Мост на остров Русский |
(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-127969-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-127969-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script")[0]; s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");
|
Теперь одно из любимых развлечений местных жителей — встать в горделивую позу, насмешливо оглядеть окружающих и назидательно сказать: «Это вы все не верили, что мосты успеют построить, а я-то сразу говорил…» Ну и далее по тексту.
Правда, при ближайшем рассмотрении выясняется, что среди изначально не верящих были весьма импозантные персоны. На многих журналистских диктофонах сохранилась запись, сделанная поздней осенью 2008 года, когда экскаваторы на площадках под будущие мосты только готовились вынуть первые ковши грунта, а генеральный директор ЗАО «ТМК» (генерального подрядчика строительства моста через Золотой Рог) Виктор Гребнев проводил первую — и с тех пор, похоже, единственную — пресс-конференцию. Заканчивая отвечать на многочисленные вопросы журналистов, Гребнев бросил вскользь: «Мы-то наш мост построить успеем. А вот через Босфор — не успеют…»
Уж не знаю, нашел ли Виктор Григорьевич время извиниться перед коллегами или у больших начальников это не принято? Знаю лишь, что по ходу строительства у сторонних наблюдателей возникали предположения, прямо противоположные высказанному руководителем ЗАО «ТМК», — и когда возник миллиардный спор между генподрядчиком и хабаровским субподрядчиком (насколько мы знаем, этот спор еще далеко не окончен), и когда случился пожар на южной стороне моста через Золотой Рог, и когда обнаружилось, что в изначальный проект по ходу вносятся существенные изменения. Последнее отследить несложно: на соответствующем сайте краевой администрации (заказчика) еще четыре года назад прописывался обязательный снос одной из башенок Центра занятости, что в начале Пушкинской. Нетрудно, однако, заметить, что башенки устояли — все. Значит, то ли мост искривился больше плана, то ли в проект были заложены лишние копейки. Сущая мелочь.
Впрочем, и на другой стороне Чуркина, той, что смотрит на пролив и Русский остров, тоже не обошлось без своих скелетов в шкафу. Один из них публично предъявил на президиуме правительства — еще в канун президентских выборов — глава Минрегионразвития г-н Басаргин, который громогласно (в телекамеры) сообщил премьеру: «Владимир Владимирович, мы завершаем строительство моста на Русский остров, с 26 по 30 марта поднимем последнюю панель, приглашаем вас на это мероприятие». Видимо, Владимир Владимирович (тот, который Путин) грамотно рассчитал предвыборный уровень заявы и спешить во Владивосток не стал. И правильно сделал: панель подняли на две недели позже.
С другой стороны, премьер никуда не опоздал. Потому что, как показала практика, из трех строящихся во Владивостоке мостов самым главным оказался четвертый: телемост с Путиным. Тут тебе и сварка «золотого» шва, и стоящее сомкнутыми рядами лоснящееся чиновничество, и гипертрафированно счастливый — по обыкновению — блеск глаз…
На свежесваренных «подмостках» сплясали, похоже, все участники массовки. И Владимир Владимирович (тот, который губернатор), и наш улыбчивый мэр. Это в «концлагере» под названием «Чуркин» он последние три года не спешил появляться — не его, дескать, ответственность. А мост — да, своими руками строил. Ночей не спал…
…Но если отбросить иронию, на наш взгляд, вполне уместную на фоне царящего пафоса, то дело, конечно, сделано большое. И даром что ванты — главная конструкция обоих мостов — оказались французского изобретения и производства; лили бетон и варили металл наши, российские мужики. Четыре года, днем и ночью, летом и зимой, в палящий зной и на февральском морозе, поднимаясь на сотни метров вверх по опорам или зависая над водной пропастью.
Молодцы, мужики! Если мы во что-то и верили, то только в вас.
Эти мосты построили не Путин и не Шувалов.
Их построили вы.
Спасибо!
Островский Андрей,
«Новая газета во Владивостоке», №132, 19.04.12