Руководство ОАО «Комсомольский аэропорт» и авиакомпания «Якутия» не только крайне заинтересованы, но, судя по всему, сполна уверены в надежности нового воздушного моста «Хурба - Внуково», остро востребованного населением северной части Хабаровского края. Старт объявлен на  5 июня, финиш - 26.10.2012. Вылеты и прибытие – по вторникам и пятницам. Однако в редакцию поступают документы и комментарии экспертов, настраивающие на серьезный анализ ситуации.  

 

Главком ВВС и губернатор Вячеслав Шпорт
Главком ВВС и губернатор Вячеслав Шпорт

 

ЯКУТСКАЯ НАДЕЖДА

 

Безусловно, гендиректор «Комсомольского аэропорта» Леонид Гамей  в очередной раз проделал огромную работу, добившись для предприятия в Хурбе загрузки почти на полгода благодаря контракту с якутским авиаперевозчиком.  Но главное, результат его труда повысил настроение тысячам землякам. Они получили возможность провести отпуск на западе, сэкономив в итоге средства, здоровье и время на утомительные переезды до терминала Хабаровска  и назад, после 8-часового перелета из Москвы.    

 

Как известно, упорные зимние переговоры Леонида Гамея с крупными авиакомпаниями России о возобновлении сообщения с Москвой поначалу успеха не имели. Такие потенциальные  перевозчики как  «Трансаэро» и «Аэрофлот» в нынешних условиях не помышляют даже о временных магистралях между индустриальным центром Приамурья и западными мегаполисами. Прежний перевозчик «Владивосток Авиа» влился в структуру «Аэрофлота» и  растворился вместе с многообещающими проектами о доставке комсомольчан в Сочи и Санкт-Петербург.

 

Еще один прошлогодний воздушный партнер Комсомольского аэропорта  «Континент» вычеркнут из  списка перевозчиков надзорными органами. Слетев  с неба, компания оставила о себе «Комсомольскому аэропорту» лишь воспоминание в виде долга  более 1 миллиона рублей за топливо и наземное обслуживание. И только «Якутия», пытаясь, видимо, присоединиться к лидерской пятерке  воздушных  дальнобойщиков РФ  («Аэрофлот», «Трансаэро», «Сибирь», «Ютэйр» и «Вимавиа») рискнула связать свои коммерческие планы с Хурбой.

 

Между тем, как констатировал в официальном письме «Приамурским Ведомостям» начальник Управления аэропортовой деятельности Росавиации Анатолий Пчелин, «…Хурба входит в состав национальной опорной аэропортовой сети в качестве запасного, но не является аэропортом федерального значения. На покрытие его убытков из федерального бюджета выделяются субсидии. В 2011 году на указанные цели данному предприятию выделено 11, 078 млн. рублей».  

 

Правда, самих местных пассажиров данные субсидии пока никак не вдохновляют. Продажи мест на рейсы  «Якутии» до «Внуково» вновь оказались вне федеральной программы льготных перевозок для пенсионеров и молодежи Востока России. Официальных внятных комментариев в этой связи до сих пор нет, хотя комсомольчане с 2009 года возмущаются  явно дискриминационной установкой. За несколько лет только 420 пожилых и молодых дальневосточников сумели приобрести обещанные Президентом дешевые билеты на прежние рейсы «Владивосток Авиа» из Хурбы.

 

Впрочем, авторитетные источники не скрывают откровенно прагматичного подхода  государства: экономить целевые деньги на пассажирах авиакомпаний, опоздавших к раздаче ограниченных  субсидий  или не  гарантирующих на все 100 % стабильность намеченных перевозок.  Кроме того, обычные  места в эконом-классе якутского лайнера, нацеленного  на «Внуково»,  стоят почти  на 100 у. е.  дороже, чем самые дешевые билеты  до Москвы из Хабаровска. Однако и это не самый наболевший сегодня вопрос для потенциальных пассажиров, начавших приобретать авиабилеты  от Комсомольска до столицы РФ.

 

ХУРБИНСКИЙ ПАРАДОКС

 

По данным на 12 апреля, нет официальной информации о допуске Росавиации для приема на взлетно-посадочной полосе (ВПП) Хурбы самолетов В757-200, которыми «Якутия» намерена регулярно перевозить людей по линии дальней протяженности. Выдадут ли это разрешение – пока не ясно. Во-первых, обучить технический наземный состав аэродрома полноценному обслуживанию «Боинга» в специальных центрах -  проблематично в столь сжатые сроки.  

