Начало: Бальзаковский возраст, или между Федрой и Иокастой
Продолжение: О смысле трагедии
Окончание.
(Ричард Олдингтон. «Все люди - враги»)
Автор эссе Екатерина Самойлова, доктор психологических наук (г.Москва) |
(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-127969-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-127969-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script")[0]; s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");
|
Синдром «шагреневой кожи» - это тезис, то есть, некое утверждение и все же не категорический императив. Поэтому есть антитезис… Но, как его найти?
1. Удовольствие, но не любой ценой?
2. «Облучиться» праэнергией - энергией пустоты - как герои «Мишени»? (2011. Жанр - драма, фантастика. Режиссер Александр Зельдович. Авторы сценария Владимир Сорокин и Александр Зельдович).
Собственно, герои «Мишени», облучившись, впали в состояние энтелехии. Это - неологизм Аристотеля, антитезис энергии, которая по Аристотелю есть побуждение к действию. Тогда как энтелехия - конечный результат.
Некая ultima fulla. «Tat twam azi», - говорят индийские йоги, достигнувшие состояние самниазина, человека, «отрясшего» все привязанности и желания в жизни.
«Праэнергия» не несет никакой информации, поэтому остановившаяся в своем «старении» в 19 лет, 52-летняя героиня «Мишени» Тая, говорит о себе, что она «пуста, как пробка». И предупреждает героев, «наполненных» жизненным опытом, что их «разорвет». Что и происходит с облучившимися праэнергией героями по ходу фильма.
«Остановись мгновенье, ты прекрасно!» - извечное желание человека остановить время и не умереть. Сколько усилий прилагает к этому, и на какие невероятные ухищрения идет современный человек, ради вечной молодости, красоты и здоровья! Конечно, прежде всего - из богатых и развитых стран. Все тщетно! Жизнь берет свое: и у бомжа, и у олигарха!
Поэтому в «Мишени», на наш взгляд исключительно умном фильме, предельно насыщенном информацией к размышлению о сермяжной правде жизни, лейтмотивом проходит мысль о добре и зле, «красном» (добро) и «синем» (зло), которые находятся во всем, всегда и везде: в мегаполисе, природе и, конечно, в человеке.
Максим Суханов в одном из концепт-каров на съемках фильма «Мишень». ruskino.ru |
(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-127969-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-127969-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script")[0]; s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");
|
«Синие» и «красное», глядя через чудо очки, всегда асимметрично. На мой взгляд, следовало бы посмотреть на мертвого главного героя, убитого киллером, через его очки . Убеждена, что извечные враги были бы в равных долях и остановились, как останавливается маятник в часах, когда распускается пружина. Герой достиг состояния энтелехии - абсолютной симметрии. Когда он отравил лошадей соперника, к которому ушла его жена, рука его была синей… Если «фишкой» главного героя являются «очки», то для его жены - «маска». Он пытается установить новый мировой порядок. Она - спрятаться за маской. И то, и другое, как показывает история, суть тщетные попытки. «Не беги от зла к добру…не прячься от себя под маской» - говорил великий Лао Цзы, так часто упоминаемый в прекрасном фильме «Мишень».
La peau de chagrin / Шагреневая кожа |
(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-127969-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-127969-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script")[0]; s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");
|
«В театре он (Рафаэль - Е.С.) как-то встретил сухонького старика с глазами юноши, тогда как в его взгляде нынче читались лишь отголоски отживших страстей. Старик вел под руку знакомую Рафаэля - танцовщицу Евфрасию.
На вопросительный взгляд маркиза старик ответил, что теперь он счастлив как в молодости, и что он неверно понимал бытие: «Вся жизнь - в едином часе любви». Поэтому есть все основания утверждать, что синдром «шагреневой кожи» суть категория возрастная.
Вряд ли старый маркиз, даже будь он нищим, потратил бы последний кусочек шагреневой кожи на какие-либо другие желания, кроме желания обладать танцовщицей Евфрасией. И симптоматично, что молодой Рафаэль тратит последний клочок шагреневой кожи, чтобы оказаться в объятьях любимой женщины - Полины. Он губит себя и ее. Вот, что читаем в заключении романа:
«На пароходе «Город Анжер» молодой человек и красивая женщина любовались фигурой в тумане над Луарой. «Легкое это создание то ундиной, то сильфидой парило в воздухе, - так слово, которого тщетно ищешь, витает где-то в памяти, но его нельзя поймать […] Можно было подумать, что это призрак Дамы, изображенной Антуаном-де ла Саль, хочет защитить свою страну от вторжения современности».
Вывод, к которому я прихожу, думая о бальзаковском возрасте женщин и подлинном смысле трагедии мужчин, что обратной стороной синдрома шагреневой кожи является синдром «мишени». Надеюсь, что Александр Зельдович и Владимир Сорокин не обвинят меня в посягательстве на их авторские права. Ведь я, как и они, и неисчислимое множество смертных, согласятся с: 老子: 不死不属于任何人,将不胜感激那些没有谈论
(«Бессмертие никому не принадлежит. И будем благодарны тем, кто о нем промолчал» Лао Цзы).
Екатерина Самойлова,
доктор психологических наук (г.Москва)
P.S.
Я читала «Шагреневую кожу» на языке автора не один раз. И также, не один раз смотрела с удовольствием и тревогой «Мишень»… От фильма осталась для меня одна загадка. Главный герой насилует бессмертную вечно юную очаровательную Таю, одетую в синие платье из Парижа, пахнувшее духами escape (бегство). Она не оказывает ему сопротивления (а завтра ее ждет встреча с любимым мужчиной после 30-ти летней разлуки у «Большого театра», который будет всегда…. Почему не Кремль?).
Второй главный герой совершает двойное убийство в красном чайном китайском домике… Для меня - это и есть загадка асимметрии добра и зла, которая суть жизни.
.