  нет ни фотографии мемориальной доски, ни фотографии его самого, а  в сопутствующем тексте написано: «мемориальная доска  установлена 5 мая 1985 года на здании школы № 4». Установлена – только  не мемориальная доска, а стела -  памятный знак.

 

Что касается мемориальной доски знатному строителю  Н.П.Щеглову.  В тексте каталога процитирована  надпись на мемориальной доске, утвержденная решением горисполкома в  1949 году для первой  мемориальной доски. А на фотографии мемориальная доска с текстом, утвержденным горисполкомом  в 1987 году.

 

Первая памятная доска  города была установлена  на здания управления  первого промышленного предприятия – лесозавода.  Ее обещали перенести на новое здание. Может быть, и перенесли. Но уже в середине 1990-х годов этой доски не было. Согласно каталогу она существует. То есть, желающие могут  ознакомиться с ней.

 

И  апофеоз – мемориальная доска первостроителю города И.Д.Сидоренко, погибшему  в боях за Советскую Родину,  установленная  в 1963 году по ул. Сидоренко, 24.  Так как в тексте  на доске была обнаружена ошибка, сделали новую доску с новым текстом и укрепили на другом здании.  С этого времени прошло уже не меньше пятнадцати лет, а авторы предлагают  несуществующую доску.

 

Если каталог был сдан в печать в 2009 году, то можно было добавить в него мемориальные доски, установленные в память  художника Г.Н. Ли Гирсу, военного врача С.И.Потеряхина, авиастроителей  В.Г.Куценко и Б.В.Целыбеева, учителям и учащимся первой школы, из этого здания ушедшим на фронт.

 

Авторами-составителями каталога «В памяти храним…» являются   Бессолицына  Т.С и Григорова Л.С. (Хабаровское  краевое отделение ВООПИК).  Научный редактор Н.П. Крадин.

 

Пользовались ли они  литературой по Комсомольску? Да.

 

«М.Кузьмина Это нашей истории строки. Исторические и памятные места г.Комсомольска-на-Амуре. Путеводитель. 1992 год». Вообще-то, у М.Кузьминой в 2007 году вышел новый путеводитель – «Комсомольск начинался с палаток…»  К слову сказать, даже в путеводителе 1992 года  есть фотография стелы Игнату Хоменко (а не мемориальной доски) и информация о том, что «дом хетагуровок»  дожил только до 1986 года.

 

А, может быть, доски исчезли за  период между выходом  Каталога и моим знакомством с  ним. Ан нет! Еще в 2007 году  выступая на научно-практической конференции «Комсомольск художественный», по линии музея  изобразительных искусств, я уже тогда назвала  все  пропавшие мемориальные доски в городе.

 

Разве авторы-составители не могли приехать в Комсомольск и вместе с отделом культуры администрации города проехать по объектам. И наш отдел культуры узнал бы, где и какие  находятся в городе мемориальные доски ( а какие уже и не находятся).

 

Из двадцати трех представленных в Каталоге  мемориальных досок  Комсомольска-на-Амуре  - одиннадцать «неправильных». Есть предложение: объявить, что раздел по мемориальным доскам г.Комсомольска-на-Амуре в книге «В памяти храним» считать недействительным.

 

Марина Кузьмина,

председатель Комсомольского-на-Амуре отделения российского «Мемориала»

.