А. Дудаков |
(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-127969-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-127969-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script")[0]; s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");
|
- Анатолии Георгиевич, прочёл в Интернете, что прыгавшую тогда под Воронежем группу возглавлял Myхортов. Подтверждаете эту информацию?
- Нет. Это был военный лётчик Леонид Минов. - Дудаков встает из рабочего кресла и ищет на полке какое-то известное ему издание. Вскоре находит и начинает перелистывать страницы, продолжая при этом: - К сожалению, в истории нашей авиации много разночтений, поэтому я сейчас вам могу подтвердить свои слова. Вот, нашел: - «Всё началось 26 июля 1930 года. Этот день, когда под руководством военного лётчика Леонида Минова в Воронеже были совершены первые тренировочные прыжки, ныне принято считать днём рождения массового советского парашютизма».
- Вслед за Миновым, насколько мне известно из документальных источников, тогда прыгнул Яков Мошковский?
- Да, он был ближайшим помощником Минова и помогал ему в организации и проведении этих сборов парашютистов.
- Слово «массового», я полаю, здесь тоже не случайно, ведь парашюты разрабатывались еще до Первой мировой войны, стало быть, с ними и прыгали...
- Да, это так, но до этого времени предпочтение отдавалось американским и французским парашютам, хотя недолго. Уже в 1930 году была открыта первая парашютная фабрика, а затем - ещё несколько в городах СССР, в том числе и Благовещенске. Кстати, хабаровские парашютисты 3 июня отмечают местный аналог праздника - день рождения массового парашютизма на Дальнем Востоке. Именно в этот день в 1934 году на аэродроме Хабаровского аэроклуба Осоавиахима был совершён первый прыжок с парашютом. Его исполнил хабаровчанин Петр Дядек - командир планерного звена, впоследствии участник Великой Отечественной войны (он погиб в Подмосковье).
Московские инструкторы Коровин и Нефёдова, работавшие тогда в нашем аэроклубе, тоже, конечно, прыгали, и не один раз. Но из хабаровчан первым был именно Дядек.
А вообще, началом истории краевого аэроклуба по праву считается открытие в Хабаровске в 1931 году Школы гражданских пилотов Осоавиахима, целью которой была подготовка лётчиков для Дальневосточного края. Она просуществовала до зимы 1933 года и сделала два выпуска. Кстати, здесь училась Нина Распопова, ставшая впоследствии Героем Советского Союза, одна из тех отважных лётчиц, которых фашисты прозвали «ночными ведьмами».
Потребность в авиационных специалистах росла с каждым годом, лётчики нужны были не только гражданской авиации, но и военной. Кроме того, требовались парашютисты, планеристы, авиамоделисты. Школа уже не могла отвечать этим требованиям, поэтому на её базе в 1934 году был открыт краевой аэроклуб.
Раннее детство у меня проходило в районе Хабаровского затона, и там, точно помню, стояла вышка для обучения парашютистов.
- Это было эффективным средством тренинга?
- Эта вышка была в Хабаровске не единственной, впрочем, как и у нас, в Комсомольске-на-Амуре, где я в одиннадцатилетнем возрасте совершил свой первый прыжок в паре с другом. Подобные вышки предназначались, скорее, для агитации парашютного спорта, но они применялись в учебных целях, для отработки прыжка с парашютом в комплексе. Безопасность прыжка с вышки была практически стопроцентная. Во-первых, парашют уже был в готовности на две трети. Когда человек прыгал с вышки, то его вес частично уравновешивался противовесом, соединённым тросом с парашютом через блок. Так гасилась скорость спуска, остальное для нормального приземления делал сам купол парашюта. Подобные вышки для того времени являлись прекрасными тренажёрами. К слову, второй раз я прыгнул с вышки только через несколько лет, когда уже учился в политехническом техникуме в Комсомольске-на-Амуре и занимался в парашютной секции.
- Шёл на беседу с вами, и из открытого окна одного из жилых домов услышал известную песню Владимира Высоцкого «Затяжной прыжок». Бывают же такие совпадения! Там есть очень жизненные, па мой взгляд, строчки: «Мне инструктор помог... и коленом пинок... перейти «той слабости грань: за обычное наше «Смелее, сынок!» принял и его сонную брань». Мои знакомые, прыгавшие с парашютом, говорили, что есть такой психологический метод воздействия на тех, кто не очень решителен у открытого люка…
- Подобные ситуации знакомы всем инструкторам и парашютистам-новичкам. В самом деле, первый прыжок - серьезное психологическое испытание для дебютанта. И прыгать вроде страшновато, а если не прыгнешь - опозоришься перед товарищами. Тут трудность вот ещё в чём. Самолет с парашютистами летит со скоростью 40 метров в секунду, и, если кто замешкался, надо отправляться на очередной круг. Тем более на нашем аэродроме, имеющем ограниченные размеры и расположенном рядом с жилмассивом.