 

 

Во-вторых, в соответствии с отечественными аэродромными нормативами, воздействие данного типа «Боинга» весом примерно в  100 тонн и «нежным шасси» на жесткое покрытие полосы (так называемый коэффициент АСN)  допускается в диапазоне значений от  28 до 44. Несущая способность аэродрома (PCN) должна быть никак не ниже указанных классификационных чисел.  

 

Этот важнейший параметр бетонки в  Хурбе, как установило ООО  «Дальаэропроект» несколько лет назад,  не более 23 соответствующих единиц.  Значит,  В-757-200 имеет право приземляться в аэропорту Комсомольска-на-Амуре лишь с нарушением установленных правил?  Или под чью-то особую  личную ответственность?  

 

Кстати, данная оценка несущей способности хурбинской ВПП ставится авторитетными военными экспертами, мягко говоря, под сомнение. Ведь в 1971 году, когда новый аэродром совместного базирования только сдавался в эксплуатацию, его PCN измерялся цифрой 21, вполне достаточной для бесперебойной эксплуатации относительно легких боевых истребителей и большинства  типов советских лайнеров с жестким, но надежным шасси.

 

Неужели за 40 лет взлетно-посадочная полоса  каким-то чудесным образом упрочилась? Или это  новый парадокс северных территорий 27 региона, где 80-градусные перепады температур с января по июль, шквальные ветра, затяжные циклоны и безудержные паводки (в августе 1992 года аэродром Хурбы был полностью затоплен) успешно точат любые искусственные сооружения?

 

К тому же, заключение  «Дальаэропроект» не совпадает с итогом исследовательского труда коллектива 26-го научно-исследовательского института  МО РФ. Высококлассные инженеры НИИ в 2003 году установили уменьшение изначальной прочности ВПП до значения 19.  Кому же верить пассажирам, ставящим нынче вопрос безопасности полетов на первое место? Тем более эти проблемы  до сего дня вряд ли были известны широкому кругу потенциальных пассажиров, планирующих  будущим летом спокойно вылетать с аэродрома «Хурба» в западные регионы России и успешно приземляться на родную бетонку.

 

О ЧЕМ МОЛЧАТ МИНИСТРЫ?

 

Решение этих вопросов во многом зависит и от договоренности между Минтрансом России и Министерством Обороны РФ.  От согласия сразу нескольких ведомств зависит и дальнейшая судьба авиапредприятия под руководством Леонида Гамея, ведь оно, возможно, в  обозримом будущем будет выставлено государством на торги. Но пожелает ли кто приобрести хозяйство с ворохом непреодолимых пока обстоятельств. Одна компания, кстати, уже отказалась  от попытки приобрести местный грузовой склад и склад ГСМ, натолкнувшись на целый каскад проблем, связанных со статусом и  принадлежностью земли аэродрома.

 

Встреча в Комсомольске-на-Амуре губернатора Вячеслава Шпорта с командованием ВВС
Встреча в Комсомольске-на-Амуре губернатора Вячеслава Шпорта с командованием ВВС

 

Напомним суть жестких разногласий вокруг Комсомольского аэропорта между высокопоставленными армейскими и штатскими чиновниками. Вот  строки из прошлогоднего решения Министра Обороны, направленного и в адрес губернатора Вячеслава Шпорта (№205/8589): «…включение аэродрома Хурба в перечень аэродромов совместного базирования в качестве гражданского аэродрома не представляется возможным…».  

 

Однако, в первом квартале 2012 года по поручению руководителя Росавиации А. В. Нерадько начальник  Управления аэродромной деятельности А. А. Пчелин изложил представителю «Приамурских Ведомостей» иную позицию Федерального Агентства Воздушного Транспорта (ФАВТ): «В декабре 2011 года Федеральным агентством по управлению госимуществом по Хабаровскому краю в соответствии с договором от 16.12.2011 …аэродромный комплекс на очередной срок до 15 декабря 2013 года передан для технического обслуживания, содержания и текущего ремонта ОАО «Комсомольский аэропорт». Что свидетельствует о том, что предприятие осуществляет деятельность легитимно».

