Огонь по отступающему

 

      

  Вспомни день, как умирали,

        Как кровью красили поля,

        Как грудью проволоку мы рвали

        Двенадцатого февраля.


  

Краском Хализов Григорий - участник боя под Волочаевкой. Хализов говорит:

      

Г. Хализов
Г. Хализов

  - Не мастер я рассказывать, да и некогда тогда было смотреть по сторонам, разбираться, запоминать. Крой вперед напролом и баста!

      

  Хализов задумчиво почесал бровь и усмехнулся.

        

- Давно было и некогда было, кажется, запоминать, а вот, поди же ты, вижу всю картину, как сейчас!

      

Он закурил папиросу. Глаза оживились. Облокотился на стол. Взял несколько папирос, спичек и начал «чертить» для ясности.

      

Вот! Это железная дорога (три пути). Два белогвардейских бронепоезда. Здесь вот сопка Лунка-Карань. Под сопкой поселок Волочаевка. С юга полукругом блиндажи и проволочные заграждения, а тут наши части: справа 3-й полк Читинской бригады, слева 3-й батальон, наша пулеметная рота между ними, а второй батальон пошел на- восток, в обход, чтобы перерезать дорогу, по которой двигалось подкрепление белых из Нижне-Спасска.

        

Это было 12-го утром.

      

До этого мы два дня наступали без толку. Два раза подходили к проволочным заграждениям. Пурхались в снегу. Рвали проволоку чем попало. А степь голая: редкие заросли и кустарник не спасают. Наблюдатель ихний сидит на сопке и видит все, как на ладони. Артиллерия бьет по нам без промаха, а с флангов из пулеметов режут бронепоезда прямо в упор.

        

Ну, оставили мы своих ребят на проволоках немало и отступили.

      

Спали, конечно, в снегу. С вечера оттепель была, а под утро мороз ударил. 11-го утром 400 человек обморозились. Что у нас за обмундирование тогда было: ботинки или мешки на ногах, вместо полушубков «буферки» бумажные, пиджачки коротенькие. У кого шинель, хоть и рваная, - так это уже целое богатство... А беляки сидят в блиндажах да теплушечках, и никаких гвоздей. Наш бронепоезд во-время не подошел - мосты были сожжены - только вечером 11-го на броневике Блюхер под'ехал и кричит:

        

- Степка, подбить броневик противника во что бы то ни стало! - Есть! - отвечает Серышев. Поехали. Ну, поехали и сбили белый бронепоезд с передних скатов. В ту же ночь белые, под прикрытием другого броневика, ухитрились поднять подбитый броневик.

      

  Наш Читинский полк подошел, броневик у нас теперь есть. Ребята приобродрились. 10-го утром приказ:

        

- Взять Волочаевку, и точка.

      

  Да и без приказа каждый понимал, что без Волочаевки нам хана, Волочаевка - ключ к Приморью.

      

Перед колючими проволоками открытая поляна. Остается 200-250 шагов.

        

Только мы поднимемся в атаку: - Ур-р-а!

      

  А они из пулеметов в упор косят, как жнейкой траву. Нет никакой возможности. Артиллерийские наблюдатели у них в передовой цепи, в блиндажах. Снаряды грохаются один на другой. У нас мигом выбили почти весь комсостав. В одном из батальонов третьего полка только помощник комроты на весь батальон остался.

        

Командира нашей пулеметной команды Кузнецова Агея ранили. Шекунова ранили, пулеметчиков перебили так, что сразу 20 пулеметов выбыло из строя.

      

  Мы с Голдобиным, комвзвода, как-то уцелели, лежим рядом, выпускаем ленту за лентой из кольта. Санитары под'ехали, взяли раненых и Кузнецова с ними, положили на сани, от'ехали немного... Как ударит снаряд, другой - сразу два - ни лошади, ни раненых, ни санитаров не осталось.

        

Красноармейцы без командиров делают перебежки. Хоть на несколько шагов, а все-таки вперед. Вне себя бойцы. Поднимаются - и в атаку:

      

- Бей гадов!

- Даешь!

        

Пробились через проволоку. Подошли вплотную к блиндажам. Только тогда отступили беляки. Пошли наутек в восточном направлении.

      

Мы подкатили пулеметы и от блиндажей по ним вдогонку: - Беглый огонь по отступающим!

        

Помню, выпустил я пять лент из своего кольта. Шестую начал вставлять и навалился на пулемет рукой. Руку будто вдруг оборвало. Что такое? Смотрю, а ствол красный, как железо, вытащенное из кузнечного горна. Сжег я себе руку в один момент. Ну, да тут не о руке забота. Бросились мы за белыми и гнали их до вечера. Остановились в деревне Дежневке.

        

Бронепоезда ихние успели смыться, а взорванный мост помешал нашему их преследовать, да это и не суть важно, - Волочаевка была взята.

      

  Товарищ Хализов замолчал. Схватил папироску, изображавшую на столе один из вражеских броневиков, и порывисто затянулся.

      

- Не мастер я рассказывать, - огорченно закончил он, - разве расскажешь так, как было?

