Валерий Головин и Лариса Маклакова
Валерий Головин и Лариса Маклакова
см.
Майские звезды-1
Майские звезды-2
Майские звезды-3
Майские звезды-4
Майские звезды-5
Майские звезды-6
 
Солнечным, но ветреным выдавался, как правило, день 5 мая, когда газетчики и полиграфисты СССР отмечали профессиональный праздник.  
 
Торжества передвинули, объяснив это тем, что не ленинская «Правда», первый номер которой вышел 5 мая 1912 года, а петровские «Ведомости», издававшиеся с 13 января 1703 года, положили начало национальной прессе. Наверное, это так. Но прежняя дата не ушла из сердец журналистов старшего поколения. Она в памяти каждого коллеги, с которым мы шли по газетной тропе - тернистой, но счастливой.
 
Валерий Головин
 
«Приамурские ведомости», выходившие в 1894-1917 годах в статусе официального издания одноименного генерал-губернаторства, были возвращены из небытия в 1990 году. Штат воссозданной ежедневной газеты составили, без преувеличения, мастера своего дела.
 
Лев Стукун и Геннадий Строев имели за плечами «Водный транспорт» и «Лесную промышленность» - отраслевые СМИ, в которых оба работали собственными корреспондентами по Дальнему Востоку. Николай Андреев возглавлял «Молодой дальневосточник», Сергей Лебедев и Михаил Колбаско - ключевые отделы «Тихоокеанской звезды».
 
Валерий Головин с удостоверением корреспондента исколесил Приморский и Хабаровский края, представляя ведущие региональные издания. Его жена тоже была журналистом. Но когда семья получила квартиру в хабаровском микрорайоне Большая - Вяземская, Людмила пошла в ближайшую школу учителем русского языка и литературы. Дети подрастали, а муж не вылезал из командировок. Она его понимала: главные темы берутся не на главной улице краевого центра.
 
Высокий и худощавый, молчальник и педант, Головин писал быстро и много. Его фамилия стояла почти в каждом номере «Приамурских ведомостей». Репортажи с биржи «Бизон» и других новообразований, знаменовавших приход рынка в экономику, соседствовали с официозом.
 
Тогда страна трещала по швам из-за противоборства союзных и республиканских властей. Позиция газеты заключалась в том, чтобы не подливать масла в огонь. Когда в одно время в Хабаровске оказались президент СССР и предсовмина РСФСР, освещение пребывания обоих доверили Головину. Его изложение выступлений Михаила Горбачева и Ивана Силаева было сродни ювелирной работе.
 
Пожалуй, как никому другому из пишущей братии, Головину удавалось показать деятельность региональной власти. Примечательно интервью начальника отдела материальных балансов и межрегиональных связей главного управления по экономике крайисполкома Анатолия Меняйлова. Это было не изложение справки, а диалог знающих людей, принципиальный и яркий.
 
Что скрывать, многие издания 1990-х годов ударились в очернительство. Валерий Александрович с его четвертьвековым опытом газетной работы понимал, что не меньше критики нужен позитив. Так, он написал о комплексе, построенном «Дальлеспромом» для снабжения колбасой и сыром собственных трудовых коллективов и принимающем на переработку мясо и молоко из подворий района им. Лазо.
 
Публикация из СМП-861 треста «Транссвязьстрой» рассказывала не только о новых партнерских отношениях, позволивших сохранить рабочие места. Пожалуй, впервые в СМИ края была поднята тема вахтовиков: автор рассказал о специфике работы удлиненными сменами за сотни километров от дома, а также о размещении, питании, медобслуживании.
 
После создания издательского дома «Приамурские ведомости» Головин перешел туда и взялся за написание книг. В новой ипостаси он остался верен себе: напросился в рейс, чтобы собрать материал о рыболовецкой компании. Фотограф Виталий Яшонков, работавший с ним в паре, вспоминал, как попали в шторм, как большинство экипажа - от кока до рефмашиниста - лежало пластом, как Головин, превозмогая себя, отправлялся на рабочие места с диктофоном.
 
- Я взял классный материал!.. - говорил он, возвращаясь в каюту промокшим, осипшим, но счастливым.
 
Лариса Маклакова
 
Она работала машинисткой в редакции газеты «Восход», издаваемой в Ванинском районе. В переломные 1990-е отложила чужие рукописи и взялась за свои. Новоиспеченная корреспондентка вникала в нюансы разгосударствления, предпринимательства, а также постигала криминальную составляющую этих процессов. Это не преувеличение: в Ванино, как и в другие порты Дальнего Востока, хлынул поток иномарок, что привлекло внимание преступных группировок.
 
«Приамурские ведомости» перепечатывали публикации Ларисы Маклаковой, в которых, как в капле росы, отражались противоречия, стоящие на пути к рыночной экономике. К примеру, фермерское хозяйство села Уська-Орочская получило документ на право владения земельным участком, однако приступить к выращиванию кормовых культур животноводы не смогли. В районном комитете по земельной реформе развели руками: участок давным-давно был передан рыболовецкому колхозу, который пустующие гектары никогда не использовал, однако уступать их был не намерен.
 
Уместно напомнить, что Россия тогда потребляла не только американскую курятину и немецкую водку. Газеты заполонила англосаксонская журналистика с ее ссылками на источники, которые вгонялись в текст, как коды в пейджер. Но писать о рэкете со слов сотрудников транспортной милиции - это одно. Сделать же репортаж из порта, поднявшись на судно и опросив моряков, - совсем другой профессиональный уровень. Изложение увиденного дополняли откровения пострадавших и концовка, подчеркивавшая отстраненность правоохранителей. «Что ждете?» - спросила Лариса рэкетиров, коротавших время в шикарном авто. «Следующее судно», - отвечали те.
 
Следует традициям отечественной журналистики и ее расследование о строительстве коттеджа для должностного лица лесокомбината с привлечением солдат-срочников. В публикации нет плохих и хороших, а есть довольные житьем-бытьем за пределами части рядовые и юридически подкованный владелец возводимого объекта. А еще подтекст с однозначной позицией автора, изложенной без шансов на опровержение.
 
Публикации в «Приамурских ведомостях» не остались без внимания: Маклакова была приглашена на должность собственного корреспондента краевого радио. Но газету не оставила. Больше того, через некоторое время Лариса Юльевна была назначена редактором «Восхода».
 
Работала она в режиме, который вряд ли бы выдержали молодые коллеги. Сразу после шести утра прямой эфир с ведущей краевого радио Надеждой Колосовой. Новости побережья, причем без глянца, передавались в течение всего дня.
 
Редакция районной газеты располагала автомобилем, и водитель не стал бы спорить, попроси Маклакова делать выезды в Советско-Гаванский район, входивший в зону ее ответственности как корреспондента краевого радио. Она поступила по-другому - добилась от руководства телерадиокомпании полставки водителя с оплатой аренды автомобиля. И Ларису по радийным делам возил муж, оставивший другую работу. Карьерный взлет супруги не отразился на семейных отношениях.
 
Наступление нового века ознаменовалось не только президентством Владимира Путина. Отечественная журналистика стала возвращаться на страницы газет репортажами с мест событий, зарисовками о людях, авторской эмоциональностью - всем тем, что отличало публикации Ларисы Маклаковой.
 
Она погибла в авиакатастрофе летом 2001 года, отправившись на вертолете в сихотэ-алиньскую глубинку с группой телерадиокомпании «Дальневосточная».
 
Михаил Карпач
«Приамурские ведомости», №16