Благими пожеланиями вымощена дорога в ад — мотивируя свои действия необходимостью оптимизации расходов в социальной сфере, правительство республики фактически хочет уничтожить Высшую школу музыки Республики Саха (Якутия), за короткий срок снискавшую известность на международном уровне.

 

23 ноября прошлого года распоряжением премьера Егора Борисова были внесены дополнения в постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 04 июля 2007 года № 293 «О Плане оптимизации расходов по основным направлениям социальной сферы на 2007-2011 годы». В одном из его пунктов содержалось указание Министерству культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия): «В I квартале 2010 года рассмотреть вопрос перевода обучающихся Высшей школы музыки в учреждения профессионального образования культуры и искусства по уровням образования с внесением соответствующего проекта решения Правительства Республики Саха (Якутия)”. То есть речь идет не о переводе коллектива Высшей школы музыки в другое здание, а фактически о его расформировании, направлении учащихся в другие учебные заведения. И продиктовано это не заботой о судьбе одаренных детей республики, опытного педагогического коллектива, а «заботой» о «канадской деревне», в которой сейчас располагается школа, в которой, кстати, дважды бывал и восторгался талантом ее воспитанников Владимир Путин.

 

Оглядываясь на то, что происходило более шестнадцати лет назад, стоит напомнить, что начиналось строительство этой «канадской деревни» в обстановке строжайшей секретности — народ с любопытством поглядывал тогда издалека на строящиеся непривычные для тех мест аккуратные современные домики, огороженные плотным забором. Для кого и чего строилась целая « деревня», никто толком не знал, кроме, конечно, президента Михаила Николаева и его ближайшего окружения, но они хранили молчание.

 

Его удалось нарушить благодаря проникновению на территорию строящейся «деревни» корреспондента газеты «Молодежь Якутии» Евгении Градской (просто перелезла — вместе с фотокорреспондентом - через забор и уговорила строителей провести для них экскурсию), которая потом подробно рассказала на страницах газеты о диковинном поселении, которое чиновники, по всем признакам, как проговорились строители, явно строили для себя. «Молодежь Якутии» в первой половине 90-х годов пользовалась в республике непререкаемым авторитетом, отмахнуться от ее критических публикаций было просто невозможно. Разразился скандал, который, однако, Михаилу Николаеву удалось быстро потушить, издав указ о том, что «канадская деревня» будет отдана создаваемой Высшей школе музыки.

 

И вот теперь вновь эта «деревня» кому-то не дает покоя. Как оказалось, министру культуры республики, «долгожителю» правительства Андрею Борисову, прямо скажем, счастливчику, которого, в своем время Михаил Николаев одарил коттеджем, а он его, в свою очередь, сравнил с Пушкиным: мол, Михаил Ефимович в истории республики, как Пушкин в русской поэзии.

 

С подачи Борисова, к примеру, юбилей Платона Ойунского делегация Якутии ездила справлять в Париж (столица Франции вряд ли когда-нибудь еще принимала столь многочисленную делегацию даже не страны, а всего лишь одного из регионов государства). Причем, двое суток якутян ждал самолет в аэропорту. Вот такая «крутая» была поездка в лихие 90-е. Ну, а о финансировании из бюджета съемок кинофильма министра Борисова вообще промолчим. Что же пришло в голову Андрея Саввича на этот раз?! Об этом он сам рассказывает в письме, обращенном к председателю правительства республики Егору Борисову.

 

Во вступительной части министр пишет о необходимости выводить якутскую культуру «на мировую арену» и одним из условий этого считает «формирование адекватной социальной среды в виде локального поселения внегородской черты с применением передовых инновационных технологий. Территории участков предварительно оговорены с мэрией г. Якутска и минимуществом РС(Я). Один, примыкающий при непосредственной близости от Высшей школы музыки, составляет 16,5 га, а другой – в пятистах метрах к северу от нее равен 74,8 га».

Что же касается причины выселения школы из «деревни», об этом сказано вскользь: «На сегодня существует острая проблема дальнейшего содержания и эксплуатации зданий ГОУ ВШМ, при не соответствующих нормам безопасности и требованиям функционального назначения, как объекта для проведения образовательной деятельности». Шестнадцать лет «деревня» отвечала всем этим требованиям, а теперь нет.

 

«Идея, пишет министр, заключается в том, чтобы в перспективе переселить школу в каменное строение согласно необходимым требованиям, а на близлежащих участках возвести жилые комплексы с перспективой вливания территории школы и на этой основе создать поселение. Выгоды данного подхода очевидны из следующих соображений: рядом пролегают необходимые коммуникации (газовая сеть, дороги, электроэнергия), существуют готовые сооружения самой школы в будущем для социальной инфраструктуры, что может гораздо снизить себестоимость подобных сооружений в разы. Локальное поселение сможет решить такие вопросы, как обеспечение коллективного выезда на места работы специалистов, создать необходимую профессиональную среду (климат), организовать дополнительные рабочие места, реализовывать комплексные проекты в области культуры. В целом оно должно выступить своеобразным образцом и моделью будущих населенных пунктов, где можно апробировать, ставшие перспективными в мире инновационные поселения, эффективно существующие как оправдавшие себя экономические единицы и отразить в самой форме замысел общинного обустройства».

 

Что касается Высшей школы музыки, министр кривит душой: речь на самом деле ни о какой перспективе переселения школы в каменное здание не идет. На этот счет никаких идей у Андрея Борисова нет, другое дело, общинное поселение, которому «канадская деревня» лишь положит начало, а затем, по его замыслу, там построят сначала дома для 50 семей, а потом «около 500 единиц жилого строения различного типа (усадьбы, коттеджи, загородные дома и таунхаузы)». То есть, надо полагать, 50 — для «простых» работников культуры и в десять раз больше для более «достойных», и все за счет государства.

 

Таким образом министр предполагает «вывести из разряда хронически нуждающихся в жилье граждан с дефицитным доходом, сместив их частично из бюджетной категории в деловую среду». Как говорится, министерство строительства отдыхает! Потому что министерство культуры, оказывается, взялось за изучение «образцов модульных строений, изготовление которых является технологически возможным и реальным при существующей конъюнктуре рынка строительных материалов быстровозводимых домов». Пока правительство России ломает голову над тем, как решить острую жилищную проблему, а ипотеку сделать доступной для населения, Андрей Борисов уже нашел решение, как обеспечить жильем деятелей культуры в отдельно взятой республике. Вот его рецепт:

 

«Механизмы реализации проекта могут быть следующие: принятие отраслевой жилищной программы для деятелей культуры и искусств; разработка соответствующего положения под индивидуальное жилищное строительство; придание особого республиканского статуса проекту; организация рабочей группы под эгидой Минкультуры по части контроля и отбора лиц, нуждающихся в жилищном фонде.

 

Началом реализации программы обозначить 2010 год с вводом в эксплуатацию к 2012 г. Стоило бы привлечь внимание широкой общественности республики, да и России в целом к данному вопросу, придать широкую огласку используя и мировые площадки, например, экспонировать проект в составе «Земля Олонхо» на Всемирной универсальной выставке ЭКСПО-2010 в Шанхае.

 

В связи с чем, просим Вас одобрить пилотную концепцию «Инновационного поселения «Серебрум», разработанную силами творческих групп нашего ведомства, и вынести на рассмотрение заседания Правительства Республики Саха (Якутия).

 

С уважением, министр А.С.Борисов»

 

В каких же облаках витает министр? И что, интересно, на этот счет думает Егор Борисов?

 

ИА SakhaNews.