На открытии «комсомольской Хатико» собаки Найды (слева - мэр Комсомольска Андрей Климов, справа - Евгений Попов). Фото: komcity.ru
На открытии «комсомольской Хатико» собаки Найды (слева - мэр Комсомольска Андрей Климов, справа - Евгений Попов). Фото: komcity.ru
Еще недавно наш город, являлся символом героизма, целеустремленности, движения и развития советской молодежи. Комсомольск-на-Амуре строился как образец современного социалистического поселения.
 
Тщательно и очень внимательно рассматривались вопросы застройки города, создания удобной, благоустроенной городской среды. Руководили городом люди ответственные и здравомыслящие.
 
Для обсуждения творческих вопросов, поисков правильных, общеприемливых решений, были созданы городские профессиональные советы - общественный, художественный, градостроительный.
 
Положение и составы таких советов утверждались главой Комсомольска-на-Амуре. Решения, мнения и рекомендации профессионалов обязательно рассматривались управленцами и, в большинстве случаев, принимались к реализации.
 
Сегодня в наш город президентского внимания ежегодно направляются огромные суммы именно на создание благоприятной городской среды, реновации существующих пространств и создание новых современных и удобных городских территорий.
 
Казалось бы, самое время призвать оставшихся в городе представителей творческой интеллигенции и используя авторитет творческих организаций объективно оценивать предлагаемые градостроительные и художественные решения.
 
Полностью игнорируя не только мнение профессионалов но и общественное мнение, окружив себя доморощенными экспертами и творцами, администрация, похоже, осваивает выделяемые финансы. Именно осваивает средства, а не стремиться выполнять указы президента.
 
В городе появляются трендовые непоколебимые авторитеты. Один из них - ранее малоизвестный горожанам «скульптор-самородок» Евгений Попов.
 
В результате неизвестных аукционов и, похоже, минуя согласования всех творческих советов, он получил право на выполнение всех городских скульптур.
 
За год он успел накубатурить таких поделок примерно на 15 миллионов, наших бюджетных рублей.
 
Не обращая внимания на художественную ценность своих произведений, он, предполагаю, также игнорировал и технологию и материаловедение. А к городской скульптуре предъявляются особенные требования по художественной выразительности, долговечности, в том числе противовандальные.
 
В результате после первой зимы почти все арт объекты скульптора Попова пришли в негодность.
 
Что наблюдают комсомольчане сегодня (см. http://www.komcity.ru/news/?id=33209).
 
Потрескалась окраска и шпаклевка фигур и малых форм около библиотеки Островского, возле Драматического театра, на улице Калинина, фигура тигра у гостиницы Амур, облезла скульптура «комсомольской Хатико» собаки Найды. У «сидящей девушки» в сквере на проспекте Мира вандалы без труда отломали ногу. Во многих местах обнажилась арматура. Что, в дальнейшем, все объекты разрушаться - нет никаких сомнений.
 
Строители знают, что для защиты арматуры несущих конструкций необходим защитный слой бетона не менее 35 мм. По факту - жиденький слой шпаклевки.
 
Вопросы прокурору города: На каком основании скульптор Евгений Попов получил данные заказы? Какими документами была подтверждена художественная и сметная стоимость работ? Какие гарантийные обязательства предусмотрены договором, потому что данные объекты придется подновлять каждую весну?
 
По скульптуре Найде вопрос более серьезный, здесь пожертвования горожан.
 
Для читателей дам небольшой экскурс в историю создания памятника собачьей верности. После того, как на интернет площадке был опубликован призыв сбора средств на монумент, многие комсомольчане искренне откликнулись на призыв и «понесли кровные».
 
Была уверенность, что на собранные деньги горожане получать достойное памятное место. В анонсе эскизы будущего монументы представил известный скульптор - Игорь Руттер (см. https://planeta.ru/campaigns/soberemnaide)
 
Стоимость памятника определили в 400 000 рублей.
 
Вот так был заявлен материал скульптуры: «...По словам Игоря Юрьевича, оптимальный материал для памятника Найде - это бетон. Другие варианты более затратны. Художник изготовит полноразмерный макет скульптуры собаки из монтажной пены и гипса, который затем будет отлит из бетона».
 
«Это недорогой и одновременно практичный материал, - считает Руттер. - Как пример, бетонному памятнику комсомольцам, который стоит возле нашего Дома молодежи, более 80 лет. Верхний слой покрытия я постараюсь затонировать в более темный серый цвет, напоминающий металл».
 
Описывается серьезный технологический процесс, обещается долговечность и монументальность.
 
На стадии выполнения непонятным образом меняется автор. По факту мы получили каркас из проволоки, облепленный бетоном и крашеный краской непотребного цвета.
 
По словам же скульптора Попова в одном из интервью, только на арматурный каркас он затратил около 300 000 рублей.  На ум опять приходит нетленка: «…Шура пилите гирю, она золотая..»
 
После первой же зимы наблюдаются все характерные для скульптур данного умельца разрушения. Отвалилась шпаклевка, проржавела армосетка и арматура.
 
А в этот памятник собачей преданности внесла лепту и моя семья, мы перечислили 5 000 рублей и по условиям акции, я хотел увидеть нашу фамилию на памятной табличке. Никакой таблички на объекте не наблюдается.
 
Похоже, нас обманули, подсунув вместо серьезного произведения примитивную залипуху?!
 
Соответственно у меня возникли дополнительно еще вопросы к прокурору Комсомольска-на-Амуре: Почему работу выполнял Евгений Попов, а не Игорь Руттер? Кто пересогласовывал материал скульптуры? Почему нарушены технологические процессы изготовления бетонных скульптур?  Какие гарантийные обязательства закреплены за автором работы?
 
Валерий Редколис,
архитектор СА России, почетный строитель России.
 
P.S. В последующих публикациях я планирую обсудить с читателями такие объекты современного комсомольского арт-хаоса (не опечатка) как «Сиреневый сквер», Детский парк в сквере Швейной фабрики, речной вокзал и набережная Комсомольска-на-Амуре и многие другие поделки «придворных мастеровых».