 

Тов. Хализов - участник Волочаевского боя.

«Набат молодежи», 12 февраля 1930 г.

http://www.oldgazette.ru/nabatm/12021930/text3.html

------------

 

Боевой путь волочаевцев


        

П. Еремин
П. Еремин

Партизанские отряды занимают Уссурийскую железную дорогу.

        

Под командой Мелехова мелкие отряды в районе гор. Имана соединяются в один отряд.

      

Дисциплина слабая, командиры неопытны.

        

В выступлении против японцев под Спасском в апреле месяце отряд терпит неудачу и с большими потерями возвращается к гор. Иману, где переформировывается и пополняется. Японцы совершают переворот в Хабаровске. Отряд, направленный сюда, вторично терпит неудачу - отступает, не приняв боя.

      

Это первые боевые уроки.

        

Будущий Волочаевский полк крепнет, тов. Якутин в середине апреля околачивает отряд заново, доведя количество штыков до восьмисот и ведет отряд по левому берегу Амура, в район дер. Н. Спасское и далее на ст. Волочаевку. На ст. Бира из отряда формируется 2-й Советский полк, который под командованием тов. Флегонтова успешно отбивает ряд наступлений интервентов около ст. Покровка.

      

  После перемирия полк переименовывается в 5-й Советский и в августе уходит на отдых в гор. Благовещенск.

        

Затем в момент ликвидации «Читинской пробки» (Семенов) полк перебрасывается на Забайкальский фронт и преследует часть белых. В мае 1921 года, будучи на боевом участке в районе ст. Губерово, после слияния с другими частями, переименовывается в 6-й отдельный стрелковый.

        

В период молчановской авантюры наступает полоса боев под Иманом, Бикином-Васильевским, под Логоново и, несмотря на плохое обмундирование, недостаток продовольствия, при сорокаградусных морозах, полк с честью выполняет боевые задачи. Но тяжелые условия сказались - ряды поредели (под раз'ездом Ольгохта, например, было около 200 обмороженных).

        

В декабре командование перешло к тов. Захарову и с приездом главкома тов. Блюхера в полк были влиты отряд Бунторя, рота Благовещенского ГПУ, некоторые маршевые команды. Пополнился и комполитсостав.

      

  С 25 января по 7 февраля полк приводит себя в боевую готовность. В западной части поселка Ин с раннего утра и до ночи идут учебные занятая стрелковых цепей, пристрелка пулеметов и т.д. Полк готовится к решительному бою. Наконец, приходит приказ: в ночь с 10 на 11 февраля занять ст. Волочаевку и уничтожить противника.

      

Происходит 48-часовой бой, вписавший в историю гражданской войны на Дальнем Востоке страницы величайшего героизма. При наличии превосходных сил, укреплений, бронепоездов, сильной артиллерии противника - Волочаевка была взята.

        

Десятки лет не забудется Волочаевский бой, решивший участь белых банд и исход борьбы за советский ДВ край.

        

Полк награждается орденом Красного Знамени, эту высокую награду он получает первым из всех полков на ДВК, а затем после победного движения на восток по пятам дезорганизованного противника, в Хабаровске создается Н-ский Волочаевский ордена Красного Знамени стрелковый полк. В период ликвидации «Земской рати» полк принимает участие в боях под гор. Спасском и проявляет доблесть, отмеченную грамотой комдивизии тов. Покусом.

        

В 1923 году остатки белогвардейщины под командой генерала Нечаева в Амурской губернии поднимают кулацкое восстание. Волочаевский полк для подавления восстания выделяет 2 батальона, которые блестяще выполняют задание.

      

Наступает передышка.

        

Бойцы на отдыхе ведут усиленную военную и политическую учебу.

        

Лозунг: «Храни боевые традиции волочаевцев» - не забывается ни на миг. Под этим лозунгом проходят жизнь и учеба полка в мирных условиях, под этим же лозунгом, волочаевцы выступают и на фронт против белокитайцев в дни конфликта на КВжд.

        

Бой под Лахасусу и Фукдином еще раз показали стальную выправку и революционную несокрушимость Волочаевского полка.

        

Сейчас, после частичной демобилизации, сотни волочаевцев брошены на фронт социалистического переустройства города и деревни; демобилизованные красноармейцы, работая председателями сельских советов и военными инструкторами, проводят в жизнь очередные решения партии и советской власти.

        

Товарищи, остающиеся в ротах и взводах, держат постоянную связь с селами и колхозами, в порядке социалистического соревнования прорабатывают и помогают местам в проведении посевной кампании и сплошной коллективизации сельского хозяйства.

        

Таков путь красноармейцев-волочаевцев.

 

Тов. Еремин П. - участник боев под Волочаевкой

«Набат молодежи», 12 февраля 1930 г.

http://www.oldgazette.ru/nabatm/12021930/text3.html

Скачать файл "«Набат молодежи», 12 февраля 1930 г., стр. 3"«Набат молодежи», 12 февраля 1930 г., стр. 3
(djvu, 1Мб)

.