На ул. Ленина в Хабаровске с водителем Евгением Гришковым случился странный случай. Его остановил сотрудник ГИБДД, попросил на проверку документы, в одном из которых впоследствии обнаружились исправления. Переправлена был всего лишь одна цифра в строке «номер кузова». Была «7» - стала «8». С такими документами ездить нельзя, а тем более невозможно продать машину, что как раз и намеревался сделать водитель Гришков. Но вместо рынка его попросили проехать в отделение милиции. Это же подделка документов! Но автолюбитель заверяет, что предъявлял документ без помарок. Кто же тогда внес исправления?
Семь на восемь
Вот как описывает случившееся сам Евгений Гришков. «02.11.2010 г. около 15.30 ч. я управлял «Субару Легаси Б4» (Subaru Legacy b4) транзит ОМ 27 9424 по ул. Ленина, двигался в крайнем левом ряду. Остановился на светофоре, и в это время по встречной полосе без световых и звуковых сигналов ко мне подъехала машина сотрудников ГИБДД с номером на борту 820. Оттуда вышел сотрудник ДПС (как позже выяснилось, это был заместитель командира роты полка ДПС ГИБДД УВД по Хабаровскому краю Андрей Пчелкин. - Ред.) и потребовал мои документы на право управления автомобилем и паспорт транспортного средства (ПТС), так как автомобиль был снят с учета - готовился на продажу.
Сотрудник ДПС взял мои документы, здесь же внимательно просмотрел их и потребовал свернуть с ул. Ленина на ул. Запарина. Документы забрал с собой. Я проследовал за ним. Когда подъехал к патрульной машине, то остановился и стал ждать, что же будет дальше. Через 5-7 минут сотрудник ДПС подошел к моей машине и спросил: «Почему исправлен номер кузова в ПТС синей ручкой?» Я ответил, что никаких исправлений у меня не было (этот разговор записан на камеру мобильного телефона. - Ред.).
Тогда он составил два постановления: за нарушение регистрационного порядка и за тонировку, под которыми и значилась фамилия «инспектор Пчелкин А.Ю.». Далее к нам приехали еще два экипажа, при этом инспектор отдал мои документы другим сотрудникам ДПС, а сам спешно уехал. После чего ко мне подошел другой инспектор ДПС - Оганезов (так он представился) и попросил проехать с ним в отделение милиции для выяснения непонятно чего (четко он сформулировать причину не сумел, хотя вроде бы логично было обвинить меня в подделке документов). Я ответил отказом и попросил составить протокол о доставлении. После этих слов он вдруг отдал мне все документы (водительское удостоверение и ПТС), а сам уехал.
Когда я стал проверять документы, то увидел, что в ПТС действительно исправлена одна цифра синими чернилами. Был номер кузова ВЕ5 064710, а стал ВЕ5 064810. Отец недавно передавал мне оригинал ПТС, где никаких исправлений не было, это он сам сможет подтвердить».
Свидетель Леонид Соколов, который ехал в машине Гришкова, тоже подтверждает: «Буквально за полтора часа до этого, когда садились в машину, я и мой друг Александр Макаренко видели ПТС на данный автомобиль, и никаких исправлений там не было. Вследствие чего я могу сделать вывод, что исправление в ПТС было внесено только сотрудником ГИБДД».
Водитель Евгений Гришков 7 декабря подал иск в Железнодорожный районный суд Хабаровска, где ответчиком указал УГИБДД Хабаровского края. «В связи с подделкой документов продажа машины не состоялась и автомобиль не эксплуатируется до настоящего времени, - пишет истец. - Прошу взыскать с УГИБДД компенсацию морального вреда в сумме 100 тыс. руб.».
Химия поможет
Но и это еще не конец истории. Непонятно, зачем было портить паспорт транспортного средства (ПТС) инспектору (если он вообще это делал), находящемуся при исполнении? С таким случаем в обширной практике правозащитники еще не сталкивались. Если предположить разве что небольшую месть за строптивый характер водителя Гришкова, который стал чуть ли не поучать инспектора, когда тот потребовал у него документы (это хорошо видно на видеозаписи). С другой стороны, зачем было самому владельцу править цифры, если как раз все данные оригинального паспорта соответствуют данным автомобиля?