 

Как стало известно от компетентного источника в штабе ВВО, окружное командование ВВС направило намедни в адрес руководителя Дальневосточного межрегионального территориального управления воздушного транспорта ФАВТ А. М. Будника просьбу о содействии в скорейшем рассмотрении условий договора о совместном базировании в Хурбе гражданской и военной авиации.  Ответа на обращение в период  подготовки материала к печати нет. Пока управленцы высшего звена приходят к консенсусу и напряженно думают, как отправлять якутские «Боинги» в разгар ремонта бетонки,  запланированного грядущим летом командованием ВВС, возникла очередная глобальная проблема, способная сбить с  ритма  северный завоз в  самые отдаленные точки ДФО.

 

Базировавшиеся на Комсомольском аэродроме крылатые грузовики  АН-12 , как ни печально, свое отлетали. Последний коммерческий местный борт этого типа (RА 11125) погиб 08.08.2011 на севере Магаданской области. Для обеспечения  Колымы  и Чукотки ответственным лицам приходится теперь заключать договоры с западными компаниями. Они готовы направить в наши края из-за Урала в основном  ИЛ-76,  допущенные решением Росавиации к приему в Хурбе, как сообщил Анатолий Пчелин, в июле прошлого года.

 

Однако отправлять их в регулярные чартерные рейсы с загрузкой менее 30-40  тонн, а тем более гнать обратно на материк пустые ИЛ-76  (с расходом топлива примерно в 5 раз больше  чем у АН-12) чревато разорением для коммерческих структур, участвующих в программе северного завоза.  

 

В итоге население северо-восточной периферии может при таком раскладе рассчитывать  только на единичные оптовые доставки грузов с Комсомольского аэродрома. Но и насчет использования более экономичных машин  в коммерческих целях можно также договариваться с западом страны, например, с московской компанией «Космос»,  уже предоставлявшей  АН-12 заказчикам из ДФО.

 

ДОЖДЕМСЯ 2015-го?

 

Руководитель управления аэропортовой деятельностью ФАВТ также пояснил региональному СМИ несостоятельность возникавшего замысла переноса аэропорта из Хурбы на более совершенный во всех отношениях аэродром ОАО «Комсомольское-на-Амуре авиационно-производственное объединение имени Ю. А. Гагарина»:

 

- Аэродром Дземги является аэродромом экспериментальной авиации, содержится и эксплуатируется силами КнААПО, из федерального бюджета не финансируется, для обеспечения пассажирских и грузовых перевозок в интересах населения региона не используется. Полеты гражданских воздушных судов на данный аэродром осуществляются в корпоративных интересах объединения.

 

В соответствии с ФПЦ «Развитие транспортной системы России в 2010-2015 г.г.» (подпрограмма «Гражданская авиация») на реконструкцию инженерных сооружений аэропортового комплекса «Хурба» с 2015 года предполагается направить 2 миллиарда  318,3 млн. рублей. В том числе из федерального бюджета 1 миллиард 425,1 млн. рублей, из бюджета субъекта 236, 1 млн. рублей, из внебюджетных источников 657,1 млн. рублей.

 

Но по формуле совместного инвестирования сначала должны поступить средства именно из «внебюджетного источника». Лишь после этого откроется  финансирование из госказны. Только по самой незатейливой логике аналитиков российского авиарынка, в аэропорт с неопределенным  статусом ни один  капиталист и рубля  вкладывать не станет. Значит, снова замкнутый круг?

 

Однако, компетентные эксперты уже давно предлагают властям рассмотреть иной, сполна обоснованный выход из непростой ситуации:  направить предусмотренные ФПЦ  бюджетные деньги именно в строительство современного терминала на аэродроме  Дземги в черте индустриального центра. Тогда и каждый рубль КнААПО, вложенный в рождение нового  аэропорта Комсомольска-на-Амуре, будет, действительно, преумножен втрое за счет бюджета - во благо населения северных территорий Хабаровского края.

 

Юрий Ковалев (фото автора)

«Приамурские ведомости», 18.04.12

http://priamurka.ru/index.php/component/content/article/42-top-novosti/649-bezopasen-li-aeroport-komsomolska-dlya-boingov-iz-moskvy.html

 


.