Помню, готовили в клубе парашютистов специального контингента для ВДВ до 90-х годов прошлого века, пока не начались проблемы с финансированием, в том числе и с подготовкой допризывной молодежи, мы делали это регулярно. В самолёте, откуда прыгали парашютисты, задержался один паренёк: он не смог прыгнуть в первом заходе. Инструктор пересадил его ближе к пилотской кабине и предложил понаблюдать за товарищами, надеясь, что это придаст ему уверенности и он сможет преодолеть свой страх и повторит попытку. Когда все парашютисты покинули борт, инструктор сказал лётчику, чтобы тот сделал круг пошире, а этому юноше показал ориентир на земле. Мол, мы станем вместе у дверей, и, когда поравняемся с этой точкой, ты шагнёшь в проём двери, а остальное сделает за тебя парашют... Уловка была в том, что ориентир он указал, что называется, с перелётом, прыгать надо было всё-таки раньше. И пока будущий десантник настраивался на отдалённый ориентир и был относительно расслаблен, инструктор в нужный момент слегка подтолкнул его в плечо, чего вполне хватило, чтобы парашютист вывалился в открытый проем двери. Остальное, действительно, сделал парашют, выучка-то у парня имелась хорошая. Всё получилось как нельзя лучше, так что следующие прыжки юноша уже делал сам, поскольку преодолел ту самую психологическую грань!
Но подобные примеры вовсе не означают, что так делается сплошь и рядом. Такого, чтобы какой-нибудь излишне робкий парнишка упирался и цеплялся ногтями за обшивку, а инструктор во что бы то ни стало старался выпихнуть его из самолёта, конечно же не бывало и быть не могло...
- Какой период за 80-летнюю историю Хабаровской краевой организации ДОСААФ России вы считаете наиболее плодотворным для авиационного дела в целом и парашютизма в частности?
- Всплеском популярности и резко возросшей массовости можно считать 60-е годы прошлого века, когда аэроклуб из Красной Речки перевели на нынешний аэродром. В 1961 году у нас появился самолет ЯК-12, а через год - АН-2, вот тут парашютизм стал по-настоящему массовым. Подъём был ещё и потому, что появились первые управляемые парашюты. Если ранее этот вид спорта представлял собой больше шоу, красивое зрелище, то с ними уже начался настоящий спорт с привычной для него состязательностью. Прыжки на точность приземления, с задержкой раскрытия, комбинированные прыжки...
Сказалась и постепенная эволюция в конструкции парашютов. Как известно, первые из них имели классическую округлую форму они не были управляемыми и за висели целиком от скорости и направления ветра. Кроме того, такие парашюты раскачивались Позже для исключения раскачивания на вершине купола вырезали полюсное отверстие, выходящий из него воздух создавал реактивную силу и тем самым стабилизировал раскачивание.
А в середине 50-х годов XX века один из советских конструкторов воплотил в жизнь революционную идею, сделав в парашюте специальный трапециевидный вырез. Раньше ведь как считалось, если в парашюте появился разрыв, то он приведёт к полному отказу парашюта. Между тем трапециевидная щель сделала парашют более скоростным и манёвренным. Позднее в иных парашютах появилось свыше 40 отверстий! В середине 70-х годов прошлого века наступила эра совершенно других парашютов - в форме крыла. Разработка этих модификаций значительно увеличила скорость полёта парашюта, а так же возможности спортсменов-парашютистов в исполнении ими различных трюков в воздухе и точности приземления.
- Интересно, кстати, каковы сейчас критерии мастерства в этом достаточно эффектном элементе соревнований и показательных выступлениях парашютистов?
- Считается, если парашютист не попал в 16-сантиметровый круг при приземлении, его результат оценивается с максимальным баллом штрафных очков. А что такое 16 сантиметров? Размер обуви пятилетнего ребенка! И всё это - за счет постоянного совершенствования парашюта. Ну и, конечно, человеческого умении им управлять...
- Последний вопрос: сколько в Хабаровске за эти годы подготовлено парашютистов. Точные цифры не требуются, хотя бы их порядок...
- Я думаю, десятки тысяч. Судите сами, в лучшие годы мы готовили около восьмисот парашютистов в год. Убеждён, и сейчас этот показатель был бы таким же, а то и больше, но экономические реформы 90-х годов прошлого века не могли не сказаться и на нашей организации. Но это - тема отдельного разговора. В любом случае, у нас и сейчас есть кому отметить знаковую для всех людей, увлечённых парашютизмом, дату — 26 июля!
Пользуясь случаем, хочу напомнить ещё об одной памятной дате. 20 августа 2011 года Хабаровский краевой аэроклуб отметит свой 80-летний юбилей. Сейчас полным ходом идет подготовка к атому замечательному празднику. Готовятся к показательным выступлениям авиационные спортсмены, творческие коллективы. Праздник состоится, как всегда, на лётном поле аэроклуба в районе станции Хабаровск-II, и мы приглашаем сюда всех желающих. Начнётся он в 10.00.
Беседовал Геннадий Гапонов,
Фото из архива Анатолия Дудакова.
«Суворовский натиск», № 28, 23.07.11
.