Разобраться в этой на первый взгляд странной, но, похоже, скандальной истории (если в работе инспектора это было системой) будут эксперты-криминалисты. Водитель Гришков, оставшись с поддельным ПТС, уже написал заявление в следственный комитет. И старший следователь СО СУ СКП по Центральному району Хабаровска Е.П. Ким назначил химическую экспертизу. Будут исследованы чернила ручки с двух документов: ПТС с исправлением и постановления, которое вынес заместитель командира роты полка ДПС ГИБДД УВД по Хабаровскому краю Андрей Пчелкин в тот же день, прямо на месте правонарушения.
Правда, командир полка ДПС ГИБДД МОБ УВД по Хабаровску Евгений Дружинин уже успел рассмотреть жалобу водителя Евгения Гришкова, и отписал его отцу (владельцу, сын управляет авто по доверенности), как вступает в законную силу постановление по делу об административном правонарушении. И никакого ответа по существу. Что ж, остается ждать результатов экспертизы.
Комментарий
Сергей Табатчиков, правозащитник, эксперт «Автоклуба»:
- Налицо нарушение ст. 63 Административного регламента МВД РФ. Ведь у автоинспектора должны быть веские основания к остановке транспортного средства. А были ли они на дороге в тот момент, когда он подъехал к машине Гришкова? Знаю, что оценка деятельности инспекторов у нас оценивается по количеству составленных протоколов. Норма, если мне не изменяет память, составляет 20 штук за смену. И если инспектор план не выполняет, значит, он плохо работает. Это вполне может вести к коррупции и другим вынужденным нарушениям.
К тому же, если разобраться в ситуации с водителем Евгением Гришковым, становится очевидно, что заинтересованности (умысла) на исправление документов у него не было. Значит, у кого был умысел?
Мой совет всем автолюбителям - снимайте все действия автоинспектора на видеокамеру. Потом будет легче доказать свои права в суде и прокуратуре.
К слову, в письменном ответе командира полка должны быть ответы на все претензии, изложенные в жалобе Гришкова. Их там нет, а это опять нарушение должностной инструкции.
«Автоклуб» об этом писал:
«Автолюбитель Дмитрий Пермяков спустя полгода после составления на него инспекторами ГИБДД края протокола (№ 27 ОВ 542294 от 17.01.10) об административном правонарушении выиграл дело и вернул себе водительские права. Свои права он отстоял благодаря сотовому телефону со встроенной видеокамерой. Все действия командира взвода отдельного батальона дорожно-патрульной службы ГИБДД по обслуживанию дорог федерального значения УВД по Хабаровскому краю А.Ю. Лабаркина записывал на телефон (согласно п. 25 нового приказа МВД РФ № 185 «Об утверждении Административного регламента»), а потом заявил ходатайство о просмотре видео в суде»
(«Командира взвода ДПС сняли на видео и выиграли дело», «Хабаровский Экспресс», № 29 за 2010 г.)
«Два с половиной месяца потребовалось суду, чтобы разобраться с обычным протоколом, выписанным на автора «Автоклуба» по ст. 12.8. ч.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях РФ (КоАП) - «Передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения». Санкция за такое нарушение одна: лишение права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет. Но прав у меня нет и не было никогда! Автор же протокола (цитирую по документу) - командир взвода №2 роты №2 ОБ ДПС ГИБДД по обслуживанию дорог федерального значения УВД по Хабаровскому краю А.Ю. Лабаркин был непреклонен - и писал, писал. Мировой судья Игорь Рудой постановил: дело об административном правонарушении прекратить за отсутствием состава правонарушения»
(«Пустышка от ГИБДД края», «Хабаровский Экспресс», № 25 за 2009 г.)
Тогда мы писали, что «если правильно поняли, главное в работе ГИБДД - количество, а не качество...» А теперь выясняется, что это уже система?!
Константин Пронякин,
«Хабаровский Экспресс», 22-29 декабря 2010, № 52 (903)